Предпосылки возникновения сознания
Признание сознания функцией головного мозга позволяет раскрыть вопрос о происхождении сознания. В религиозных учениях такой вопрос по сути дела не ставится, поскольку не подвергается сомнению тот факт, что душа дана человеку Богом, и сам человек рассматривается как творение Бога.
Идеалисты трактуют сознание как явление надындивидуальное, надбиологическое, космическое. Они исходят из того, что Разум Вселенной, существующий вечно, лежит в основе человеческого сознания. Например, П. Тейяр де Шарден считал сложный мир сознания человека заранее запланированным свыше итогом эволюции космического сознания.
Космическая природа сознания признавалась и материалистически ориентированными философами. Так, Гераклит в своем учении о логосе утверждал, что человеческая душа составляет часть космоса, частицу мирового огня, который, будучи наделенным логосом, является разумным. Логос души также глубок и беспределен, как и логос космоса.
Французские материалисты ХVIII века рассматривали сознание как природное явление и отстаивали идею зависимости психических явлений от организации материи. Они признавали существование единой материальной субстанции, которой присущи способности ощущать и мыслить. Д.Дидро, выступая против утверждения о божественном происхождении сознания, полагал ощущение свойством всей материи и высказал мысль о том, что сознание возникает по мере усложнения органической материи.
С возникновением и развитием диалектического материализма распространение получила теория отражения. Согласно этой теории всеобщим свойством материи признается отражение. Основу отражения составляет взаимодействие вещей. В неорганической природе процесс отражения заключается в том, что любая вещь воспроизводит в своих свойствах особенности воздействующей на нее вещи. Отражение в неживой природе осуществляется в механической, физической и химической формах. Примерами такого отражения могут служить деформация предметов при их столкновении, след ботинка на поверхности почвы, эхо в горах, фотография и т.п.
При переходе к живой природе отражение становится средством самосохранения и ориентировки живого организма в окружающей среде. Развитие форм отражения в органической природе диалектический материализм рассматривает в качестве биологической предпосылки возникновения сознания.
Наукой доказано, что различие между живой и неживой природой состоит в специфических химических процессах, постоянно происходящих между живым организмом и окружающей его средой, и в особом строении живых существ. Длительная эволюция живого начинается с появления одноклеточных организмов. У них можно наблюдать лишь элементарные реакции раздражимости, которые выступают простейшей формой биологического отражения.
Раздражимость - это способность живого организма реагировать на те внешние воздействия и условия окружающей среды, которые имеют для него непосредственное биологическое значение. Например, инфузории, помещенные в трубку, которая с одного конца нагрета до 40oС, а с другого - до 15oС, тотчас же собираются в зоне благоприятной для них температуры - 26-27oС.
С усложнением организмов, с появлением многоклеточных животных, происходит специализация клеток. Выделяются клетки, единственной функцией которых становится восприятие сигналов из внешней среды и ответ на них. Развитие этих клеток привело к возникновению определенного типа нервной системы и связанного с ней психического отражения действительности. Начальную форму психики животных составляет чувствительность, то есть способность к ощущению. Чувствительность - это реакция животного не только на биологически значимые для него факторы, но и на биологически нейтральные, которые, однако, связаны с биологически значимыми. Примером может служить следующий эксперимент. Дождевых червей поместили в Т-образный лабиринт, в наиболее длинный коридор, образующий основание буквы «Т». Когда черви доползали до его конца, им предоставляли выбор повернуть направо или налево. «Направо» их ожидало затемнение и пища, а «налево» - удар электрическим током. После серии ударов током черви приучались безошибочно направляться в нужную сторону. Затемнение для них выступало сигналом, несущим информацию о пище. Само затемнение являлось для червей биологически нейтральным фактором в том смысле, что им нельзя удовлетворить органическую потребность, но оно приобретало сигнальное значение, поскольку указывало на биологически значимый фактор - пищу.
У животных, обладающих нервной системой, существует сложная врожденная форма реагирования на определенные условия среды - безусловные рефлексы, или инстинкты. Они строго приурочены к стандартным условиям, а потому теряют свою целесообразность, когда эти условия изменяются. Однако деятельность таких животных не исчерпывается безусловными рефлексами, у них вырабатываются также условные рефлексы. И чем выше ступень развития нервной системы, как, например, у позвоночных животных, особенно у млекопитающихся, тем более на первый план выдвигаются индивидуально изменчивые формы поведения - навыки и интеллектуальные действия.
