НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНИКОВ


Биоадекватный учебник многофункционален. Он может использоваться учителем как наглядное пособие, служить для создания раздаточного материала, учебник может использоваться для групповой работы, быть самоучителем, так как содержит необходимый материал и методические рекомендации о способах работы с учебником. Практика показала еще одну функцию учебников: быть семейной энциклопедией. Учебники стартовой ступени предназначены для учащихся от 7 до 70 лет.

Вместе с новыми учебниками в практику преподавания входит методика, которая названабиологически адекватной, то есть естественной для восприятия и запоминания нового материала. В учебный процесс вовлекаются, как правило, все каналы чувственного восприятия; новая информация накладывается на личный опыт учащегося; подключается интуиция и активизируются творческие способности ученика.

Все перечисленные характеристики учебников нового типа: экономичность, инструментальность, эстетичность, многофункциональность - можно было бы в их совокупности назвать одним термином – природосообразность. Говоря современным языком – экологичность.

При создании биоадекватных учебников специалисты опираются на весь предшествующий опыт и традиционные программы. Они синтезируют бытующие ныне наработки отечественных и зарубежных педагогических школ и новейшие представления учёных о природе информации, восприятия, нейрофизиологических волновых процессах, гигиене, эстетике.

ОБРАЗОН

Каждое утро, душа, ты найдешь у двери своего дома весь мир. Диего де Эстелья

ОБРАЗ И ОБРАЗОН

Биоадекватные учебники имеют, независимо от предмета, несколько общих признаков, указанных в начале главы. Здесь же нам необходимо остановиться на значении образонаопорногообраза,наполненного исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Образон имеет важную роль в биоадекватном учебнике: он начинает учебную тему (урок), является первой частью урока (первой свёрткой информации), с образоном связаны и другие части урока.

 

I. Отличия образона от образа очевидны:

- голографический образ создается мозгом и является индивидуальной единицей мышления[5];

- двумерный (не голографический) образон создается художником, учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;

- образон, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации, опосредованное им;

- образон играет роль знака. В знаке “схвачена” сущность иного. “Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познания)”[6].

Сама же аналогия образона–знака указывает на то, что бытие продолжается в познании. Знак отсылает к сознательному освоению аналогии. Образон, одновременно с этим, является и Символом, который отсылает познающего к его бессознательному. Сама структура символа направлена на то, чтобы через личное восприятие перейти к общекультурным архетипам, дать через каждое частное явление целостный образ мира.

II. Образон и образ имеют много общего:

- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;

- это своеобразный полет мысли: поиск истины через подбор аналогии для новой информации. В этом смысле, это метафорический полет[7] (поиск) с целью овеществления мысли.

Весьма поэтично на этот счет высказался современный писатель Ричард Бах: “Овеществление – это выражение мысли и выбора. Оглянись: все, что ты видишь и чего касаешься, когда-то было невидимой мыслью, пока кто-нибудь не выбрал ее для воплощения в реальность”.[8]

Рисунок 1. Образон «Бабочка» для изучения темы «4 формы правильных глаголов» в курсе англ. Языка

 

СИМВОЛ И ОБРАЗОН

 

Понимание роли символанеобходимо. Как известно, любое цельное явление в наиболее насущной форме является в названии. Слово символ происходит от греческого symbolon и обозначает забрасывание сетей при ловле рыбы. Теперь понятно, что мы делаем в поисках символа: мы ловим золотую рыбку смысла! Ах, как же нужно потрудиться, забрасывая сети, чтобы “поймать” именно то, что нужно.

Символ в науке – это знак. Символ в искусстве – универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление художественного образа его смысл. Символ в философском аспекте – это знак, наделенный ограниченностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В этой связи всякий образ является символом.

Возьмем, к примеру, образоны из биоадекватных учебников: яблоко, бабочка, ромашка... Эти природные образы могут быть рассмотрены как биологические модели взаимосвязанных элементов. Причем, воспринимая эти биологические модели, например, подсолнух, нам уже не приходится осмысливать ситуацию и думать о связях и взаимосвязях, Так как нам отчетливо видно, что сердцевина содержит нечто общее для всех лепестков, а одинаковость лепестков делает их равными в отношении и сердцевины, и стебля, и листьев цветка. Эта модель соответствует ситуации в грамматике английского (и др. иностранных языков), а именно, любое существительное имеет общие род, число, падеж – т.е. обязательные характеристики. Количество групп в мире существительного соответствует лепесткам (разнятся некоторые признаки словообразования: суффиксы, префиксы и др.). Ситуация с растущим или удаленным стеблем одинаково допустима и в аналогии с наличием или отсутствием артикля. Конечно, умение сразу охватить всю ситуацию взаимосвязей, все явление адекватно его природе – это своеобразное прямое видение (вeдение, знание) без расчленения операций лево-правополушарных (логических и образно-интуитивных). Ясно, что символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

По меткому выражению Ж. Пиаже, ассоциативные корни мышления глубже логических[9]. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т.е. целостность мышления. К примеру, образон ”Бабочка”. Наша эмоциональная сфера вступает в работу, “напоминая” из нашего жизненного опыта ситуации, когда мы встречали полет – движение бабочки. Грациозное движение! По сути, крылья, видимые в полете – ассоциация движения. Вот здесь нас не подведет логика: каждое из крылышек может быть проассоциировано с какими-либо отличиями в характере движения. Вот как появились в мире движения – в мире английского глагола – 4 формы правильных глаголов. Так рождался образон “Бабочка”. Более поэтично о рождении образона можно было бы сказать словами Р. Баха:

“Мы воспринимаем в одном мире,

Мы мыслим – в другом,

Мы называем – в третьем,

Мы можем установить соответствия между этими мирами...

