Интеллект и творчество.


Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем. Эта устойчивая структура умственных способностей объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, внимание, представление, воображение, мышление.

Интеллект включает всю совокупность умственных или познавательных способностей, начиная с сенсорно-перцептивных процессов и заканчивая мышлением и речью. Существует множество различных определений и моделей интеллекта. Однако все исследователи интеллекта сходятся в следующем: интеллект – это способность разумно воспринимать мир и адекватно действовать в нем, адаптируясь к изменениям среды. Именно способность к адаптации рассматривается как признак интеллекта и психического здоровья. Исследования показали, что способность к адаптации, в основном, обеспечивается познавательными процессами и свойствами. Именно на их измерение и диагностику с начала двадцатого века и были направлены психометрические инструменты психологов. В известных тестах на уровень интеллектуального развития (с вычислением знаменитого коэффициента IQ) – тестах Векслера, Айзенка, Амтхауэра – содержатся задания на память и внимание, образное и логическое мышление, умение обобщать и владеть словом, оперировать цифровым и графическим материалом. Люди с высоким уровнем развития познавательных характеристик, по данным психодиагностики, имеют высокие показатели интеллекта. Однако давно было замечено, что дети, опережающие по уровню интеллектуально развития своих сверстников, так называемые вундеркинды, вырастая, не всегда оправдывают ожидания педагогов и родителей. В сороковых годах двадцатого века американским психологом Л.Терменом было проведено лонгитюдное исследование развития тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140) до взрослого возраста (до 45 лет). В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. Все бывшие вундеркинды стали вполне достойными гражданами общества - успешными, обеспеченными и здоровыми. Но ни один их них не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны, не стал великим и гениальным, не стал большим творцом и новатором. Данные многочисленных исследований показали, что линии интеллектуального и творческого развития совпадают лишь в начале онтогенеза, а затем могут резко расходиться. Между тем, общество всегда было заинтересовано в людях, обеспечивающих социальный и технический прогресс, способных к творческому решению нестандартных задач.

Творчество рассматривается как деятельность человека по созданию новых материальных и духовных продуктов, имеющих социальную ценность. В психологии уже больше века проводятся исследования детерминант познавательной и творческой функций психики человека.

Для «творческого» мышления характерен поиск решений более сложных и необычных, чем те, которые «лежат на поверхности». Заслуга обобщения результатов многих исследований и создания расширенной концепции интеллекта принадлежит Дж.Гилфорду (Guilford, 1959), который, в частности, выделил два типа мышления: конвер­гентное, необходимое для нахождения единственного точного решения задачи, и дивергентное, благодаря которому возникают оригинальные решения.

Конвергентное и дивергентное мышление. Существуют два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пы­таются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это конвергентное мышление, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Дру­гие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направле­ниям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой «веерообразный» поиск, чаще всего приводящий к оригинальным реше­ниям, свойствен дивергентному мышлению. Очевидно, что большая часть людей с самого раннего детства и, особенно, при обучении в школе привыкла использовать почти исклю­чительно конвергентное мышление. Подобный уклон в школьной педа­гогике всегда был бичом для детей с творческим мышлением. Известно, что Эйнштейну и Черчиллю учиться в школе было трудно, но не потому, что они были рассеянными и недисциплинированными, как считали учителя. Это было отнюдь не так, но преподавателей просто-напросто раздражала их манера не отвечать прямо на поставлен­ный вопрос. Вместо этого они задавали какие-то «неуместные» вопросы вроде «А если бы треугольник был перевернутым?», «А если заменить воду на ...?», «А если посмотреть с другой стороны?», «А если бы время не было временем?» и т. п.

Творческое мышление. Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имею­щими на первый взгляд ничего общего.

Характеристики творческого мышления по Дж.Гилфорду.

Творческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения. .И наконец, главное - это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967). Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота», найдет два десятка различных примене­ний зубочистке или газете.

Дж.Гилфорд создал первые тесты на творческое мышление и креативность, диагностирующие выше приведенные характеристики.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. Креативность— творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

 

Среди функций креативности наиболее важные – функции самовыражения и адаптации. Креативность личности характеризуется также способностью к осознанию и развитию своего опыта. В творчестве личность развивается и реализуется.

Особенности творческих личностей. Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интел­лекта, сколько личность человека и пути ее формирования. Любая система воспитания, созданная обществом, основана на кон­формизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Действительно, творческая личность в основе своей чужда конфор­мизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь со­циальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными взглядами. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неодно­значными. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стре­мится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удив­лению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, кото­рые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.

П.Пикассо как-то заметил: «Я не ищу, я нахожу». В этом - суть различий между творчеством и интеллектом. Однако современные многометрические концепции интеллекта существенно расширили круг характеристик интеллекта (Р.Стернберг, Г.Гарднер).

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Новые тесты диагностики интеллекта включают измерение, как познавательных характеристик, так и свойств социального и практического интеллекта – например, умение разрешать практические жизненные ситуации.

Психологи установили, что внутренними – личностными - факторами творчества является сила «Я», уровень притязаний, мотивация и воля. Внешними или средовыми факторами развития творческой личности являются следующие:

· стимулирование активности, с предложением широких возможностей для удовлетворения потребностей человека в реализации своих способностей, в достижении успехов в личностно-значимой сфере деятельности;

· богатый и разнообразный фонд упорядоченных по степени сложности задач и проблем, требующих для своего решения творческого подхода:

· необходимый компонент развивающей среды – творческая личность педагога. Только в живом общении с творческой личностью при совместном решении проблем, оценке результатов, помощи в самоопределении и развитии происходит «обыкновенное чудо» - рождение разнообразия новых творческих индивидуальностей.

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 491;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.