Формы чувственной ступени познания


 

Познание начинается с непосредственных чувственных образов, с так называемого живого созерцания, которое осуществляется посредством органов чувств. Родившийся ребенок не обладает ни одной, пусть даже самой примитивной мыслью, но у него есть органы чувств, реагирующие на внешние воздействия и формирующие простейшие чувственные впечатления. Например, младенец может различать белое и черное и некоторые другие цвета, но у него нет еще дифференциального восприятия формы, объема, величины, удаленности предметов. Все это придет к нему значительно позднее.

Чувственные впечатления, возникающие при непосредственном воздействии предметов на органы чувств, называются ощущениями и восприятиями. Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений действительности. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела, иметь представление об отдельных свойствах предмета. Например, зрительные ощущения дают человеку возможность узнать цвет предметов, их величину, конструкцию, объем, пространственное расположение. Всего различают пять основных видов (модальностей) ощущений по количеству органов чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Кроме того, существуют еще двигательные и внутренние ощущения, которые отражают соответственно движение и положение самого тела и внутреннее его состояние.

Упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений приводит к появлению следующей формы живого созерцания - восприятию. Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон. Садясь за парту, мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чувствуем твердость дерева, гладкую поверхность, то есть посредством ощущений определяем свойства парты. Одновременно у нас возникает целостный образ парты со всеми ее особенностями - конструкции, цвета, твердости материала и т.п. Можно сказать, что восприятие выражается совокупностью ощущений, но при этом не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с такими присущими ей чертами, как предметность, целостность, константность.

Предметность восприятия формируется только в том случае, если происходит взаимодействие органов чувств с самими предметами внешнего мира.

Целостность восприятия означает, что в сознании человека отражаются именно предметы, а не отдельные линии, штрихи, пятна и т.п. Другими словами, живя в мире целостных предметов и их изображений, люди выработали способность именно так воспринимать все то, что их окружает.

Константность есть независимость восприятия свойств предметов от условий, в которых это восприятие происходит. Благодаря этому свойству человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Известно, что изображение предмета увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и уменьшается, если расстояние до него увеличивается. Действительно, при изменении дистанции наблюдения величина изображения предмета на сетчатке глаза изменяется, а вот его воспринимаемая величина остается неизменной. Лектор видит лица всех сидящих в аудитории примерно одинаковыми по размеру, хотя лица студентов, находящихся за последними партами, должны были бы быть значительно меньше лиц студентов, сидящих в первых рядах. Получается, что сетчаточные размеры изображений психика человека игнорирует, и мы видим величину и форму вещей такими, какими они есть на самом деле, независимо от расстояния и расположения их в пространстве. Правда, константность – это относительное постоянство, поскольку она имеет свои пределы. Например, с самолета мы видим внизу дома резко уменьшенными, а Луна кажется нам величиной с тарелку.

Образы предметов, сформированные в процессе живого созерцания, впоследствии могут быть воспроизведены в отсутствие этих предметов. Чувственный образ предмета, в данный момент не воздействующего на органы чувств человека, называется представлением. Но, как и ощущения и восприятия, представление имеет чувственно-конкретный, наглядный характер, ибо в представлении воспроизводится образ предмета, который воздействовал на человека в прошлом. Другими словами, в представлении непосредственный контакт с окружающей действительностью заменяется мнемическими процессами, памятью. Поэтому нередко представления определяют как образы памяти, как восприятие по памяти. Представление можно рассматривать в качестве перехода от чувственной ступени познания к рациональному познанию.

Наиболее полно и адекватно рациональное познание выражено в мышлении. Настоящий расцвет мышления возможен лишь на основе представлений. Однако мышление охватывает такие аспекты действительности, которые не могут быть выражены посредством представлений. Нельзя, например, представить народ как таковой, свободу вообще, необходимость или случайность и т.п. Вряд ли мы сможем различить зрительные образы 25-угольника и 26-угольника. Между тем мышление свободно оперирует понятиями, которые соответствуют данным объектам.

Ограниченность чувственной ступени познания заключается, прежде всего, в наглядности, то есть в отражении именно данного предмета, а не предмета вообще. Но не все, что присуще предметам, можно увидеть, обонять или осязать. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человечества тысячу лет назад. Однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества. И делает он это благодаря мышлению. В отличие от чувственного познания, которое раскрывает внешние свойства предметов, мышление отражает глубинные, сущностные стороны познаваемых явлений, отвлекаясь от их чувственно наглядных признаков.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 493;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.