Учение о субстанции: Декарт, Лейбниц, Спиноза.
Вопрос о субстанции представляет собой, главным образом, вопрос о бытии. Согласно античной метафизике, субстанции многочисленны, многообразны и иерархически упорядочены, и Декарт высказывался в пользу многообразия субстанций. В «Основах философии» он определил субстанцию как «вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме нее самой». Однако понимаемая так субстанция может быть только высшей реальностью, Богом, ведь созданные вещи не могут существовать, если их не поддерживает могущество творца. Тогда Декарт ввел второе понятие субстанции, согласно которой все как материальное, так и духовное, также может считаться субстанцией. Двусмысленность Декартова решения очевидна, ведь формально эти два определения исключают друг друга.
По Спинозе, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Бог является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой». Основным предметом исследования Спинозы является бытие как бесконечная субстанция, которая есть причина самой себя. В отличие от Р. Декарта Б. Спиноза придерживается точки зрения монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции, соединившей в себе духовное и материальное начала. Субстанция существует только одна, т.е. она есть всё существующее. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция неделима и представляет собой мир или природу в самом общем смысле. Субстанция, которую Б. Спиноза называет Богом, обладает бесконечным числом атрибутов, однако человеку известны лишь два из них — протяжение и мышление.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций ; эти субстанции он называет монадами (в переводе с греческого - "единое"); монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга. В своем учении о монадах Лейбниц пытается объяснить многообразие действительности, выдвигает принцип неразрывного единства материи и движения. Лейбниц приходит к целостному осмыслению мира, провозглашая идеи универсальной связи и развития в природе, качественного многообразия структур бытия.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 389;