Сущность познания и его структура
Философская теория познания возникает в античные времена. Для древних философов был свойствен созерцательный образ жизни, основанный на теоретических размышлениях. В научных занятиях по исследованию сути вещей и их первопричин они видели высшее наслаждение. В силу этого гносеология в Древней Греции оформляется как учение, прежде всего, о научном познании, а затем уже о познании в целом.
Познаниев целом представляет собой процесс приобретения и развития знания, его углубления и расширения.
Мир человеческих знаний многообразен. Если в качестве критерия их классификации использовать признак научности, то можно выделить следующие основные виды знания.
Донаучное знание –этопрототип, предпосылочная база научного знания. Оно передавалось устной традицией, ритуалами и практическими действиями и было достоянием избранных лиц, например, жрецов, врачевателей.
Ненаучное знание – это обыденное знание, которое формируется в процессе повседневной жизни людей, их практической деятельности и общения. Это элементарные, разрозненные сведения о природе, о самих людях, об условиях их жизни, социальных связях. Данный вид знания характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представлениями.
Вненаучное знание – это знание о паранормальных явлениях, то есть явлениях, которые похожи на чудеса и не поддаются научному объяснению. Такое знание характерно для религии, эзотерических учений, астрологии, уфологии, парапсихологии и др.
Лженаучное знание – это знание, которое сознательно использует различного рода домыслы и предрассудки.
Антинаучное знание – это утопичные и сознательно искажающие представления о действительности.
Научное знание – это знание о сущности вещей, о всеобщих и необходимых связях между ними. Научное знание начинается тогда, когда используются логический понятийный аппарат, процедура доказательства, методы проверки и когда полученные данные объясняются с помощью теорий.
Процесс получения знания предполагает взаимодействие субъекта и объекта познания. Категории субъекта и объекта познавательной деятельности – важнейшие в гносеологии. Значение этих категорий и природа их взаимодействия определяются в зависимости от того, в рамках каких философских направлений они рассматриваются.
Субъект выступает носителем познавательного процесса. Обычно под субъектом имеют в виду человека как реальное, телесное существо.
В созерцательном материализме, например Фейербаха, субъект предстает как изолированный индивид, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который пассивно воспринимает и отображает свойства воздействующих на него вещей объективного мира.
С точки зрения диалектического материализма, субъект познания имеет общественную природу, которая обусловливает его познавательную активность. И субъектом является не отдельный изолированный индивид, а личность, социальная группа, общество в целом.
На социально-историческую природу субъекта указывал объективный идеалист Гегель, правда, субъектом познания он называл абсолютный дух.
Субъективный идеализм развивает идею активности субъекта познания, но понимает под субъектом индивидуальное сознание.
В агностицизме Канта речь идет о трансцендентальном субъекте, который трактуется как надындивидуальный человеческий дух, обеспечивающий общезначимое объективное знание.
Объект- это то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности.
Созерцательный материализм рассматривает объект в качестве активной стороны познавательного процесса, ибо считает знание результатом физического воздействия объекта на органы чувств человека.
В диалектическом материализме объект социально определен. Поэтому нельзя поставить знак тождества между объектом и объективной реальностью. Объектом познания выступает лишь та часть реальности которая так или иначе вовлечена в сферу человеческой деятельности. Причем именно активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности становится объектом познания.
Объективные идеалисты, признавая существование мира вне человека, считают, что в основе его лежит разум. Поэтому объектом познания выступает реальность, представляющая собой трансцендентное духовное начало. Суть познания они видят не в проникновении вглубь объективного мира, а в самопознании абсолютной идеи, как это следует из философии Гегеля.
Субъективный идеализм ставит объект в зависимость от субъекта. В процессе познавательной деятельности субъект создает соответствующий его требованиям объект.
Несмотря на различия в трактовке субъекта и объекта познания, философы сходятся во взглядах на то, что в познавательной деятельности субъект не существует без объекта и, наоборот, объект не существует без субъекта.
В социальном познании взаимодействие субъекта и объекта имеет свою специфику. Субъект входит в социальную структуру как ее элемент и носитель, и вместе с тем он строит эту систему, обеспечивая своей деятельностью ее функционирование и развитие. Таким образом, люди являются и субъектом, и объектом социального познания. Конечно, социальный объект включает в себя не только людей, но и те сферы общественной жизни, на которую направлена их познавательная деятельность, а также результаты их труда. Кроме того, каждое общество характеризуется определенным набором субъектов, среди которых выделяются субъекты экономической жизни, субъекты политики, права, религии, искусства и т.д., институты, организации, союзы, общественные объединения.
Необходимой стороной взаимодействия субъекта и объекта познания является практика. В процессе практики субъект изменяет объект для того, чтобы он соответствовал целям человека. Вместе с тем он изменяется и сам, у него возникают новые потребности и цели.
Значение практики в процессе познания подчеркивали многие философы. Практика стала ключевой категорией в гегелевской логике. Через практику, под которой Гегель понимал абстрактно-духовный труд, человек как общественное существо познает окружающую его действительность, изменяет ее и делает ее объективно-истинной.
В диалектико-материалистической философии утверждается, что только в процессе трудовой деятельности, через создание орудий труда формируются познавательные способности человека. Практика – это, прежде всего, материально-производительный труд.
Практика - достаточно сложное понятие. Она обладает как атрибутом материальности, так и атрибутом идеальности. Практика - это, прежде всего предметная, материально-чувственная деятельность людей. Однако она включает в себя чувственно-образные и логические операции в уме человека, и роль восприятия, воображения, представления, понятийного аппарата возрастает по мере обогащения и разнообразия предметно-чувственной деятельности.
Практика - это целеполагающая деятельность, характеризующаяся изменением и преобразованием тех или иных объектов окружающего мира для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Практика бывает производственной, общественно-политической, организаторско-управленческой и научно-экспериментаторской.
В процессе познания практика выступает источником, основой и целью познания и критерием истины.
Практика является источником познания потому, что знания вызываются к жизни не только в силу простой любознательности людей. Отдельные науки как самостоятельные области знания возникли как результат практических потребностей. Например, возникновение астрономии связано с развитием мореплавания, с необходимостью ориентироваться на море. Даже математика, казалось бы, такая далекая от практики наука, тоже возникла из практической потребности измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д.
Будучи основой познания, практика дает материал для построения человеческого знания. Причем действительной основой познания является такой вид практики, когда человек активно воздействует на предметы и явления мира. Так, свойства атома были обнаружены при его расщеплении в ходе научного эксперимента, а знание о наследственности возникло из опытов по скрещиванию различных видов животных. Практика, как основа познания, обеспечивает познавательный процесс техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых он не может быть успешным и плодотворным.
В то же время сама практическая деятельность всегда основывается на определенных знаниях. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать мир, а и в том, чтобы использовать полученные знания для улучшения и совершенствования своей жизни. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для всестороннего удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Практика, как критерий истины, дает возможность отличить объективно истинные знания от вымысла, заблуждения. В знании истинно то, что результативно осуществлено в практике. Но поскольку сама практика обладает исторически ограниченными возможностями, она не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения.
В связи с этим встает проблема надежности нашего знания, которая в философии обсуждается как вопрос о познаваемости мира.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 993;