Классификация техники нападения


 

Техническая подготовка в любом виде спорта, в частности и в волейболе, направлена на обучение и совершенствование техники игры. Техникой игры принято считать комплекс наиболее эффективных и рациональных способов выполнения двигательных действий, при которых достигается максимально возможный результат. Она подразделяется на технику нападения и технику защиты.

Техника нападения в волейболе делится на два раздела, это: 1)техника стоек и перемещений; 2) техника владения мячом (схема 1).

схема 1

 

Техника стоек и перемещений используется игроком непосредственно перед касанием мяча и включает в себя игровые стойки и различные способы перемещений по площадке.

Игровая стойка – это такое исходное положение игрока, при котором любой технический элемент выполняется рационально и эффективно. Различают три основные (игровые) стойки: высокую, среднюю и низкую (рис. 1 а, б, в).

 

 

 

Фото 1 а Фото 1 б Фото 1 в

 

В высокой стойкеигрок ставит стопы параллельно друг другу на ширину плеч одна впереди другой на пол стопы или стопу (для правшей впереди левая, а для левшей - наоборот). Ноги сгибаются в коленях на 145 – 160 градусов, туловище наклоняется вперед (плечи над коленями), руки полусогнуты в локтях на уровне пояса перед собой на ширине плеч ладонями друг другу, вес тела равномерно распределяется на передних частях стоп (на носках). При средней стойкеигрок чуть больше наклоняется вперед и сгибает ноги на 140 – 130 градусов. При низкой стойкеноги игрока сгибаются до 115 – 100 градусов, руки чуть выпрямляются и вытягиваются вперед.

Кроме того, существуют технические стойки, которые игроки принимают непосредственно при выполнении определенного технического приема. Базой для них служат три вышеуказанные основные (игровые) стойки. Это: а) стойки при передачах мяча двумя руками сверху (фото. 2 а) и снизу (фото. 2 б);

 

 

Фото 2 а Фото 2 б

б) стойки при выполнении нижних прямых (фото. 3 а) и нижних боковых (фото. 3б) подач;

 

 

Фото 3 а Фото 3 б

 

в) стойки при выполнении верхних прямых (фото. 4 а) и верхних боковых (фото. 4 б) опорных подачах;

 

 

Фото 4 а Фото 4 б

 

г) стойки перед выполнением верхних прямых подачах в прыжке (рис. 5 а – силовой вариант, рис. 5 б – планирующий вариант) и атакующих ударов (фото.5 в).

 

 

Фото 5 а Фото 5 б Фото 5 в

 

 

Волейбол считается одной из подвижных и динамичных игр в мире. За одну только игру, игроки перемещаются по площадке и вне ее с различной скоростью, в различных направлениях и различными способами, исполняют множество падений во время и после совершения технических приемов, выполняют большое количество прыжков толчком как двумя, так и одной ногами. Так как правилами игры запрещается в процессе выполнения технического приема с мячом задерживать и ловить его, то игрокам заранее приходиться совершать различные перемещения и остановки на площадке для исполнения игрового элемента.

Перемещениями в волейболе принято считать передвижения игрока на площадке различными способами в определенной основной игровой стойке для выполнения технического элемента. Остановками считаются способы торможения передвижений игроков. На схеме. 2 обозначены основные способы и виды перемещений и остановок игроков на площадке.

 

Схема. 2

 

Современный волейбол становится более интеллектуальным, тонким и в то же время темповым, силовым и атакующим видом спорта, где основной целью считается выигрыш очка, даже при выполнении такого технического приема, как подача.

Подачамив волейболе принято считать введение мяча в игру ударом одной руки, как с опоры, так и в прыжке из-за пределов лицевых линий площадок (с зоны подач). Именно после подач команды начинают розыгрыш мяча (выполнение различных игровых действий с мячом на площадке). Различают нижние и верхние опорные подачи, а так же, верхние подачи в прыжке. Когда игрок, выполняя подачу, бьет по мячу стоя на площадке – это опорная подача. На схеме 3 показана классификация техники опорных подач.

Схема 3

 

 

Когда аналогичное игровое действие выполняется в воздухе, то речь идет о подаче в прыжке. Этот вид подач не только позволяет вводить мяч в игру, т.е. выполнять основную функцию подачи, но выступает как одно из средств атаки (очко с подачи). На схеме 4 показана классификация техники подач в прыжке.

