Национальная политика.
В 80-90-е гг. XIX в. шло усиление угнетения малых народов России.
Было ограничено действие финляндской конституции. Усилилась русификация в Польше (именовавшейся теперь «Привисленский край»), искоренялись остатки ее прежней автономии.
Были серьезно ограничены права народов на обучение на национальном языке, национальные театры и издания. Евреям ограничили доступ к образованию, к государственной службе и запретили жить в ряде местностей («черта оседлости»).
Внешняя политика России.
Если Александра II называли «Освободителем», то Александр III получил прозвище «Миротворец» - при нем Россия не участвовала в войнах.
Нараставшие противоречия между Россией и Австро-Венгрией привели к распаду «Союза трех императоров» и сближению России с Францией. В 1892 г. был подписан франко-русский союз, положивший начало созданию блока Антанта.
На Дальнем Востоке вплоть до 90-х гг. XIX в. Россия проводила острожную политику. Но в 90-е гг. Россия активно включилась в борьбу за территориальный раздел и сферы интересов на Дальнем Востоке. Строительство Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), , проникновение русского капитала в Манчжурию и Корею привели к обострению русско-японских противоречий.
В это же время русское правительство активизировало действия по защите российских интересов на Севере. В частности, в 1899 г. был основан новый административный центр на Кольском полуострове (г.Александровск) и приняты меры к ограничению иностранной деятельности в Баренцевом и Белом морях.
Положение церкви.
После 1881 г. в России резко увеличилось строительство церквей и монастырей, быстро рост штат священников. К 1894 г. число церквей выросло до 56900. В 1881 г. в стране было 94800 священников и причетников, в 1894 г. их стало 109900.
В пореформенный период сложился русский клерикализм, который значительно повысил роль духовной цензуры, расширил компетенцию церковного суда, поддерживал политику русификации нерусских регионов империи и пытался освободить церковь от государственной опеки. Особенно активно эта линия проводилась в 80-е -90-егг. XIX в., когда обер-прокурором Синода был К.П.Победоносцев.
В «Уложении о наказаниях» за пропаганду против православия была предусмотрена целая система карательных мер. Государство обращалось к церкви как к опоре в борьбе против растущего революционного движения. Одной из форм борьбы с леворадикальными настроениями стала организация духовно-просветительских союзов, призванных вести религиозную и монархическую пропаганду среди рабочих и крестьян.
Усилилась борьба с католическим влиянием. В 1885 г. был принят ряд мер борьбы с сектантством и старообрядчеством, но заметного успеха они не принесли. Преследование иноверцев, насильственное насаждение православных норм становились частью государственной политики.
По мере развития капитализма русская церковь вовлекалась в орбиту предпринимательства. Процесс секуляризации шел в основном "снизу". Сдерживающим фактором была жесткая политика Святейшего Синода во главе с обер-прокурором К.Победоносцевым.
Все это свидетельствовало о глубоком кризисе официального православия.
Культура.
Развитие народного образования было обусловлено прежде всего нарастающей потребностью в квалифицированных кадрах для растущей промышленности. Но эпоха контрреформ Александра III знаменовала собой некоторые регрессивные тенденции в сфере просвещения. Была повышена плата за обучение. В 1884 г. новый университетский устав («чугунный устав») ликвидировал автономию университетов и отдал все вузы во власть министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1883 г. началась новая реформа в сфере образования: самыми массовыми начальными учебными заведениями стали церковноприходские школы. (в 1885 г. в них обучалось 52,5 тыс. школьников). В 1887 г. министр просвещения издал печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", запрещавший поступление в гимназии детям из низших сословий.
Антидемократические тенденции в сфере просвещения усиливались деятельностью Святейшего Синода во главе с К. П. Победоносцевым. Синод санкционировал усиление религиозного компонента в образовании в ущерб светскому компоненту. Тем не менее, успехи народного образования были заметны. В начале 80-х гг. в стране было около 70 тыс. учащихся гимназий. По данным переписи 1897 г. доля грамотных в России составила 22,9% всего населения.
Общественный подъем в эти годы дал значительный толчок научной деятельности. Обмен опытом между русской и зарубежной наукой становился все более оживленным, принося возрастающую пользу обеим сторонам. Заметную роль в развитии наук в это время сыграли научные общества (Вольное экономическое, Минералогическое, Русское географическое и др.).
В 1882 г. была отменена государственная монополия на театры. В связи с этим быстро стали возникать частные театры и театральные кружки. Быстро развивалась деятельность меценатов из среды крупных капиталистов.
В то же время усилились гонения в сфере литературы и издательского дела. В 1882 г. был введен новый закон о печати, ужесточивший требования цензуры. В результате в начале 80-х гг. было закрыто большое количество либеральных изданий.
В целом в русской культуре конца XIX в. наблюдается рост патриотических настроений. Во многом он был связан с тем, что европейские державы негативно относились к участию России в европейских делах. Этот рост интереса ко всему национальному проявился в расцвете национальной тематики в искусстве и литературе, в открытии памятников и музеев, в создании «русского стиля» в архитектуре и даже в моде.
Выводы.
Пореформенные годы являются переходными или "переломными", когда происходила коренная ломка феодальных отношений в деревне, завершался промышленный переворот, формировались новые, характерные для капитализма социальные слои - промышленный пролетариат и промышленная буржуазия. Однако развитие капитализма происходило в условиях традиционной политической системы - при сохранении самодержавия и сословного строя, что накладывало негативный отпечаток на социально-экономические процессы. В результате в стране возник сложный клубок противоречий, что предопределило нарастание социальных конфликтов и усиление радикальных настроений в обществе.
Необходимо отметить, что сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, сохранение феодальных пережитков нарушали естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все это определило догоняющий тип модернизации российского общества. Россия на рубеже XIX-XX вв. представляла собой страну «второго эшелона» капитализма, которая должна была форсированными темпами догонять ведущие индустриальные страны.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 293;