именование и есть наложение этого соответствия”.

Поиск образона нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы “Прилагательное в русском языке” используется образон “Яблоко”. Выбрано красное, сочное крымское яблоко. Этот образон в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопросов: КАКОЙ? КАКАЯ ? КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.

Важность такого подхода в образовании подчеркивал Дейл Карнеги: “Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус”.

Одна из важных задач образона – ”включать” все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного).

ПОИСК СИМВОЛА

 

Рассмотрим в самом общем виде механизм поиска символа при решении какой–либо задачи или в процессе восприятия информации.

Схема 2. Поиск символа при решении задачи

 

Запись поиска ассоциации можно было бы упростить:

 

Формулировка задачи  
Проживание нового образа
Сравнение № 1 и 3
Поиски аналога в ответе
Образ задачи

 

 


Шаги 2, 3 и 4 демонстрируют тактику упрощения задачи. Шаг 5 демонстрирует стратегию завышения целей.

Итак, тактика упрощения задачи, стратегия завышения целей предоставляют нам образ (через учебный образон). Так мы достигаем умения понимать явления и предметы в 2-х смыслах: реальном и символическом. Это и называется адекватностью мышления.

Мы употребляем термин “чувствование”, “проживание”, “наложение соответствия” образа или символа. Это единственный способ проверки соответствия. На этом свойстве нашего мышления основывается эйдетическая память.

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

 

“Эйдос” – по-гречески “образ”, а эйдетизм – разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забывать ненужное, может быстро изучать иностранные языки, обходиться без записной книжки. Среди теоретиков этого направления Ф.Р.Лурье. Он выделил 2 направления в этом психолого-педагогическом направлении (эйдетическая методика): мнемотехника (основана на вербально-логическом мышлении) и эйдотехника (конкретно образное мышление). Внутри эйдетической методики имеет место разделение на 26 методо-условий использования комбинированных методов.

Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, осязательная (тактильная) память. При этом используются методы развития памяти, накопленные человечеством в течение веков, и новые оригинальные методы, на которые руководитель Центра “Эйдос”[10] Игорь Юрьевич Матюгин имеет авторский приоритет. В результате учёбы в этом Центре память улучшается как минимум вдвое, занятия помогают каждому открыть у себя такие способности, о существовании которых человек даже и не подозревает.

Положительные результаты, наблюдавшиеся при использовании этой системы для коррекции трудностей школьников, хорошо согласуются с выводом современных психологов о том, что оптимальные способы познания и преподавания нередко превосходят по значению роль природных особенностей.

МЕТАФОРА

Каковы же свойства знаков-символов, образов, знаковых систем в человеческом обществе, природе и в самом человеке? Это предмет семиотики[11].

Нас интересует главным образом вопрос, как символ воздействует на сознание?

Обратимся к теории метафор. По сути дела, подбирая образон–символ, мы осуществляем метафорический полет мысли; в этом полете мы ведем поиск подобия, сравнения. Иногда мы находим прямое сравнение: запах, цвет, вкус яблока - которое нам знакомо. Иногда нам не удается прямо сформулировать, что именно подобно нашему образу–символу. Например, колос (сложноподчиненное предложение), двойные часы (вводные слова), сфинкс (отсутствие рода у сущ. в иностранных языках). Сравнение, в котором признак подобия или не сформулирован, или не поддается формулировке – метафора[12].

Иначе говоря, метафора - образное неспецифицированное сравнение или скрытое сравнение.

Метафора принимается, когда образ соответствует личному опыту субъекта и “размытость” признаков дает возможность через ассоциацию перенести все признаки сравниваемого объекта на необходимый объект. Метафора может и не приниматься, если сравниваемые объекты далеки друг от друга и связь между ними не ощущается. Иногда человек противится возможным последствиям принятия метафоры. Это личное решение может быть неосознанным или осознанным. Здесь кроется важнейшая причина нашего обращения к природным моделям, используемым для образонов. Здесь и причина обязательных творческих заданий: учениквсегда может найти свой образон, если его не устраивает образон, предлагаемый в учебнике или учителем. Этим умением от природы владеет около 8% учащихся. Как правило, эти учащиеся хорошо учатся. Для них учеба – это процесс поиска, творчества. 92% учащихся, к сожалению, нуждаются в том, чтобы их научили так мыслить. До того, как они научатся мыслить, опираясь на известные им модели – образоны, учащиеся напряженно заучивают учебный материал, испытывая утомление. Они превозмогают свою же природу, не догадываясь о простом пути естественного мышления образами.



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 371;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.