Схема 4

 

 

Нижние подачи– это подачи, при выполнении которых удар по мячу наносится ниже уровня плеч. Данные техническое действие исполняется игроками только с опоры. Различают нижнюю прямую и нижнюю боковую подачи. При нижней прямой подаче игрок располагается лицом к сетке, а при боковой – боком к сетке (фото 6 а, б).

 

 

 

Фото 6 а Фото 6 б

 

По технике исполнения они считаются наиболее простыми, целенаправленными и не силовыми. Например, для выполнения нацеленной нижней прямой подачи следует лишь повернуться лицом к определенной зоне на площадке соперника и протолкнуть мяч бьющей рукой в данную зону с определенным усилием и по определенной траектории. Обычно, игроки выполняют нижние подачи по средней (до 3 - 4 метров) и высокой (до 5 - 6 метров) траектории. Но, при игре на свежем воздухе, некоторые волейболисты в определенных случаях (солнечная или ветреная погода) применяют так называемую подачу свечой. Она выполняется как стоя лицом, так и боком к сетке по очень высокой траектории (более 10 метров), тем самым затрудняется качественный прием сопернику, так как принимающему игроку приходиться высоко поднимать голову для наблюдения за полетом мяча и определения примерного его падения на площадку (солнце светит в глаза, ветер уносит мяч). В основном нижними подачами пользуются любители массового волейбола (школьники, студенты, ветераны, люди преклонного возраста) при игре в спортивных залах, а чаще на свежем воздухе: в лесу (лесной волейбол), во дворе (дворовый волейбол), на пляжах (пляжный волейбол) и в других местах отдыха, где созданы условия для активного занятия физическими упражнениями, а девизом всегда считается «главное не победа, а участие».

Верхние подачи – это подачи, при выполнении которых удар по мячу наносится выше уровня плеч. Данные подачи выполняются как в прыжке, так и с опоры. Различают верхние прямые и верхние боковые подачи с опоры (фото 7 а, б),

 

Фото 7 (а, б)

 

 

7 а 7 б

а так же, верхние прямые и боковые подачи в прыжке (фото 8 а, б).

 

Фото 8 (а, б)

 

 

8 а 8 б

 

Верхние боковые подачи в прыжке в современном волейболе почти не исполняются, так же редко игроки выполняют опорную верхнюю боковую подачу. Как с опоры, так и в прыжке верхние подачи подразделяются на силовые и планирующие. Именно эти два способа чаще изучаются студентами на занятиях по физической культуре. При верхних силовых опорных подачах (фото 9 а) подброс мяча выше и замах для удара шире. Удар по мячу наносится сзади - сверху для придания мячу вращения вокруг собственной оси.

 

 

 

Фото 9 а

 

При планирующих подачах (фото 9 б) подброс мяча выполняется коротким (30 – 40 см.), наносится резкий удар по мячу открытой ладонью с короткого замаха по задней части мяча. При планирующих подачах мяч почти не вращается.

 

 

 

Фото 9 б

 

Силовые подачи в прыжке игроки выполняют после высокого подброса мяча вперед вверх (на 2 – 3 метра), разбега и прыжка вверх толчком двумя ногами (фото 10 а).

 

 

 

Фото 10 а

 

При исполнении планирующих подач в прыжке (фото 10 б) игроки подбрасывают мяч на небольшую высоту (до 1 метра) во время разбега (как бы себе на ход) и уже в небольшом прыжке наносят резкий удар открытой ладонью с небольшого замаха по задней части мяча.

 

 

Фото 10 б

Передачами мяча в волейболе принято считать все действия игрока, связанные с направлением мяча нападающим игрокам команды для выполнения атакующих действий. В волейболе различают верхние и нижние передачи мяча. Передачи мяча двумя (одной) руками, выполненные пальцами рук выше или на уровне плеч называются верхними передачами (фото. 11 а).

 

 

 

Фото 11 а

 

 

Передачи мяча двумя (одной) руками, выполненные предплечьями рук ниже или на уровне плеч называются нижними передачами (фото. 11 б).

 

 

Фото 11 б

 

В современном волейболе чаще других игроки применяют передачу мяча двумя рукам сверху и передачу мяча двумя руками снизу. Передачи мяча одной рукой как сверху, так и снизу применяются крайне редко, обычно после неудачного приема мяча партнерами с подач и атакующих действий соперника (передача одной рукой сверху в прыжке над сеткой, передача одной рукой снизу вдоль сетки) (фото 12 а, б).

