Проблема истины и ее критерия
Все получаемые человеком в процессе познавательной деятельности знания подвергаются оценке с точки зрения их истинности или ложности. Достижение именно истинного знания является непосредственной целью познания. Но, как правило, к истине человечество приходит через заблуждения. История науки свидетельствует о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения, как это было, например, с геоцентрической теорией Птолемея.
Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Основу заблуждения составляет одностороннее отражение объективного мира, а также несовершенство умственных способностей, недостаточный познавательный материал, беспорядочная обработка данных и их опрометчивое обобщение и т.д. Рано или поздно заблуждения преодолеваются. В научном познании заблуждения преодолеваются в ходе дальнейшего развития науки. Отрицание заблуждения есть условие развития истинного научного знания. Например, формирование химии происходило в форме такого заблуждения, как алхимия.
Преодоление же заблуждений в общественном сознании тесно связано с преобразованием исторически сложившихся общественных отношений.
От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь. Ложь есть преднамеренное искажение действительности. Оно может осуществляться в корыстных целях, сознательно. Например, Софья в «Горе от ума» объявила Чацкого сумасшедшим, не веря в это, но многие из гостей на балу у Фамусова передавали это сообщение, считая его истинным. Таким образом, Софья сообщала заведомо ложную информацию, а гости находились в заблуждении.
Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания. Этим они отличаются от ошибки, поскольку ошибка есть результат неправильных действий индивида в любой сфере деятельности.
В истории философской мысли сложились различные толкования истины. Наибольшее распространение получила классическая концепция истины, сформулированная Аристотелем. Он обратил внимание на то, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания.
В основе классической концепции лежит принцип корреспонденции, согласно которому истина определяется как соответствие знания об объекте самому объекту. Например, чтобы определить истинность утверждения «Идет дождь», достаточно выглянуть в окно и сопоставить данное утверждение с тем, что происходит в действительности.
Классическое понимание истины принимается всеми материалистами, но наибольшее развитие оно получило в диалектико-материалистической философии. Марксистская концепция истины, рассматривая познание как процесс отражения, дает следующее определение истины.
Истина - это верное, адекватное отражение действительности в сознании человека, обусловленное развитием практики, прогрессом наук и существующей системой общественных отношений.
В марксистской философии выделяются такие признаки истины, как объективность, абсолютность и относительность.
Объективностьистины означает, что она в конечном счете обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.
По определению В.И.Ленина, объективная истина –это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Будучи объективным по содержанию, человеческое знание субъективно по форме, так как всегда является знанием субъекта.
Поскольку объективный мир бесконечен в своих проявлениях и постоянно находится в изменении, то бесконечно и непрерывно познание этого мира, а истина есть не только результат познания, но и процесс постоянного накопления знания. Для характеристики такого понимания истины в марксистской гносеологии были разработаны категории абсолютного и относительного.
Абсолютная истина определяется как, во-первых, полное, исчерпывающее знание об объекте; во-вторых, непреходящее знание, знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем; в-третьих, знание, представленное в виде достоверно установленных фактов таких, как даты событий, рождения и смерти и т.п.
В силу неисчерпаемости объективной реальности абсолютная истина в первом значении может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Абсолютная истина во втором значении есть момент абсолютного в относительном знании. Что касается абсолютной истины в третьем значении, то для научного познания она часто не представляет особой ценности.
Относительная истина - это неполное, незавершенное знание об объекте. Относительность истины выражает изменчивость знания, его углубление и уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что в процессе познания необходимо учитывать место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях. Например, утверждение, что сумма внутренних углов треугольника равна 2d, является истинным в евклидовой геометрии и не является таковым в геометрии Лобачевского или Римана.
Познание развивается через выявление все новых и новых относительных истин. При этом старые истины либо опровергаются, становясь заблуждением, как это было, скажем, с признанием в свое время существования эфира, теплорода, флогистона и др., либо заменяются новыми истинами, сохраняя при этом свою научную значимость для определенной области действительности. Так, на смену классической механики пришла квантовая механика, но законы классической механики остаются истинными для характеристики тел, обладающих большой массой и малыми скоростями. Таким образом, относительные истины, уточняясь, превращаются в элементы абсолютного знания.
Наличие в относительной истине элементов абсолютного знания свидетельствует о том, что познание представляет собой процесс все более глубокого и точного отражения объективного мира. Объективная истина абсолютна, поскольку она правильно отражает те или иные стороны и связи действительности, и в то же время она относительна, ибо это отражение всегда неполно ввиду неисчерпаемости содержания действительности.
Единство абсолютного и относительного в объективной истине признается не всеми философами. Известны гносеологические учения, которые преувеличивают значение одной из форм существования истины. Прежде всего, к ним относится релятивизм. Впервые отчетливо он был представлен софистами, согласно которым все знания рассматриваются как относительно истинные, ибо они обусловливаются телесно-душевным состоянием познающего субъекта. Подчеркивая относительный, субъективный, произвольный характер знаний, софисты тем самым отрицали объективность знания, наличие в нем положений, отражающих реальные свойства и закономерности действительности.
Другой крайностью в понимании истины является догматизм, который преувеличивает в ней момент абсолютного. Игнорирование догматизмом относительности истины превращает знания в мертвые, застывшие схемы.
