Гуманистические идеи
В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Рефор-мация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам филосо-фии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.
Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:
1. Ослабление монополии католической церкви.
2. Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма.
3. Честный труд как главный показатель истинной веры.
В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.
Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отно-шений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-фило-софской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.
Освобожденное от схоластики мышление требовало величест-венных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами ран-него Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джот-то и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формирова-нии итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери(«Божественная комедия»), Франческо Петрарка(«Сонеты») и Джован-ни Боккаччо(«Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.
В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональ-ности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джо-конда»), Рафаэль Санти(«Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.
В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.
Если итальянское искусство формировалось под влиянием антич-ных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание панте-изм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 427;