Идеи отечественных педагогов в эмиграции
Автор/ период жизни | Основные идеи |
Сергей Иосифович Гессен (1887 -1950) | Задача всякого образования − приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе нашего деления понятия образования лежит, таким образом, призрак целей, преследуемых образованием. Идеал свободного воспитания в своей критической части неувядаем, им обновлялась и будет вечно обновляться педагогическая мысль, и мы начали с изложения этого идеала не ради критики, которая всегда легка, а потому что. Мы убеждены, что через этот идеал надо пройти. Педагог, который не пережил очарования этого идеала, который, не продумав его до конца, заранее, по-стариковски, уже знает все его недостатки, не есть подлинный педагог. |
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) | Особое значение придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Говорит о принципе иерархичного строения человека. Силы и свойства человека должны располагаться в нем в строгой иерархии. Человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы |
Павел Александрович Флоренский(1882-1937) | Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Показал, что существуют различные высокоразвитые системы жизневосприятия и жизнетворчества в различные эпохи и у различных народов. В педагогической деятельности заботился о том, «чтобы художественное восприятие не было засорено … ложными взглядами, которые усвоены как сознательно, так и … полусознательно из окружающей среды». Для него студенты − «чистое око человечества, которым оно созерцает реальность». Заложил основы философии генеалогии, своеобразной педагогики: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Написал собственную родословную («Детям моим»). Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при ... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...». Подошел к необходимости метапредметных основ образования |
Иван Александрович Ильин (1882-1954) | Педагог должен помочь ребенку научиться осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт. Подчеркивал, что каждый ребенок является индивидуальным и неповторимым самобытным существом, и на первом месте в воспитании должно быть формирование «предметно-настроенной» души, ориентированной на личное духовное самосовершенствование в соответствии с абсолютными ценностями |
В то же время в Советской России рождалась новая педагогика, соответствующая коммунистическим идеям. Как не парадоксально, но многие идеи, которые рождались педагогами в эмиграции, были созвучны идеям советских педагогов. Главное, что было общего в этих исследованиях, - ориентации на активность и самостоятельность самих воспитанников.
При этом были различия в понимании целей и задач воспитательной деятельности и организации воспитательного процесса. До начала шестидесятых годов доминировали идеи коллективного воспитания. Инициатива и творчество детей поощрялось в рамках деятельности пионерской и комсомольской организаций. Однако, несмотря на это рождались новые продуктивные идеи, обосновавшие гуманистическое отношение к ребенку.
В шестидесятых годах начался новый этап поиска концептуальных подходов воспитания. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания. Большое значение для педагогической теории имело рождение коммунарской методики И.П. Иванова, которая была ориентирована на развитие социального творчества детей. Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников –это главная идея его концепции воспитания. Главным средством воспитания и развития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.
В основе деятельности детей лежат следующие идеи:
-забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и далеких людях, своей школе, селе, городе, самом себе как товарище других людей);
-творчество, т.е. совместный поиск новых, лучших решений, жизненно-важных проблем или задач;
-коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость в достижение общего результата;
-сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.
Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П. Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.
Большое значение имели работы Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкиина по стимулированию детского лидерства и др.
Новые концепции, возникшие в 80-х-90-х годах, призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества, каково содержание и структура воспитательного процесса, кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?
В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой и др. была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие. Задачи воспитания в этой концепции были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявления творческого потенциала детей; формирование чувства свободы; способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.
Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом.
Он обратился к проблеме целей воспитания и на ряду с идеальной целью – формирования гармонической, всесторонне развитой личности – предложил реальную. Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Конечно, в данном обзоре перечислены далеко не все концепции воспитания советского периода. Мы предлагаем лишь наиболее значимые, оказавшие значительное влияние на современную педагогику (см. таблицу 26).
Таблица 26
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 413;