Этика науки и техноэтика
Управление научно-техническим развитием оказывается сегодня этической проблемой и связано с тяжелыми нравственными переживаниями ученых и инженеров. Э. Ферми назвал взрыв атомной бомбы «прекрасной физикой», а О.Ган, первооткрыватель искусственного расщепления атомного ядра, пытался покончить жизнь самоубийством, узнав о трагедии Хиросимы. А.Д. Сахаров, чей вклад в создание советской водородной бомбы был едва ли не решающим, посвятил свою жизнь борьбе против использования ядерного оружия в противостоянии мировых политических сил.
Как видим, жизнь заставляет творцов научно-технического прогресса осознавать и брать на себя моральную ответственность перед человечеством.
Наука и техника, не ограниченные моралью, уподобляются Виктору Франкенштейну, герою знаменитого романа М. Шелли. Гениальный ученый стремился победить смерть и ради этого пошел на риск, создав искусственное живое существо, наделенное разумом, чудовищной мощью и страстями, но лишенное нравственных качеств. Оно не обладало способностью разделить свою судьбу с судьбами других людей и превратилось в монстра, убийцу, который мстит людям за свое одиночество.
Само развитие науки и техники привело к осознанию необходимости создания нормативной системы моральной регуляции поведения ученых и инженеров. Профессиональная этика научных и инженерно-технических работников начинает формироваться во времена первой промышленной революции, но мощный импульс ее развитие получило в условиях современной научно-технической революции. Этика науки и техники ориентирована соответственно на научную и техническую деятельность и представляет собой совокупность моральных норм, нравственных и ценностных принципов, принятых учеными и инженерами и определяющих их поведение в научном и техническом сообществах.
Важнейшими из принципов этики науки являются принцип бескорыстного поиска и отстаивания истины и принцип использования научных достижений на благо людей, а не во зло им. Техноэтика также утверждает, что деятельность инженера должна способствовать достижению высокого уровня благосостояния людей, не вредить их здоровью, развивать человека как свободную творческую личность.
В рамках техноэтики осуществляется формирование нового инженерно-технического мышления, обогащенного осознанием глобальности и взаимозависимости всех социальных и природных процессов. Это системный взгляд на мир с учетом человеческой мысли и человеческой активности. Это видение человека как тотального и в то же время конечного существа, живущего в бесконечном континууме Вселенной.
Организатор и первый президент Римского клуба[89] А. Печчеи писал: «Чтобы быть людьми в истинном значении этого слова, мы должны развивать в себе такое понимание глобальности всех событий и явлений, которое бы отражало суть и основу всей Вселенной»[90]. Другими словами, в основе стиля инженерно-технического мышления должна лежать идея гармонии человеческой деятельности с природой. Именно эта идея определяет необходимость решения глобальных экологических и гуманитарных проблем.
Прежде всего техноэтика требует от инженерного сообщества оказывать содействие в установлении негативных последствий технологической практики, наносящей ущерб природе и приводящей к ухудшению качества окружающей среды, и заранее предупреждать общественность о нежелательных результатах использования той или иной техники.
На протяжении многих веков обязанности по отношению к природе оставались вне поля зрения этики. Экологический кризис, который в решающей мере есть результат узко утилитарного подхода к миру природы, сделал очевидным тот факт, что техноэтика не может не включать в себя экологический аспект. Это означает, что объектом нравственной оценки и регулирования является не только отношение человека к самому себе, к другим людям и обществу в целом, но и отношение человека к природе, которое исходит из общечеловеческих интересов.
Гуманистическая ориентация в техноэтике призвана создавать такую моральную атмосферу, которая способствовала бы преодолению глобальных проблем современного человечества. Печчеи верил в духовную силу научного сообщества, способную предотвратить опасность разлада между интересами науки и техники, с одной стороны, и всеобщим интересом человеческого сообщества, с другой стороны. Он писал: «Инициатива установления определенного кодекса, регулирующего границы и ответственность за научное и техническое развитие и внедрение, должна исходить, прежде всего, от самих представителей научной общественности, от ученого сообщества... Известно, что сегодня в мире больше ученых, чем их было за предшествующие века. Как социальная группа они представляют сейчас достаточно реальную силу, чтобы недвусмысленно и во весь голос заявить о необходимости всесторонне оценивать технический прогресс и потребовать постепенного введения контроля за его развитием в мировых масштабах»[91].
Профессиональная этика научных и инженерно-технических работников не противоречит общечеловеческим моральным требованиям и запретам, воплощает их в своих нормах. Мораль и ученого, и инженера, подобно морали всех людей, основывается на таких заповедях, как «не кради», «не лги» и т.д. Так, преднамеренное искажение данных эксперимента можно рассматривать как нарушение заповеди «не лги», а плагиат можно квалифицировать как нарушение заповеди «не кради».
При этом помимо общечеловеческих моральных норм этике науки и техноэтике присущи профессиональные нравственные требования, например, аккуратность, дисциплинированность и тщательность в работе инженеров и техников. В настоящее время созданы такие технические системы, отклонения от технологии или ошибки по эксплуатации которых чреваты негативными последствиями не только для обслуживающего технического персонала, но и для большого числа окружающих их людей. Нередко эти ошибки связаны с притуплением ощущения опасности, возникающей при незначительных отклонениях в работе технической системы, а также с прямой недисциплинированностью, недобросовестностью инженерно-технических работников. Трагический урок аварии на Чернобыльской АЭС заключается не только в том, что первостепенное значение приобретают вопросы надежности техники и ее безопасности, но и в том, что не менее важное значение имеют вопросы дисциплины, порядка, организованности при эксплуатации техники. Иными словами, научно-техническая культура инженеров и техников должна подкрепляться соответствующей нравственной культурой, выполнением ими профессиональных моральных требований.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 690;