ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ


Представляя собой исходные положения, которые лежат в осно­ве воспитания, принципы предписывают постоянство и последова­тельность действий взрослых при различных условиях и обстоя­тельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вер­шины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы уста­навливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руко­водствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи с демократическими преобразования­ми в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представ­лялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процес­се «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети -равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое яв­ление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической полити­ки. В последние годы в качестве объективных целей воспитания вы­ступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ре­бенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с са­мим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырас­тить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особен­ности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспи­тания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, спо­собности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями объективных целей воспитания являются общест­венные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитыва­ют цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в вос­питательной деятельности. Противоречия в целях воспитания меж­ду членами семьи, между семьей и детским садом (школой) нега­тивно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ре­бенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в кон­кретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не все­гда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. По­этому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиж­дилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в по­следнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания по­могает им добиться более высоких результатов в развитии собст­венных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В.Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использова­нию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неуме­ние взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (А.И.Захаров), девиантного поведения подростков (М.И.Буянов, Т.А.Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание де­тей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д.Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испыты­вают потребности проконсультироваться у специалистов, познако­миться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, за­нимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ре­бенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо при­знать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивиду­альное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне раз­вития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с ка­ким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, род­ственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в та­релку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоот­ветствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «осо­бенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную так­тику: иначе требования «повиснут» в воздухе.

Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принци­па гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родите­лями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не при­зывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы дви­гаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегод­ня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется опти­мизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, умень­шает число внешних и внутренних конфликтов и способствует ук­реплению психического и физического здоровья ребенка.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недо­статки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей не­полноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны прими­риться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, пре­одолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узна­ют, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, досто­инства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.

¯ Для любознательных

Психологи выявили особую роль семейных истории для психического раз­вития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологиче­ские взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обста­новке. Да и тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции. Дети любят, чтобы им повторяли одни и те же истории, хотя не всегда просят об этом. Даже став взрослыми, они с удовольствием вспоминают, как дедушку боднул козленок, как бабушка, учась в школе, так и не научилась ездить на двухколесном велосипеде, как папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу на своем первом концерте в детском саду и т.п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они при­бавляют детям уверенность в своих силах. Раз у близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж огорчаться своими промахами. Ученые рекомендуют почаще рассказывать детям истории из их собственной жизни, в том числе о том периоде, когда слушатели были маленькие и только осваивали окружающий мир, преодолевали трудности, допускали ошибки. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и де­тей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, вза­имном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пе­кутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то пося­гает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собствен­ность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя дела­ется это из хороших побуждений, но по существу это пренебреже­ние к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Например, постоянно торопят медлительного ребенка («как ты будешь успевать в школе?»), запрещают общаться с другом («он из плохой семьи»), заставляют есть нелюбимое блю­до («в жизни все придется есть, а не по выбору») и т.д. Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не да­вал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотре­нию ломать его жизнь. Родители обязаны любить, понимать, ува­жать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим по­лезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относить­ся к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок на­ходится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспи­тания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развер­тываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отве­чающих возрастным особенностям и индивидуальным возможно­стям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего воз­раста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвле­чения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уме­стны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание пред­ставляет собой процесс длительный, результаты которого «про­растают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуще­ствляется воспитание ребенка.

Последовательность и планомерность воспитательной деятель­ности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным об­разом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благо­даря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а зна­чит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не бу­дет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоцииру­ется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом вос­питании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельно­сти, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при после­довательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетер­пением, зачастую не понимая, что для формирования того или ино­го качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнооб­разно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ре­бенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день ви­дит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в вос­питании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздра­житель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на ме­сто!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезоргани­зуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям ба­бушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительско­го собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педа­гогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая ра­бота заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.

Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа за­ключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влия­ние на личность через систему целей, содержания, средств и мето­дов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны пе­дагогического процесса. Известно, что современный ребенок рас­тет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окруже­ние в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. стано­вится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смот­рят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошло­сти и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и сни­зить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интер­претацию другим (объяснить, например, почему не следует упот­реблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лекси­ку), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем са­мым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития).

Научная педагогика условно дифференцирует целостный про­цесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок ос­ваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятель­ность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Со­гласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями раз­вить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культу­ры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие ок­ружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители пони­мают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстети­ческое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оп­тимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организу­ют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому ос­новное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблю­дается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обя­занностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полно­ценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, жела­ния трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева).

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осу­ществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей ма­ленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского са­да, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необхо­димо согласование целей, содержания воспитательной деятельно­сти, средств и методов ее осуществления. В противном случае по­лучится, как в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щу­ка». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются зна­чительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с воз­растом все само наладится. Несогласованность требований и под­ходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руко­водить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 387;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.