 

 

 

Фото 12 а

 

 

 

Фото 12 б

 

 

По траектории полета мяча передачи бывают короткими(до 1 метра). Выполняются они обычно в одной и той же зоне. С таких передач атакуют нападающие первого темпа. Нападающие второго темпа атакуют со средних(до 3 метров высотой) и высоких передач (свыше 3 метров). Пасующие выполняют такие передачи из одной зоны в другую или через зону, например, передача мяча из зоны 3 в зону 4 (средняя), или из зоны 2 в зону 4 (высокая).

По скорости полета мяча различают прострельные(фото 13 а) и полупрострельные(фото 13 б) передачи. Такие передачи выполняются из одной зоны в другую на нападающего игрока, который уже находится в прыжке (при прострельных передачах) или же собирается совершить прыжок после разбега для атакующих действий (при полупрострельных передачах). Мяч при данных передачах появляется над верхним краем сетки на небольшой высоте (от 50 см. до 1 метра) и на очень короткое время. Атака с таких передач требует и от пасующего и от нападающего хорошего взаимопонимания и взаимодействия, а результатом, в большинстве случаях, является успешная атака.

 

 

 

Фото 13 а

 

 

 

Фото 13 б

 

 

По направлению полета мяча передачи выполняются над собой (фото 14 а), вперед (фото 14 б), в сторону (фото 14 в), за голову (фото 14 г).

 

Фото 14 (а)

 

 

Фото 14 (б)

Фото 14 (в)

Фото 14 (г)

Над собой в основном исполняются короткие передачи в одной и той же зоне. Вперед и за голову выполняются все виды передач по любой траектории и скорости. Передачи мяча в сторону исполняются довольно редко и чаще всего после не удачного приема мяча партнерами, или его отскока от сетки, или вблизи сетки.

Атакующим приемом волейболиста принято считать действие по переводу мяча одной или двумя руками через сетку на сторону соперника с целью выигрыша очка, как в опоре, так и в прыжке, в ходе розыгрыша мяча.

В волейболе все действия, которые завершают атаку команды, называются атакующими действиями. Они могут совершаться как над верхним краем сетки, так и ниже этого края. Атакующие действия являются основным наступательным средством команды, именно после них команда получает очко и право на введение мяча в игру, т.е. подачу. Как видно из схемы 5 атакующие действия могут выполняться как в прыжке, так и в опорном положении. Основным техническим элементом атакующих действий считается нападающий удар, который выполняется всегда в прыжке и в силовой манере. Нападающий удар по направлению удара может быть выполнен по ходу разбега, так же с переводом вправо или влево. По технике выполнения нападающий удар бывает прямым (когда игрок выпрыгивает вверх лицом к сетке) или же боковым (игрок разворачивается в прыжке к сетке боком). По скорости полета мяча нападающие удары делятся на скоростные, когда игрок использует всю свою силовую мощь и ускоренные, где волейболист выполняет накаты по мячу за счет кистевого удара. Эффективным наступательным «оружием» при хорошем блоке соперника или при неудачном пасе своего связующего являются обманные атакующие действия, которые по скорости исполнения считаются менее быстрыми. Данные действия совершаются как в прыжке (скидки одной или двумя руками), так и в опорном положении (перекидки мяча одной или двумя руками через сетку по различной траектории, с различной скоростью и в различных направлениях).

Схема 5

 

Нападающий удар – это игровое действие, выполняемое, в ходе розыгрыша, силовым ударом по мячу одной рукой через сетку в прыжке. Различают прямые нападающие удары (игрок в прыжке находится лицом к сетке, фото – 15 а) и боковые нападающие удары (игрок в прыжке находится боком к сетке, фото – 15б).

Фото 15 а Фото 15 б

 

В современном волейболе игроки очень редко применяют боковой нападающий удар, атакуют в основном, выпрыгивая лицом к сетке. Кроме того, как прямой, так и боковой нападающие удары делятся на: удары по ходу разбега, удары с переводом влево или вправо.

При выполнении нападающих ударах по ходу разбега направление удара мяча совпадает с направлением разбега волейболиста перед прыжком. Например, если игрок в 4 зоне разбегается для нападающего удара лицом к сетке, то удар будет по линии (фото 16 а), если же – под углом к сетке, то удар будет по диагонали (фото 16 б).