Навыки, в отличие от инстинктов, не являются врожденными, они приобретаются в процессе жизненного развития. Инстинкты и навыки охраняют животный организм от перенапряжения.
В случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом - интеллектуальным поведением, основу которого составляет восприятие сравнительно сложных отношений между предметами внешнего мира. Интеллектуальное действие предполагает выбор из нескольких возможных вариантов поведения.
Итак, по мере усложнения и развития нервной системы наблюдался постепенный переход от пассивного избирательного поведения животных к их активному приспособлению к изменяющимся условиям внешней среды. Процесс этот ускорился, когда в ходе эволюции у позвоночных животных образовалась центральная нервная система - спинной и головной мозг. С развитием мозга росло значение психики как регулятора поведения животных.
Опыты, проводимые с обезьянами, свидетельствовали о зачатках элементарного мышления у высших животных, которое является предпосылкой возникновения человеческого сознания. Однако «мышление» человекообразных обезьян обладает рядом специфических животных признаков, которые четко обозначают эволюционный барьер между «умными» животными и человеком сознательным. Высшие животные, обладающие элементарными интеллектуальными возможностями, не отражают внутренних, существенных связей явлений, они не способны к абстрагированию. Поэтому можно сказать, что психика животных, даже самых «умных», предстает динамическим посредником между физиологическими потребностями, обеспечивающими выживание вида, и экологической нишей его обитания.
Выход человека за пределы природного бытия предопределил формирование качественно нового способа жизнедеятельности - предметно-практическое освоение действительности. Эта деятельность предполагала создание орудий труда и установление специфических отношений между людьми в процессе производства. В отличие от животных человек создает орудия труда по заранее продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет их.
Поведение человека характеризуется способностью отвлекаться от конкретной, наглядной ситуации и поступать сознательно. Сознание свойственно только человеку и является социальной формой отражения. Это означает, что в собственно биологическом аспекте физиологической основой сознания выступает высокая степень организации центральной нервной системы, прежде всего головного мозга. Однако становление и функционирование человеческой психики, в отличие от психики животных, определяются не законами биологической эволюции, а закономерностями исторического развития. К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся общественный труд и речь.
В процессе труда появляются специфически человеческие отношения. Окружающие человека люди представляют для него значимость не только с точки зрения биологической (обеспечение сохранения и продолжения рода, как у животных), но и с позиций тех производственных функций, которые они выполняют. Формируется сфера качественно новых социальных потребностей, прежде всего в орудиях труда и в других людях для осуществления трудовой деятельности. Именно эти потребности становятся главными стимулами деятельности и подчиняют себе биологические потребности, которые из цели превращаются в средство развития человеческого существования. Кроме того, меняются способы удовлетворения самих биологических потребностей, они теряют животный характер. Так, удовлетворение потребности в пище требует не только необходимого продукта, но и определенного способа его приготовления.
Трудовая деятельность связана с предвидением развития событий, с сознательной постановкой цели. Трудовая цель, подчиняющая себе процесс труда, стала механизмом единения людей и стимулятором их социальной коммуникации. Поэтому наряду с трудом как общественным феноменом одним из необходимых факторов возникновения человеческого сознания выступили язык и речь. Необходимость обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними, передавать опыт предшествующих поколений порождала потребность в новой форме общения - посредством речи.
Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, И.П. Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система - это сенсорные сигналы. Вторая сигнальная система, основанная на первой – это речевые сигналы. Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой системы. Человек, в отличие от животных, наряду с первой обладает и второй сигнальной системой. Это слова, они замещают сигналы первой сигнальной системы и могут вызывать все те действия, которые вызывают первые сигналы.
Сочетание отдельных слов с определенными действиями образует у человека словесно-двигательные условные рефлексы, и в его мозгу формируются обобщенные образы поступков, каждый из которых имеет свое название. В силу этого человек, вслух или мысленно воспроизводя слово, приобретает способность управлять своими поступками, планировать их. Звук, превратившись в слово, не только сообщает, но обобщает; он фиксирует понятия, а не конкретные единичные предметы и явления.
