Мышление и творчество
Мышление по самой своей сути - процесс творческий. В творчестве создаются социально значимые культурные ценности, открываются неведомые доселе факты, свойства и закономерности, раскрываются новые методы познания и преобразования действительности. Одной из отличительных особенностей творческой деятельности является способность человека преобразовывать непосредственно данное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации. Процесс создания нового в форме образа, представления или идеи есть воображение. Воображение во многом зависит от восприятий того, что в данный момент действует на человека, а также от представлений того, что воздействовало на него раньше.
По своей природе воображение тесно связано с мышлением. Как и мышление, воображение возникает в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения. Как и в мышлении, в воображении осуществляется опережающее отражение действительности. Важнейшее назначение воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, что еще не существует. Однако опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир, а в процессах воображения – в конкретно-образной форме.
Включение мышления или воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации. Если исходные данные задачи известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления. Если же имеется дефицит информации, то действует механизм воображения. При отсутствии необходимых для мышления знаний воображение может приобрести относительную самостоятельность, выйти за пределы обычных норм мышления.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно проигрывать научные эксперименты. Задумывая постановку опыта, ученый, исходя из своих гипотез и учитывая уже установленные законы данной области, может в воображении представить такую конкретную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить выдвинутую им гипотезу. Такое мысленное создание конкретной ситуации эксперимента является актом творческого воображения в научном исследовании. Роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную научными традициями парадигму и смотреть на вещи по-новому. Подчеркивая значение воображения для творческого процесса, А. Эйнштейн отмечал, что воображение важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все на свете, стимулируя прогресс и являясь его источником.
Важнейшей особенностью воображения, участвующего в художественном творчестве, является его эмоциональность. В творческой деятельности писателя, художника или музыканта воображение и чувства, воплощенные в художественных образах, неотделимы друг от друга.
Необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека является мечта. Мечта, будучи формой проявления воображения, представляет собой образы желаемого будущего, не воплощенные непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта вдохновляет человека, помогает ему бороться с трудностями жизни, дает возможность заглянуть вперед. Но мечта может вызвать энтузиазм и привести к цели только в том случае, если она реальновыполнима.
Беспредметные образы и представления, оторванные от жизни, но связанные с потребностями человека, называют грезами. В них человек сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни.
Сила воображения, его значение для познания и творчества определяется прежде всего тем, насколько воображение учитывает меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную значимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и оригинальным является результат его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, то оно оборачивается творчески бесплодной фантазией.
Термин «фантазия» выступает часто в качестве синонима воображения. Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение всегда связано с реальностью и ориентировано на нее, то фантазия, как правило, использует образы-символы, которые сознательно гипертрофируют, извращают действительность.
Творчество неразрывно связано с интуицией. Выделяется несколько видов интуиции, но предпочтение отдается интеллектуальной интуиции как способности прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Гуссерль, например, понимал под интуицией непосредственное созерцание общего. Необходимым условием интеллектуальной интуиции, по его мнению, является редукция, то есть переключение внимания с эмпирических фактов на смыслы, непосредственно открывающиеся сознанию.
Интуиция - это процесс, который, как правило, происходит внезапно и неосознанно. Поэтому интуиция нередко понимается как бессознательный процесс. Например, Фрейд рассматривал интуицию как скрытый, бессознательный первопринцип творчества. В действительности же интуиция детерминируется не только бессознательными, но и сознательными моментами, в ней проявляется единство чувственной и рациональной сторон познания. Правда, интуиция не поддается описанию по законам формальной логики, ибо строго логическое мышление гарантирует успех лишь в решении типовых задач. Однако нельзя считать интуицию алогичным процессом, поскольку она является особым видом умозаключения, когда осознается и остается в памяти не весь его ход, а лишь окончательный вывод.
В процессе познания окружающего мира человек благодаря ощущениям, восприятием, мышлению не только отражает в сознании различные предметы, их свойства и разнообразные связи между ними, для него они приобретают определенный личностный смысл. Внутреннее переживание смысла познаваемого объекта порождает эмоции. Эмоции являются необходимым моментом познания. Образ действительности, возникающий на основе единства чувственного и рационального, - это, прежде всего переживаемый субъектом познания образ.
Понимание
Познание как единство чувственного и рационального тесно связано с пониманием. Понимание– это такая форма освоения действительности, в процессе которой осуществляется постижение и воспроизведение смыслового содержания природных и социально-культурных объектов.
Понимание представляет собой единство двух процессов: смыслопорождения и смысловосстановления, или расшифровки, интерпретации смысла.
Особенностью понимания является то, что оно развивается в процессах общения, диалога. В узком смысле диалог есть обмен информацией между двумя людьми, а в широком смысле говорят о диалоге цивилизаций, культур, поколений. В процессе диалога рождается новое знание, основанное на общности менталитета культур, создаются предпосылки для духовного общения, совместного практического действия. Понимание можно толковать как установление определенного отношения между новым и известным, как подведение нового знания под известное.
В основе понимания лежат операции со смыслами. Понять можно только то, что имеет смысл. Наиболее изученной является лингвистическая проблема смысла, поскольку смысл всегда получает лингвистическое воплощение в некотором языковом выражении. В аналитической философии в процессе анализа семантических связей в языке было выделено два вопроса: о чем идет речь и что говорится в речи, что в ней утверждается или отрицается.
С точки зрения Л.Витгенштейна, понимание – это процесс, направленный на обнаружение скрытой логической структуры предложения. Процедура понимания, неотделимая от логического анализа, непрерывно происходит во время общения людей, в ходе которого осуществляется мгновенная полная редукция предложения до уровня элементарных предложений. В результате логическая форма предложения становится упорядоченной, а смысл предложения – понятным слушателям.
Понимание бывает донаучное и научно-теоретическое. К донауным видам понимания, которые складываются в непосредственном жизненном процессе,относятся: освоение и понимание языка, понимание других людей, понимание социальных норм, знаков, символов и ценностей.
Научно-теоретические виды понимания основываются на использовании методологических правил и выступают в качестве интерпретации. К ним относятся: историческое понимание как интерпретация жизненного мира людей прошлых эпох; филологическое понимание как перевод и истолкование древних текстов; естественнонаучное понимание как толкование природных объектов и интерпретация научных теорий; понимание в социально-антропологических исследованиях как интерпретация культурных норм и ценностей.
Понимание является основным понятием такого современного философского учения, как герменевтика.
Контрольные вопросы:
1. Что является предметом гносеологии?
2. Дайте характеристику основных моделей познания.
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Как в истории философской мысли решался вопрос о познаваемости мира?
5. Какова роль практики в процессе познания?
6. Чем отличается заблуждение от лжи?
7. Раскройте суть основных концепций истины.
8. Что является критерием истины?
9. В чем ограниченность рационализма и эмпиризма?
10. Каковы основные формы чувственной ступени познания?
11. Каковы основные формы абстрактного мышления?
12. Как связаны между собой язык и мышление?
13. Что представляет собой воображение?
14. Какова роль интуиции в процессе познания?
15. Что такое понимание и каковы его виды?
Основная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.
Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.
Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.
Налетов И.З. Философия. М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.
Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.
Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.
Дополнительная литература:
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Загадки человеческого понимания. М., 1991.
Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М., 1987.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2009. Лекторский В.А. Субъект, объект познания. М., 1980.
Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.
Маритен Т.О. О человеческом знании.//Вопросы философии.1997,№ 5.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1990.
Нарский И.С. Современные проблемы познания. М., 1989.
Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.
Субъект, познание, деятельность. М., 2002.
Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина. М., 2009.
Эволюция, культура, познание. М., 1996.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 394;