Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции
Теперь нам остается рассмотреть еще одну сторону практического выражения идейно-тематического анализа - это его влияние на организацию и построение композиции. Начнем с того, что как таковой темы и идеи (в чистом виде) в спектакле не существует, они суть понятия, абстрактные универсалии. Хотя в истории театра были попытки, иногда достаточно устойчивые, их персонифицировать. Мы говорим о средневековых «моралите».
В каждой пьесе существуют те или иные выразители (носители) темы и идеи. Часть персонажей выражают «тему», т.е. существующий порядок, мироустройство, способ существования и т.д. Например: Кабаниха, Дикой в «Грозе»; Фамусов, Молчалин в «Горе от ума»; Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте». Как правило, именно они и открывают пьесу и занимают существенную часть экспозиции. Но где-то на втором плане, на заднем фоне существуют и действуют люди с совершенно противоположными взглядами, способами и формами существования, т.е. их антагонисты. Именно они и будут выступать в пьесе выразителями «идеи». Например: Екатерина, Кулибин в «Грозе»; Чацкий в «Горе от ума» и т.д. Так разделяются все персонажи, от протагонистов до статистов. Происходит, так называемая, группировка сил по конфликту, например:
Между: чем и чем
- добро - любовь - дружба - месть | - зло - ненависть - предательство - прощение |
кем и кем
- Екатерина - ... - ... - ... | - Кабаниха - ... - ... - ... |
Некоторые исследователи и практики театра дали следующее определение выразителям: темы - исходные предлагаемые обстоятельства; идеи - ведущие предлагаемые обстоятельства. Суть не в определениях, они могут быть совершенно разными, а в том как «исходные» и «ведущие» предлагаемые обстоятельства взаимоотносятся и взаимовлияют на организацию действия. Как мы уже отмечали выше, большая часть экспозиции, т.е. начала пьесы, посвящается описанию среды, в которой будет разворачиваться действие пьесы; это место «темы» - исходные предлагаемые обстоятельства. Толчком для их проявления служит «исходное событие» (например письмо, которое получил Городничий). Но подспудно зреют иные тенденции - ведущие предлагаемые обстоятельства- носители «идеи». Их вызывает к жизни и проявляет «основное событие», в котором происходит столкновение этих двух сил.
Так зарождается борьба, основной конфликт пьесы, который постоянно набирает силу и приобретает свое максимальное выражение в кульминации, или «центральном событии». Оно решает весь ход борьбы в ту или иную пользу, одна сторона терпит поражение и все действие пьесы стремительно движется к развязке. В «финальном событии» происходит окончание этой борьбы. Затем следует эпилог, или «главное событие», которое подводит уже не действенную (как «финальное»), а смысловую черту, итог под всем содержанием пьесы. Это некое резюме, в котором автор выражает все недосказанное или подводит к некой сумме смысла необходимого в данном произведении. Как правило, это место где в «полный голос» звучит «идея», например «бунт Тихона против Кабанихи в «Грозе»; примирение кланов Монтекки и Капулетти в «Ромео и Джульетте» и т.д. На наш взгляд так выражается в действии и проявляется в композиции «тема» и «идея». Это отношение можно отразить графически следующим образом:
Идея
Тема
* * *
ГЛАВА 2.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 419;