 

 

 

Фото 16 а

 

 

Фото 16 б

 

 

При нападающих ударах с переводом направление удара мяча не совпадает с направлением разбега игрока. Например, игрок разбегается к сетке под углом в 4 зоне, но в прыжке бьет не по диагонали, а переводит ударом кисти мяч в линию, в 1 зону площадки соперника. При разбеге лицом к сетке для нападающего удара, игрок, наоборот, бьет не в линию, а переводит ударом кисти мяч по диагонали, например, из своей 4 зоны в 5 зону площадки соперника.

 

Накаты мяча – это удары по мячу в ходе розыгрыша с небольшой силой одной рукой через сетку в определенную зону площадки соперника с некоторой траекторией, как в прыжке, так и с опоры. При выполнении наката в прыжке (фото 17 а) волейболисту необходим соответствующий разбег (можно прыгать с места), а при накатах с опоры (фото 17 б) - своевременный выход под мяч (перемещения).

 

 

 

Фото 17 а

 

 

Фото 17 б

 

Скидки мяча– это обманные действия игрока в ходе розыгрыша мяча через сетку на сторону соперника, выполняемые в прыжке с кратковременным касанием мяча одной (фото 18 а) или двумя руками сверху (фото 18 б) с небольшой скоростью и траекторией полета. Обычно, чаще всего нападающие игроки применяют такой способ атаки против высокого и плотного блока (двойного или тройного), с целью направления мяча в незащищенные места площадки мимо рук блокирующих, либо, через руки блокирующих, за их спины.

 

 

Фото 18 а

 

Фото 18 б

Перекидки мяча – это те же передачи мяча одной или двумя руками сверху (фото 19 а) или снизу (фото 19 б), но выполняемые через сетку на сторону соперника, как в близи сетки, так и с глубины площадки для затруднения приема мяча и организации эффективной атаки соперником. В некоторых случаях такой перевод мяча не только затрудняет прием, но и приносит команде выигрышное очко и право на подачу.

 

 

Фото 19 а

 

 

 

Фото 19 б

 

Особенности методики обучения основам техники волейбола

 

В современной педагогической практике применяются два типа обучения – объяснительно-иллюстративный (объяснительно-созерцательный, информационный, сообщающий) и проблемный (развивающий). Кроме того, выделяются следующие обобщенные уровни учебно-познавательной деятельности: 1) репродуктивное учение; 2) осознанное и прочное запоминание основных алгоритмов деятельности; 3) учебно-познавательная деятельность организуется как поисковая, эвристическая; 4) исследовательский уровень. Первые два уровня характеризуют объяснительно-иллюстративный тип обучения со стороны усвоения знаний и способов деятельности, третий и четвертый уровни – две последовательные ступени развивающего обучения.

В условиях объяснительно-иллюстративного типа цель обучения техническим приемам волейбола ограничивается приобщением студентов к развертываемому преподавателем содержанию прошлого опыта в виде знаний, умений и навыков. При данном способе обучения усвоению знаний и способов выполнения технических приемов присущ противоречивый эффект. С одной стороны, студенты вооружаются знаниями, умениями и навыками, расширяющими двигательные возможности, с другой, они освобождается от творческой познавательной деятельности по их открытию: знания и способы деятельности преподносятся им преподавателем в готовом для усвоения виде. Относительно низкий уровень развития мышления, проявляющийся в неумении самостоятельно находить рациональные способы решения новых двигательных задач, приводит к тому, что, действуя достаточно эффективно в стандартных условиях, человек оказывается беспомощным, когда эти условия несколько изменяются. Особенно это ярко проявляется в волейболе, где двигательные действия в форме технико-тактических приемов выполняются в чрезвычайно вариативных условиях.

Современной альтернативой объяснительно-иллюстративному типу обучения выступают развивающее и проблемное обучение, где создаются такие условия, в которых студент может занять активную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

В настоящее время накоплен обширный экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что применение развивающего и проблемного обучения вносит существенные изменения в качество усвоения знаний как ориентировочной основы разучиваемых способов деятельности.

Во-первых, они отличаются системным характером, поскольку рождаются из стремления разрешить проблемную ситуацию, непрерывно восходя от менее полного знания к более полному.

