ГЛАВА 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ
Техника как область человеческой деятельности с древних времен привлекает к себе внимание философов. Проблемы, связанные с техникой, на протяжении веков рассматривались в рамках социальной философии, философской антропологии, философии истории. И только во второй половине ХХ века техника стала предметом анализа такой относительно самостоятельной области исследований, как философия техники.
То, что вопросы, касающиеся феномена техники, становятся философскими, смысложизненными вопросами именно в это время обусловлено тем определяющим влиянием техники, которое она оказывает на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство. В круг проблем, поднимаемых философией техники, попадают следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как взаимосвязаны техника и наука, насколько наука зависит от технического знания, какое влияние оказывает техника на экономические, политические, социальные, экологические процессы, меняет ли технический прогресс самого человека, что такое техноэтика?
Понятие техники
Понятие «техника» в переводе с греческого «techne» означает «искусство, умение, мастерство, виртуозность». Как способ человеческой деятельности техника может выступать в качестве специально выработанных навыков и приемов, а может принимать форму вещного средства деятельности.
Уже Аристотель зафиксировал глубокое различие между природой («физисом») и техникой. В природе, которая возникает и протекает сама по себе, форма и материя не отделены друг от друга, а источник и цель развития находятся в самом объекте природы. Что касается технического процесса, то его источник и цель коренятся в мыслящей душе мастера, и форма выступает как нечто относительно внешнее для материала. Формообразованием занимается мастер, ремесленник. Он навязывает природному материалу конструкцию, полезность, ценность. Но при всем различии между способностью природы к творчеству и развитием творчества человека их объединяет наличие цели в реализации формы.
Древние греки отмечали также, что техника способна совершенствовать то, что недоступно природе. В процессе формообразования совершенствуется искусство самого мастера, развиваются его способности конструировать под влиянием общественных потребностей все более дерзкие для природной материи творческие формы. Раз выработанный прием или созданное средство требует от человека совершенно определенных повторяющихся действий. Человек научился закреплять найденные решения задач, повторяющиеся действия, превращая их в «дело техники». В этом смысле говорят, например, о технике живописи, технике танца, технике строительства, технике математических вычислений, социотехнике и т.д.
Техника, по словам Гегеля, есть «совершенная объективность», обладающая собственной основой, позволяющей ей совершенствоваться, модифицироваться, перестраиваться. Техника есть мастерство или искусство во всяком роде деятельности. Для обозначения общей совокупности того, что является соответствующим искусством, в латинском языке появилось выражение «техника искусства» («technica ars»).
Техника пронизывает все бытие человека, сопровождает любой род его деятельности, дает ему возможность преобразовывать природу, менять условия своего существования и изменять самого себя. Это позволяет вслед за М.Хайдеггером утверждать, что техника является «корневой» основой культуры. Действительно, культура возникла в результате человеческого умения, технэ и передачи накопленного опыта из поколения в поколение, В этом плане интересна семантика латинского термина «cultura», который означает «возделывание, обработка, земледелие, воспитание, почитание». В первых трех понятиях заложен важнейший принцип техники – принцип преобразования действительности в процессе человеческой деятельности, а в последних двух понятиях прослеживается сходство с одним из основных проявлений технэ – ремеслом, которое предполагает следование образцу, воспитание мастером ученика и почитание учеником своего мастера.
В современном понимании техника в широком смысле слова представляет собой область человеческой деятельности, направленной на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности; искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.
Техника в узком смысле слова есть совокупность артефактов.
Артефакты - это искусственно созданные объекты. Артефакты представляют собой результат опредмечивания человеческой деятельности, овеществление знания в виде орудий труда, машин, механизмов, приборов, устройств, различного рода приспособлений, которые применяются как в процессе производства, так и для обслуживания непроизводственных потребностей общества во имя получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
Прогрессируя, техника определяет культурный образ жизни человека, содействует повышению эффективности его трудовых усилий и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Однако, как утверждают некоторые мыслители, искусственно созданные технические объекты, цивилизация, набирая силу, становятся чуждыми человеку, его культуре. О.Шпенглер, А.Швейцер, Н.Бердяев вообще отказывали технике в принадлежности к культуре. Бердяев, например, называл цивилизацию смертью духа культуры.
Начало философскому спору о технике положил немецкий философ, профессор Гейдельбергского университета Эрнест Капп.В 1877 году с выходом в Германии его книги «Основные направления философии техники» началось осознание того, что техника, будучи способом преобразования действительности и воспроизводства всякой живой деятельности, естественно и органично входит в число феноменов, которые осмысливает философия, включая результаты этого осмысления в системы предельно общего характера. Но в относительно самостоятельную область философско-методологических исследований феномена техники в современном мире философия техники стала оформляться лишь с середины ХХ столетия.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 345;