АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОД ТВОРЧЕСТВА
Последовательность этапов восприятия информации и инициация творчества кодированы в древнейших архаичных стратах народного мировоззрения. Вспомните: «Далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне, стоит зеленый дуб, под тем дубом зарыт сундук, в том сундуке спрятан заяц, в зайце – утка, в утке - яйцо, в яйце – игла. На конце той иглы – смерть Кощеева. И то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Эти образы в их четкой последовательности знает каждый.
1.Сенсорно-моторный этап | «На море-океане, на острове Буяне» включает наше чувственное восприятие, ощущение всех пяти стихий: огонь солнца, земля, вода, воздух, эфир. Это пространство не внешнее, а наше внутреннее, в котором душа оживает в потоках чистых, вечных, животворящих чувств. К этому месту в сказке Ивана-царевича ведет волшебный клубок через многие испытания, в которых он раскрывает свои лучшие качества, повинуясь велению сердца, часто вопреки |
рассудку. Это полное принятие Мира с его красотой и Законами. | |
2.Символьный этап | «Зеленый дуб» включает одну из самых мощных мифологем – образ мирового древа. Мировое древо в древности было той точкой координат, от которой вели люди отсчет пространства и времени. В народном сознании это центр Вселенной, мировая ось и символ мироздания в целом. Корни Мирового древа (у которых, как правило, течет священный источник) спускаются к низшим мирам, ствол и ветви организуют земное пространство. Крона Древа |
достигает небес и покрывает весь мир. Таким образом, Древо соединяет время и пространство, мир богов и людей, является единой осью мироздания. | |
3.Логический этап | Во многих народных сказках, которые подвергались литературной обработке, сундук висит на цепях на ветвях дуба. А в древнейших сказках сундук расположен среди корней. Он символизирует привычную нам картину мира, в которой живое восприятие уступает место принятым представлениям, сковывающим нашу собственную волю и |
энергию в постижении тайн мира. Движение дальше возможно, только если открыть этот сундук. | |
4.Лингвистический этап | Поймать зайца это не только поймать смысл, но и выразить его эмоционально, легко, смело глядя в глаза своим страхам. Эта смысловая связь хорошо известна по пословице: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. За быстроту и легкость зайца сравнивали с лучом света, бегущим по воде, с синими искорками на угольях костра. Он символизировал молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни. |
5.Моторно-кинестетический этап | А вот утка прячет в себе тайну радости жизни, в которой желания, мысли и действия находятся в единстве. Поэтому уточка была одним из славянских оберегов, символом Рода, Творца Земли. Поэтому в виде уточки делали украшения-обереги, а кика (одно из названий уточки) – это женский головной убор, который назван не только по внешнему сходству, но и по символическому значению: хочу, могу, говорю, делаю. |
6.Архивирование информации | В утке скрыто яйцо, символ совершенства. Это такая же замкнутая система, как и сундук, но в яйце есть вся информация, энергия, форма для нового воплощения жизни. Поэтому яйцо – символ Рода и мироздания. Это символ, возможностей, потенциала, символ начала движения и развития. Рождение из яйца вызывает у людей благоговение и трепет, как прикосновение к чему-то священному, несущему в себе потенциал вечности и бесконечности развития. |
7.Творческий этап | В яйце - игла. В бытовом значении игла – символ оберега и одновременно орудие зла. На конце иглы – смерть Кощея Бессмертного. Битва с Кощеем – это битва за Знание и совершенство жизни. И это Знание не просто информация, а состояние. Битва происходит во внутреннем пространстве человека, в котором освобождается великая творческая сила. |
8.Этап воплощения | Кощей Бессмертный в сказках не просто злая сила, его изначальная сила – в Законе. И сам Кощей является великим законником. Ведь сказка начинается с того, что беда приходит в мир героя, когда он нарушает внутренний Закон, и тогда самое дорогое в его жизни оказывается закованным в царстве кощеевом, и освобождение возможно, только если герой осознает и исправит ошибку, превыше всего поставит Закон своего сердца. Поэтому игла как символ непостижимости означает открытое миру чувствование, в котором Закон не логически постигается, а становится внутренним остовом Духа. |
Победа над Кощеем означает, что внешнее управление жизнью на основе знания Законов мироздания становится внутренним управляющим Законом, который есть великая творящая сила.
…И наступает весна, цветение, царит в мире красота и счастье. Сказки заканчиваются на самом интересном, когда, разгадав тайну творчества как тайну своего внутреннего «Я», герой воплощает в жизнь свои мечты.
Итак, Закон Творчества в человеке начинается с личного чувственного опыта, который опирается на вечные культурные символы, логически осмысливается через уже воспринятые знания. Поиск смысла и его воплощение в слове поддерживаются действием, и только так информация становится Знанием, которое пробуждает потенциалы человека к творчеству.
Так обретает человек не просто новые качества, а эмерджентные, то есть качества, которые невозможно даже предвидеть.
Если в процессе обучения ничто не нарушает этой естественной последовательности познания, скорость обучения и объемы информации впечатляют. Так например, за первые 5-7 лет жизни ребенок осваивает больше знаний, чем за всю остальную жизнь.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 450;