Классическая концепция истины со временем была дополнена когерентной концепцией, утверждающей взаимосогласованность суждений. В пользу этой концепции говорят ситуации, для которых прямое соответствие мысли объекту не является очевидным. Скажем, с какими реальными объектами можно соотнести такие суждения, как «движение абсолютно» или «вселенная бесконечна»? Обычно когерентную концепцию истины применяют в тех случаях, когда речь идет о сложных, многоструктурных системах и когда необходимо знание об отдельном элементе системы согласовать со знанием о системе в целом. Под истиной здесь понимается согласованность какого-либо знания с более общей системой знания. К когерентной концепции истины склоняются, как правило, логики и математики.
Достаточно широкое распространение получила прагматическая концепция истины. Прагматизм, односторонне истолковав учение Ч.Дарвина, рассматривает мышление как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия, как инструмент преодоления сомнений, возникающих в процессе деятельности. В силу этого идеи, понятия, теории трактуются в прагматизме лишь как орудия действия, а истина – как полезность.
Прагматическая концепция истины в наиболее полной форме была развита американским философом-прагматиком Уильямом Джемсом (1862-1910). Он писал, что прагматизм утверждает в качестве истины лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни.
Прагматизм игнорирует предметные основания истины, истина - это успешность или работоспособность идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, поставленной человеком.
Прагматизм признает, что успешное функционирование идеи нуждается в практической проверке, но практику понимает как конструирование действительности субъектом, который руководствуется исключительно своими собственными устремлениями, выгодой и пользой.
Названные концепции истины не исключают, а взаимодополняют друг друга.
В учении об истине важным является вопрос о ее критериях. Это вопрос о том, каким образом можно отделить истину от заблуждения. В истории философской мысли выдвигались различные критерии истинного знания.
Философы-сенсуалисты, в частности французские материалисты ХVIII века и Л.Фейербах, придерживались той точки зрения, что истинное знание соответствует показаниям органов чувств. Однако оказалось, что органы чувств нередко вводят нас в заблуждения. Например, наши наблюдения ясно показывают, что Солнце движется вокруг Земли, но это противоречит гелиоцентрической (коперниканской) картине мироздания. Кроме того, далеко не все существующее в действительности доступно непосредственному восприятию органами чувств. Поэтому возникает вопрос, можно ли, скажем, суждения о микромире или о прошлом человечества оценивать как истинные или ложные?
Философы-рационалисты, веря в силу логики человеческого мышления, критерием истины считали ясность и очевидность мыслимого. Так, Декарт в качестве примера приводил положения арифметики и геометрии. Он писал, что и во сне и наяву два плюс три всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Однако время поставило под сомнение очевидность математических аксиом. В геометрии Лобачевского, которая в логическом отношении является совершенно равноправной с евклидовой, многие теоремы отличны от аналогичных теорем евклидовой геометрии. Например, если, согласно Евклиду, в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести только одну прямую, параллельную данной, то согласно Лобачевскому, через такую точку можно провести несколько прямых, параллельных данной прямой, не пересекающих ее.
Существование геометрий Евклида, Лобачевского и Римана поднимало вопрос о том, какая из них соответствует реальному физическому пространству. Французский математик, физик и философ Ж. Пуанкарепопытался снять этот вопрос, доказывая, что аксиомы геометрии - это лишь удобные конвенции. Он стал основоположником конвенционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности.
Русские махисты в качестве критерия истины выдвигали общезначимость. Так, А.А.Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут. Однако общезначимость истины вовсе не исключает ситуаций, когда один прав, а большинство не право. Об этом свидетельствует, например, история науки. На протяжении многих веков церковь учила, что наша вселенная ограничена рамками Солнечной системы, в центре которой находится Земля, и миллионы людей не сомневались в этом. Даже Н.Коперник, создав гелиоцентрическую теорию, продолжал утверждать, что дальше Солнечной системы располагаются только неподвижные звезды, а за ними – Бог, окруженный душами праведников. И только Дж.Бруно заявил, что во Вселенной присутствует бесчисленное множество миров, что центра Вселенной не существует. Отстаивая свои взгляды, Бруно оказался в одиночестве среди всеобщего заблуждения. Лишь в ХХ веке его гипотеза о множественности миров нашла подтверждение в астрономии.
В прагматизмеглавным критерием человеческой деятельности является успех, который абсолютизируется и превращается в единственный критерий истины и в само содержание истины. Истиной считается то, что является выгодным, полезным. Безусловно, практически полезное знание, тем более, если оно приносит успех, можно истолковать как истинное. Однако подобная трактовка истинности чревата парадоксальными результатами. Известно, например, что в мореплавании весьма удобными и практически эффективными являются навигационные расчеты на основе птолемеевской геоцентрической модели. Но на этом основании нельзя утверждать, что она более истинна, чем гелиоцентрическая система Коперника.
В марксистской философии критерием истины признается практика. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, признаются истинными. Практическая проверка истинности знаний осуществляется в многообразных формах. Это может быть или непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности, или эксперимент в науке, или моделирование в сложных, абстрактных областях познания. Однако практика носит исторический характер, она постоянно развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент полностью подтвердить те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 477;