Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции.
Теперь нам остается рассмотреть еще одну сторону практического выражения идейно-тематического анализа - его влияние на организацию и построение композиции. Начнем с того, что как таковой темы и идеи (в чистом виде) в спектакле не существует, они суть понятия, абстрактные универсалии, хотя в истории театра были попытки, иногда достаточно устойчивые, их персонифицировать. Мы говорим о средневековых «моралите».
В каждой пьесе существуют те или иные выразители (носители) темы и идеи. Часть персонажей выражают «тему», т.е. существующий порядок, мироустройство, способ существования и т.д. Например: Кабаниха, Дикой в «Грозе»; Фамусов, Молчалин в «Горе от ума»; Монтекки и Капулетти в «Ромеои Джульетте». Как правило, именно они и открывают пьесу, и занимают существенную часть экспозиции. Но где-то на втором плане, на заднем фоне, существуют и действуют люди с совершенно противоположными взглядами, способами и формами существования, т.е. их антагонисты. Именно они и будут выступать в пьесе выразителями «идеи». Например: Екатерина, Кулибин в «Грозе»; Чацкий в «Горе от ума» и т.д. Так разделяются все персонажи, от протагонистов до статистов. Происходит так называемая группировка сил по конфликту, например:
Между: чем и чем
добро любовь дружба месть | зло ненависть предательство прощение |
Кем и кем
Екатерина ... ... ... | Кабаниха ... ... ... |
Некоторые исследователи и практики театра дали следующее определение выразителям: темы - исходные предлагаемые обстоятельства; идеи - ведущие предлагаемые обстоятельства. Суть не в определениях, они могут быть совершенно разными, а в том, как «исходные» и «ведущие» предлагаемые обстоятельства взаимоотносятся и взаимовлияют на организацию действия. Как мы уже отмечали выше, большая часть экспозиции, т.е. начала пьесы, посвящается описанию среды, в которой будет разворачиваться действие пьесы; это место «темы» - исходные предлагаемые обстоятельства. Толчком для их проявления служит «исходное событие» (например, письмо, которое получил Городничий). Но подспудно зреют иные тенденции - ведущие предлагаемые обстоятельства - носители «идеи». Их вызывает к жизни и проявляет «основное событие», в котором происходит столкновение этих двух сил.
Так зарождается борьба, основной конфликт пьесы, который постоянно набирает силу и приобретает свое максимальное выражение в кульминации, или «центральном событии». Оно решает весь ход борьбы в ту или иную пользу: одна сторона терпит поражение, и все действие пьесы стремительно движется к развязке. В «финальном событии» происходит окончание этой борьбы. Затем следует эпилог, или «главное событие», которое подводит уже не действенную (как «финальное»), а смысловую черту, итог под всем содержанием пьесы. Это некое резюме, в котором автор выражает все недосказанное или подводит к некой сумме смысла, необходимого в данном произведении. Как правило, это место, где в «полный голос» звучит «идея», например, «бунт Тихона против Кабанихи в «Грозе»; примирение кланов Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте» и т.д. На наш взгляд так выражаются в действии и проявляются в композиции «тема» и «идея». Это отношение можно отразить графически следующим образом:
При анализе этих выразителей «темы» и «идеи» (исходных и ведущих предлагаемые обстоятельства) необходимо тщательно изучать не только содержание пьесы, но и ее «окружение». Под этим мы подразумеваем:
1. Изучение эпохи,в которой писалась пьеса. Исторический, политический и социальный контекст. Как это отразилось (или не отразилось) в произведении.
2. Художественный стиль в искусстве, который господствовал в момент написания пьесы, и в какой манере творил автор. Насколько это оказало влияние на идейно-тематическое содержание произведения.
3. Личная жизнь автора в момент написания пьесы. Какие личные «радости» или «трагедии», нашли отражение в произведении.
Рекомендуемая литература:
1. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991.
2. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980.
3. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978.
* * *
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 479;