Во-вторых, они отличаются действенным характером, поскольку формируются не сами по себе, а в связи с регулируемыми посредством их способами деятельности. Проблемное и развивающее обучение приводит не только к открытию и усвоению новых знаний, но и способствует формированию умений творческого их применения в решении учебных проблем, поскольку сразу включает их как в структуру умений, так и в психологические структуры реализующих эти умения действий. При обучении проблемного типа студент открывает и усваивает учебную информацию в процессе регулирования личностно значимых действий. С самого начала усваиваемая учебная информация приобретает статус знания, поскольку функционирует в виде ориентировочной основы учебно-познавательной деятельности по разрешению проблемных ситуаций. Проблемное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом. Необходимым условием эффективной реализации этого потенциала выступает применение проблемного обучения в сочетании с репродуктивными типами обучения.

Структурными компонентами проблемного обучения являются: объект познания (содержание обучения, представленное в виде системы учебных проблем), субъект познания (студент) и процесс взаимодействия субъекта с объектом. В связи с этим научно-методическое обоснование его применения в обучении студентов технике волейбола связано с решением двух взаимосвязанных задач: 1) отбора и дидактической трансформации содержания техники волейбола в систему учебных проблем; 2) развертывание этого содержания в учебно-познавательной деятельности студентов.

Структурной единицей проблемного обучения является учебно-познавательная деятельность студентов, направленная на открытие нового знания или способа действия в процессе разрешения создаваемых преподавателем учебной проблемы, которая, в свою очередь, имеет логическую форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом. Вопрос является наиболее общей логической формой выражения проблемы. Вопросы в организации деятельности студентов могут побуждать их: 1) воспроизвести по памяти известную им информацию, актуализировать имеющиеся знания; 2) к действию репродуктивного характера; 3) стимулировать творческое мышление, в результате которого они приобретают новое знание, умение. Третий тип вопросов относится к проблемным вопросам. Первые два вида вопросов направлены в прошлое, проблемные вопросы ориентированы на будущее.

Проблемный вопрос определяется как вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия. Поэтому, средством организации учебно-познавательной познавательной деятельности студентов при изучении техники волейбола выступают учебные проблемы, формулируемые в виде проблемных вопросов, приводящих к возникновению проблемных ситуаций.

Для успешного функционирования учебных проблем в этом качестве необходимо выполнять ряд дидактических требований: 1) содержание учебной проблемы должно быть связано с изучаемым материалом; 2) решение учебной проблемы должно обеспечивать открытие подлежащих усвоению новых знаний или способов действия; 3) выполнение проблемного задания должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала; 4) учебная проблема должна отражать реально существующее противоречие; 5) учебная проблема должна быть новой для обучаемого и своим основным содержанием давать направление познавательному поиску; 6) учебная проблема должна соответствовать возможностям обучаемых, т.е. должна быть достаточно трудной и в то же время должна быть посильной, чтобы способствовать формированию познавательной потребности в преодолении возникающих противоречий и обеспечивать возможность организации творческого процесса через оказание помощи, не снимая проблемности задачи; 7) учебная проблема должна быть сформулирована на основе известных обучаемым понятий, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме; 8) учебная проблема должна оказывать воздействие на эмоциональное состояние обучаемых, заинтересовывать в учебном материале, побуждать к активной деятельности; 9) учебная проблема должна потенциально заключать в себе свойства динамичности, чтобы ее разрешение осуществлялось на основе решения цепи соподчинённых проблем, вытекающих одна из другой и показывающих причинно–следственные отношения между изучаемыми явлениями и процессами; 10) учебная проблема должна предусматривать возможности для организации творческого сотрудничества между студентами.

В педагогике существуют следующие способы создания проблемных ситуаций:

1) принятие решения в ситуации выбора;

2) сравнение, сопоставление и обобщение противоречивых фактов, явлений практической деятельности;

3) установление причинно-следственных связей и отношений между явлениями, процессами;

4) показ приемов, фактов, иллюстрирующих рассогласования между теорией и жизненным опытом учащихся;

5) принципиально новый взгляд на привычное явление;

6) сравнение и сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления, рассмотрение явления с различных позиций;

7) постановка перед студентами проблемных практических и теоретических заданий, требующих: а) эксперимента, выдвижения гипотезы; б) поиска новых взаимосвязей между явлениями; в) объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиций разных наук;

8) постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

9) постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “ психологической инерции” и др.

