Национальная политика царизма.
В первые пореформенные десятилетия национальные движения на окраинах России только зарождались (за исключением Польши). Политические программы этих движений оформились уже в конце XIX в.
После Крымской войны правительство несколько смягчило режим в Королевстве Польском. Было отменено военное положение, объявлена амнистия эмигрантам, возвращены из ссылки участники восстания 1830-1831 гг. Но в 1863 г.в Польше началось восстание, которое перекинулось в Литву и Белоруссию. Оно было подавлено русской армией в 1864 г.
В Средней Азии после ее вхождения в состав империи было создано Туркестанское генерал-губернаторство. Это означало превращения края в полуколонию и начало его русификации.
Внешняя политика России.
После поражения в Крымской войне Россия утратила роль сильнейшей военной державы. Ее влияние в Европе упало. Отказавшись от активной политики на Западе, русское правительство активизировало свою восточную политику. Между Англией и Россией было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Средней Азии.
В годы Гражданской войны 1861-1865 гг. в Америке произошло сближение России и США.
Образование Германской империи (1871 г.) в корне изменило соотношение сил в Европе. Пытаясь нейтрализовать растущее германское влияние, Россия заключила в 1873 г. союз с Германией и Австро-Венгрией («Союз трех императоров»), который продлевался на три года в 1881 и 1884 гг. Но этот союз не смог смягчить нараставшие противоречия между Россией и Германией.
В 1877-1878 гг. Россия успешно провела на Балканах войну против Турции, в результате которой Болгария получила независимость от Османской империи. Но этот успех вызвал недовольство ведущих европейских держав. В итоге Сан-Стефанский мирный договор (1878 г.) был пересмотрен в пользу Турции (Берлинский трактат 1878 г.). Россия вновь оказалась в дипломатической изоляции.
Положените церкви.
Официальная церковь приняла активное участие в разработке проекта Крестьянской реформы. По указанию Александра II к составлению Манифеста был привлечен митрополит Филарет, награжденный позднее царем золотой медалью за активное участие в работе. Синод в 1861 г. отметил, что духовенство «сразу принимало строгие предупредительные меры и тем часто пресекало возможность активных выступлений крестьян против помещиков».
Во второй половине XIX в. продолжался рост количества церквей и монастырей. В начале 60-х гг. XIX в. в России было 37428 церквей, 12392 часовни и 614 монастырей.
Завершалась бюрократизация государственной церкви. Указы 1867 и 1869 гг. запретили передавать низшие церковные должности по наследству (от отца к детям). Назначение на церковные должности полностью перешло в ведение архиерея. Множество мелких приходов было закрыто и соединено вместе в более крупные. В связи с этими изменениями были точно определены штаты священнослужителей каждого прихода. Приходские священники получали жалованье от государства и государственную пенсию.
Духовное ведомство (Синод) властно вмешивалось во все стороны государственной и общественно-политической жизни. После 1861 г. правительство обязало духовенство развить сеть церковных школ (к 1865 г. их стало уже 21400). С 1864 г. на духовенство был возложен контроль за воспитанием детей в духе преданности самодержавию и православию.
В пореформенный период оживилось старообрядчество. Москва по-прежнему сохраняла значение общего центра, связывавшего все старообрядчество.
Культура.
Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни.
С одной стороны, либеральные преобразования и быстрая модернизация общества создали благоприятные условия для подъема во всех сферах культуры.
Значительное влияние на культурную жизнь Росси оказала реформа системы образования, начатая в 1864 г. Было разрешено открывать начальные училища общественным учреждениям и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов, состоявших из представителей земств и чиновников (председателем был архиерей). Начальные школы делились на казенные, земские и церковно-приходские.
Среднее образование в семиклассных мужских гимназиях объявлялось открытым для всех сословий, но вводилась высокая плата за обучение. Гимназии делились на классические (общеобразовательные предметы, латинский и греческие языки) и реальные (вместо древних языков увеличен объем математики и естествознания). Окончившие классические гимназии без экзаменов принимались в университет. Реальные гимназии давали доступ лишь в технические вузы. (В 1871 г. реальные гимназии реорганизованы в реальные училища.) С конца 50-х гг. стали открываться женские гимназии.
Новый устав (1863 г.) восстанавливал академическую автономию университетов. Совет профессоров руководил всей университетской жизнью. Быстрое развитие получили технические вузы. В 1869 г. открылись Лубянские высшие женские курсы, положившие начало высшему женскому образованию в России.
Но в то же время в стране обозначился социокультурный раскол. Он заключался в складывании двух противостоящих друг другу типов культурных ценностей: с одной стороны - городской, индустриальной, ориентированной на европеизацию и модернизацию, на рост атеизма - и с другой - сельской, аграрной, базирующейся на традиционализме и консерватизме, на религии. Это противостояние дополнялось старым расколом между дворянской, преимущественно европейской, культурой и культурой низов, сохранявшей традиционные ценности русской общины.
Сложное переплетение различных представлений о системе ценностей неизбежно порождало внутреннюю конфликтность духовной жизни российского общества. Снятие этих конфликтов и проявилось в активных творческих поисках во всех сферах культуры.
Активная антирусская позиция, занятая ведущими европейскими странами в период Крымской войны 1853-56 гг. и русско-турецкой войны 1877-78 гг. (за освобождение Болгарии) также серьезно повлияла на систему ценностей всего российского общества того периода. В стране стали усиливаться тенденции национализма, русификации, что проявилось в формировании идей панславизма. Панславизм заключался в противопоставлении идее европейской цивилизации идеи всеславянской цивилизации, которая возникла бы вследствие объединения всех славянских народов под верховенством России.
Выводы.
Непосредственно причинами проведения радикальных реформ было не только стремление ускорить социально-экономическое развитие страны, но и желание стабилизировать политическую обстановку в обществе. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. в России носили структурный характер. Они охватили все сферы общественной жизни и способствовали началу быстрой модернизации России. Но в этой системе реформ не хватало очень существенного звена: реформы государственного управления и введения конституции. Стремление самодержавия контролировать процесс преобразований мешало развитию русского общества в направлении либерализации. Путь «реформирования сверху» неизбежно порождал противоречия в общественно-политической жизни, которые остро проявились в кон. XIX в.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 332;