Отражение внешнего мира с помощью понятий свидетельствовало о развитии у человека способности оперировать этими понятиями, то есть о развитии у него мышления. Таким образом, вторая сигнальная система явилась не только средством общения между людьми, но и орудием мышления, интеллектуальной деятельности человека.
Система знаков - слов и правил их организации - образует язык. Простая звуковая сигнализация является врожденной функцией языка. В процессе становления человека она постепенно превращается в членораздельную речь. Членораздельная речь является приобретенной функцией языка. Об этом свидетельствует жестокий эксперимент, который в средневековье поставил один из восточных монархов. Он заключил в тюрьму новорожденного младенца, чтобы выяснить, заговорит ли он на языке своих предков. Поэтому под страхом смертной казни было запрещено произносить в присутствии ребенка хоть одно слово. В результате тот остался немым и умственно совершенно неразвитым.
Речь не передается генетически, наследуется лишь биопсихическая предрасположенность к ней. Процесс становления речи в индивидуальном развитии человека имеет общественную природу. Овладевая речью, человек получает возможность социального наследования. В то время как животное генетически наследует от предшествующих поколений лишь ограниченное количество врожденных безусловных рефлексов, а все навыки должно приобретать каждый раз заново. Человек же благодаря именно речи становится обладателем знаний, накопленных человечеством на протяжении всей его истории.
Подводя итог сказанному выше, дадим определение сознания. «Сознание - это высшая, свойственная людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»[77].
Трудовая и речевая деятельность содействовала дальнейшей эволюции головного мозга. В сравнении с мозгом неандертальца очевидны рост верхней лобной доли и интенсивное развитие сенсорной и моторной зон коры головного мозга «человека разумного». От уровня сложности организации мозга зависел и уровень развития сознания. В силу своей слабой развитости мозг первобытного человека мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган с развитыми отражательными способностями. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Как только нарушается и разрушается структура организации мозга, разрушаются и структуры сознания. Однако, сознание, будучи результатом развития и деятельности высокоорганизованной материи, характеризуется не только его физиологическим механизмом, но и содержанием, то есть тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности.
Содержание и сущность сознания
Содержание сознания формируется и развивается субъектом, оно зависит от задач, целей, потребностей субъекта, от его отношения к объекту. Сознание есть всеобщая связь между субъектом и объектом. Объект отражается в сознании субъекта в форме образа. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Оно как бы раздваивает бытие на объективное и субъективное, делая такие срезы действительности, как сам объект и образ объекта, сама вещь и образ вещи, само свойство и образ свойства и т.д.
Выражение бытия объекта в субъективном, мыслительном образе есть идеальное. Это значит, что отображаемый в сознании объект отличается от самого объекта. Образ объекта не содержит в себе ни одного материального свойства, присущего объекту. Например, восприятие человеком той или иной вещи внешнего мира вовсе не означает, что точно такая же вещь, только меньших размеров, возникает в его голове.
Идеальное означает также, что оно неуловимо для материальных способов обнаружения. Нейрофизиолог, проникающий внутрь мозга, не находит там ни одной мысли и фиксирует лишь нервные процессы. Иными словами, идеальное не сводится к тем нейрофизиологическим процессам, благодаря которым возникает сознание. Физиологические процессы головного мозга выступают лишь как носители идеального содержания.
Идеальное есть результат освоения человеком мира, представленный в формах не только его сознания, но и культуры. Поэтому идеальное основывается как на нервно-мозговых процессах, так и на выработанных в процессе исторической деятельности человека феноменах культуры. Отражая мир, человек постоянно обращается к социальному опыту, знанию, воплощенному в языке, науке, искусстве, морали и т.д.
Сознание идеально, поскольку оно скреплено определенной социально обусловленной идеей. Тем и отличается идеальное по своей сути сознание человека от психики животного, что благодаря ему человек способен соизмерять свое поведение с общепризнанными нормами и оценивать его с точки зрения общезначимых ценностей.
Процесс формирования сознания - это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира. В сознании четко закреплено противопоставление субъекта объекту, «я» человека от его «не-я». Отделение «я» от «не-я» происходит в онтогенезе человека. В среднем до двух лет, отлично узнавая других людей, ребенок еще не узнает себя ни в зеркале, ни в кино, ни на фотографии и говорит о себе в третьем лице, то есть даже к себе относится как к объекту; все его внимание сосредоточено на внешнем для него мире.