Эффективность проблемного и развивающего обучения во многом зависит от правильного выбора методов учебно-познавательной деятельности студентов и деятельности преподавателя, направленных на организацию взаимодействия студентов с содержанием обучения, представленном в виде системы учебных проблем.

Выделяются пять методов обучения: информационно–рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский. Из них информационно–рецептивный и репродуктивный методы относятся к традиционным методам обучения, остальные три метода определяются как проблемные.

Кроме того, выделяются четыре уровня осуществления проблемного обучения в вузе:

1) преподаватель сам показывает противоречие, формулирует проблему, разрешает её, воспроизводя поиск решения, выдвижение гипотез, их обоснование и проверку;

2) противоречие и проблема формулируются преподавателем, разрешение проблемы происходит совместно со студентами;

3) противоречие и проблема формулируются преподавателем, решение студенты находят самостоятельно;

4) имеются неупорядоченные данные. Перед студентом ставится задача: сформулировать проблему и разрешить её.

С переходом с низшего на высший уровень увеличивается степень самостоятельности студентов и, соответственно, изменяется роль и ограничивается участие преподавателя в решении проблемных задач.

Проблемное обучение на первом уровне реализуется через применение метода проблемного изложения, на втором – посредством частично-поискового метода, на третьем и четвертом – поискового (исследовательского). При этом на третьем уровне проблема в виде противоречия, требующего разрешения, формулируется преподавателем, на четвертом – обнаруживается студентами.

В методической литературе, да и на практике выделяются три типа ориентировки при выполнении действий. Ориентировочную основу первого типа составляют лишь образцы самого действия и его продукта. При втором типе ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и подробные необходимые указания о том, как правильно выполнять действие на каждом из его этапов. Ориентировочная основа третьего типа формируется посредством проблемного обучения. Она не просто обеспечивает безошибочное выполнение заданных действий, как при ориентировочной основе второго типа, но и создает возможность для правильного выполнения различных заданий, поскольку содержит указания о том, как осуществить анализ задания и определить самостоятельно возможные способы его выполнения.

Специфика преподавания спортивных дисциплин, в частности волейбола, связанная с обширным практическим материалом, близко знакомым студентам, но не имеющим в их сознании научного обоснования, позволяет эффективно использовать проблемное изложение на лекционных и методических занятиях. Эвристический метод занимает ведущее место на практических занятиях. Эвристический поиск применяется в отношении: проявления биомеханических закономерностей в конкретных движениях; выявления ведущих звеньев и деталей техники; отбора подводящих упражнений; обнаружения и исправления двигательных ошибок.

Процесс обучения двигательному действию состоит из трёх этапов. Первоочередной задачей обучения выступает формирование знаний и представлений о двигательных задачах, способах и условиях их решения. Решение этой задачи составляет содержание первого этапа обучения двигательным действиям. Данный этап выделяется как в процессе обучения технике волейбола в целом, так и при обучении отдельным элементам техники и техническими приемам. Это означает, что обучение начинается с формирования знаний и представлений о технике волейбола как целостной системы технических приемов с выделением места каждого технического приема и группы приемов в ее структуре. Затем, на основе знания их роли и места в структуре целого (техники волейбола) решается задача формирования их ориентировочной основы.

Следующий уровень усвоения техники характеризуется готовностью выполнять технические приемы в целом при условии подробного и сознательного контроля. Поэтому второй этап обучения направлен на овладение техникой волейбола на уровне умения. Исходя из представлений о системной организации техники волейбола в ее содержании выделяются наиболее общие, базовые элементы, присущие как отдельным техническими приемам, так и всем приемам в целом. Известно, что наиболее рациональной последовательностью обучения, обеспечивающей условия для усвоения техники вида спорта в контексте ранее усвоенного учебного материала, является движение в направлении от общего к частному. Поэтому первой задачей обучения на втором этапе выступает формирование двигательных умений выполнять общие, базовые элементы техники, которые в дальнейшем при условии их сочетания с овладением более частными элементами, обеспечат успешное усвоение всего многообразия техники вида спорта. С учетом этой последовательности второй этап обучения подразделяется на две стадии: стадия обучения базовым элементам техники и стадия обучения целостным техническим приемам на уровне умения.

Следующим этапом, в соответствии с логикой усвоения двигательного действия, является формирование готовности выполнять технические приемы на уровне двигательного навыка. Эта задача не может быть успешно решена студентами на учебных занят



Дата добавления: 2017-04-05; просмотров: 2499;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.054 сек.