Идеи о воспитании в средневековье
Автор, годы жизни | Основные идеи |
Эразм Роттердамский(1439-1536) | Выступал против схоластики и догматической религиозности, признавая равенство всех людей независимо от их происхождения |
Франсуа Рабле (1494-1553) | Воспитанию личности он отводил решающую роль в деле преобразования мира. считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества |
Мишель Монтень(1533-1592) | Провозгласил опыт основой человеческого знания. Он считал, что ребенку нельзя внушать готовые истины. Все, что ему нужно, достигается его собственным опытом |
Ян Амос Коменский (1592-1670) | Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Указывал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдения «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». |
Джон Локк (1632-1704) | Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания |
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | Утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила ребенка природа. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека |
Генрих Песталоцци (1746-1827) | Ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека - разносторонне и гармонично. Воспитание должно находиться в согласии с природой ребенка, то есть быть природосообразным. Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание. Оно начинается с рождения ребенка в семье |
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) | В педагогическом процессе Гербарт выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание. Главная задача управления − поддержание порядка, обуздание «дикой резвости ребенка». Управление, по мнению Гербарта, еще не воспитание, а создание предпосылок для воспитания. Средства: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание, умение занять детей. Дополнительные средства: авторитет и любовь к ребенку. Гербарт считал допустимыми телесные наказания, но, по его мнению, важна не физическая боль, а страх перед ней.С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять − это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение) |
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), | Выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий, места и времени, в которых родился человек, особенностей страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру |
Вопросы.
1. Какие идеи древних философов актуальны сегодня? Почему?
2. Какие идеи привлекли Ваше внимание? Почему?
В начале XIX в. в России распространяются идеи европейского просвещения. Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» (1798) А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.
Общественное внимание к вопросам просвещения усиливается после восстания декабристов.
Известный литературный критик, публицист В.Г. Белинский (1811−1848) в многочисленных статьях и рецензиях дал развернутое изложение своих педагогических взглядов. Особую ценность представляют его взгляды на нравственное воспитание. Нравственные привычки и навыки поведения нужно вырабатывать в младшем возрасте, формировать нравственные понятия − в отрочестве.
В 1860-е гг. развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824−1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области воспитания Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», − философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868−1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития. В таблице 23 приводятся наиболее интересные идеи о воспитании отечественных педагогов и философов 18-19 века.
Таблица 23
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 570;