Г) Позиции и деятельность политических партий.
В 1917 г. на политической арене России действовали три основные силы: буржуазия и поддерживающие ее помещики, мелкая буржуазия (крестьянство и средние слои города) и пролетариат. В соответствии с этим определялись и политические позиции различных партий.
Буржуазные партии стремились сохранить и укрепить существующие порядки, довести войну до “победного конца”. Интересы финансово-промышленного капитала защищала Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) во главе с П.Н.Милюковым. Правее кадетов находилась партия “Союз 17 октября”, выражавшая интересы обуржуазившихся помещиков и крупной буржуазии. Лидерами октябристов были А.И.Гучков, М.В.Родзянко и др. Октябристы, которые до Февраля открыто поддерживали самодержавие и считались правительственной партией, в 1917 г. вступили в полосу жесткого кризиса, потребовавшего полного реформирования партии.
Ни одна из непролетарский политических партий России не вела такой бурной политической деятельности, как кадеты: через каждый месяц они проводили съезды, во всех составах Временного правительства занимали важные министерские посты.
Кадеты, ставшие после Февральской революции главной партией буржуазии, пытались придерживаться блока с партиями, преобладавшими в Советах, и видели свои задачи в том, чтобы восстановить порядок и довести войну до победного конца. Известный лозунг Милюкова “Победа – это Константинополь, Константинополь – это победа” отозвался в народе ироническим прозвищем “Милюков-Дарданельский”.
Выступавшие до 1917 г. за конституционную монархию, после Февраля кадеты объявили себя республиканцами, а Россию – “демократической парламентской республикой” с разделением законодательной и исполнительной власти, оговорив, что этот вопрос окончательно решит Учредительное собрание. Летом 1917 г., наблюдая усиление большевизма, безудержный рост разложения в армии, бессилие коалиционного Временного правительства, кадеты включились в поиск путей установления “твердой власти”. Свои надежды они связывали с фигурой Корнилова. Милюков разделял предлагаемую генералом программу наведения порядка, о чем прямо заявил 14 августа на Государственном совещании в Москве. Симпатии кадетов к Корнилову стали главной причиной падения популярности этой партии после подавления мятежа.
Интересы широких слоев населения города и деревни отражали партии меньшевиков и эсеров. Лидерами меньшевистского крыла российской социал-демократической партии были Ю.О.Мартов, Н.С.Чхеидзе, М.И.Скобелев и др. Партию социалистов-революционеров возглавляли В.М.Чернов, Н.Д,Авксентьев, А.Р.Гоц и др. Позиции меньшевиков и эсеров сводились к следующему: поддержка на определенных условиях Временного правительства в сочетании с давлением на него и контролем за его действиями; призыв к “демократическому миру” без аннексий и контрибуций, что в то же время не исключало лозунга защиты “революционного Отечества”. Картина первого этапа революционного процесса рисовалась меньшевиками как буржуазно-революционный строй, который они критикуют, но поддерживают, пока капитализм не исчерпал своих возможностей. В Советах они видели организацию трудящихся, способную влиять на развитие событий, но не орган власти. Подобная позиция по этому пункту была и у эсеров, для которых самым главным был вопрос о земле. Схожие программные положения позволили меньшевикам и эсерам образовать в Советах тот единый блок “революционной демократии”, который существовал на протяжении всего 1917 г. Политические позиции партий меньшевиков и эсеров серьезно влияли на действия Временного правительства, делая их еще более противоречивыми и нерешительными.
Интересы широких слоев трудящихся отстаивала РСДРП(б). Однако до августа 1917 г. представительство большевиков в Советах было крайне незначительным, т. к. их пораженчество и крайний радикализм еще не приобрели популярности в обществе. В вопросе о войне и мире большевики в основной своей массе придерживались ленинской концепции превращения войны империалистической в войну гражданскую.
Однако сразу после Февральской революции большевики, возглавляемые Л.Б.Каменевым, И.В.Сталиным, М.К.Мурановым, проявили осторожную готовность к объединению с меньшевиками и к одобрению их курса условной поддержки Временного правительства.
Процесс объединения был прерван возвращением 3 апреля из эмиграции В.И.Ленина. Вождь большевиков после свержения самодержавия высказал мысль о том, что революционный процесс не остановится на буржуазно-демократическом этапе, а пойдет к следующему, социалистическому, этапу. Программу борьбы за переход от буржуазно-демократической революции к социалистической Ленин изложил в Апрельских тезисах. Вкратце эта программа сводилась к следующему:
а) никакой поддержки Временному правительству;
б) завоевание большевиками большинства в Советах;
в) никакой поддержки “революционному оборончеству” (т.е. продолжению войны);
г) немедленная национализация земли, в т.ч. помещичьей;
д) национализация всех банков;
е) введение рабочего контроля на предприятиях.
Ленин не предлагал немедленного свержения Временного правительства. Но, по мнению Ленина, по мере отказа правительства от проведения предложенных реформ население перестанет его поддерживать и власть перейдет в руки советов. Не все в партии разделяли идею Ленина. На VII (Апрельской) конференции РСДРП(б) развернулась дискуссия, на которой Л.Б.Каменев, А.И.Рыков и их сторонники выступили против ленинской концепции, оперируя фактически меньшевистскими положениями о незрелости России. Однако большинство участников конференции поддержало В.И.Ленина.
Апрельская конференция определила и формы борьбы за социалистическую революцию. В отличие от свержения царизма вооруженным путем большевики провозгласили мирный путь развития революции. Он воплощался в двух лозунгах: “Вся власть Советам!” и “Никакой поддержки Временному правительству!”.
Мирный период развития революции кончился в июле 1917 г., когда Временное правительство, применив силу при подавлении демонстраций в Петрограде, начало наступление на партию большевиков. Ленин вынужден был уйти в подполье и скрываться вначале на станции Разлив под Петроградом, а затем в Гельсингфорсе. Проходивший в конце июля – начале августа VI съезд РСДРП(б) временно снял лозунг “Вся власть Советам!” и взял курс на вооруженное восстание.
Коррективы в расстановку политических сил внесло подавление корниловского мятежа. Партия большевиков, сыгравшая в этом ведущую роль, получила кредит народного доверия, что проявилось в значительном росте рядов (насчитывавшая в марте всего 24 тыс. членов, в октябре партия имела в своем составе 350 тыс. человек) и в большевизации Советов (прежде всего, Петроградского и Московского). В условиях развивающегося общенационального кризиса большевики усилили подготовку к вооруженному восстанию, вернувшись к лозунгу “Вся власть Советам!”
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 327;