Русская религиозная философия XIX-XX веков
Русская философия представляет собой особое культурное образование, сформировавшееся гораздо позже, чем в других странах мировой цивилизации. Долгое время на Руси философская мысль развивалась в религиозном направлении. Представители духовенства сформулировали идеи о божественном творении мира, божественных законах развития человеческой истории, божественном характере государственной власти. Эти мысли оказали существенное влияние на развитие русской философии. Духовным источником русской религиозной философии явилось православиекак специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. С религиозных позиций в этой философии были осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов.
Третий период в развитии русской философии как раз приходится на XIX век. Именно тогда русскими философами были созданы философские труды, которые, с одной стороны, возникли на основе религиозно-идеалистической традиции и мировой философии, но с другой — содержали свои идеи.
Особенности русской философии данного периода:
— развитие философской мысли в контексте художественной культуры;
— религиозно-идеалистический характер философских исканий;
— доминирование нравственной проблематики.
Русские философы утверждали идеалы добра, красоты, ненасилия, нравственного самосовершенствования личности.
Вопросы о своеобразии русской духовной культуры и философии, а также о взаимодействии культур Запада и России разрабатывали представители таких философских течений, как славянофильство и западничество.
Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин) разделяли позиции «философской всеобщности» и отстаивали идею об уникальности, специфичности духовной культуры и исторической судьбы России. Они полагали, что основой духовной культуры России является религия в форме православия; идеальной формой государственного правления — монархия, предохраняющая общество от насилия, а идеальной формой организации экономической жизни — крестьянская община с ее коллективистскими традициями. Славянофилы не создали оригинальной философской концепции. Они сконцентрировали внимание на специфике русской духовной культуры и философии, и исторического опыта России.
Западники (Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Белинский, Чернышевский) отстаивали позиции «философской индивидуальности». Они считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на западноевропейскую цивилизацию. Эти мыслители критиковали религию, отстаивали материализм, атеизм и выступали за приобщение России к европейской науке и просвещению.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 382;