Между двумя и тремя годами, когда ребенок впервые научается узнавать себя в зеркале и на фотографии, он овладевает местоимением «я» и начинает различать себя и окружающий его мир. С этого момента человек получает возможность обратить свою психическую деятельность на исследование самого себя.
Из различения в сознании объекта и субъекта вытекает такая характерная черта сознания, как интенциональность, или направленность на какой-либо предмет. Эту черту сознания открыла еще античная философия, исходя из мироощущения греков, внимание которых было всецело направлено на окружающий мир. Само же понятие «интенциональность» восходит к средневековой схоластике. На рубеже ХIХ-ХХ веков оно вновь было введено в философию Ф.Брентано и Э.Гуссерлем. С точки зрения материалистической философии, интенциональность сознания проявляется в том, что идеальные образы, возникающие в нашей голове, понимаются как отражение вещей, находящихся вне нас. Интенциональность сознания формируется в том случае, когда осуществляется взаимодействие органов чувств человека с предметами окружающего его мира. Мы видим не просто белое, а белый снег, белый цветок, белый халат, мы слышим звуки человеческого голоса, пение птиц и т.п. Таким образом, интенциональность сознания есть соотнесенность сведений, получаемых из внешнего мира, к предметам этого мира. Она позволяет избирательно подходить к предметам действительности в зависимости от их значимости в практике человека.
Дифференциация отражаемых в сознании предметов по степени их значимости для субъекта предполагает такую существенную черту сознания, как его активность. Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания через силу мысли, чувств, воли, так и в форме внешнего ее проявления - в практической деятельности. Генератором активности сознания выступают потребности, интересы, убеждения, идеалы, цели людей. Приступая к какому-либо виду деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели, заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Поэтому в первую очередь активность сознания видят в его избирательности и целенаправленности.
Человек, первоначально моделируя программу своей деятельности в уме, не обязательно ограничен непосредственным восприятием предметов, явлений, ситуаций. Он может выстраивать ее на основе знания закономерностей развития внешнего мира. Это позволяет сознанию человека прогнозировать закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность. Способность сознания отражать мир в отрыве от его непосредственного восприятия обусловливает творческую активность сознания. Сознание по своим собственным законам воспроизводит различные образы и представления, генерирует идеи, развивает мысли. Все они в конечном счете оказываются творчески преобразованным отражением вещей и претворяются в действительность в ходе практической деятельности. Именно так, согласно материализму, сознание творит мир.
Напротив, идеализм, абсолютизируя творческую активность сознания, утверждает, что сознание творит мир из самого себя. Вспомним, например, концепцию И.Канта, согласно которой мир есть не более чем определенным образом организованные нашим сознанием впечатления, поступающие в него извне от совершенно непознаваемых «вещей в себе».
Существенной характеристикой сознания, позволяющей рассматривать его в качестве высшего уровня развития психики, является рефлексия. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием.
Потребность человека наблюдать за самим собой, за своими ощущениями, за своим состоянием, сосредоточиться внутри себя не прорабатывалась в античности и была осмыслена христианской философией. Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители открыли способность человеческого сознания к самонаблюдению.
Структура сознания
Сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Становление рефлективного сознания начинается с самосознания. Самосознание зарождалось на основе переориентации мышления человека с окружающей среды, затем с других людей на самого себя. Усложнение хозяйственной деятельности, разделение труда, развитие кооперации, увеличение пространственно-временной дистанции, отделявшей производство орудий от их применения, объективно требовали координации деятельности отдельных участников производства и потребления, реального сопоставления своих действий с поступками сородичей, с общей целью коллектива. В процессе общения с другими людьми, сравнивая себя с ними, индивид познавал себя, свои свойства, возможности, строил представления о самом себе, создавал свой собственный идеальный образ. Самосознание, как осознание себя, есть идеальное отражение самого себя.
Самосознание человека принципиально отличается от самочувствования животных. Обезьяна, например, главным образом, путем тактильно-осязательного общения с матерью, сверстниками и половыми партнерами создает определенное представление о себе, ориентированное на схему тела. Но дальше узнавания себя в зеркале, а также выклянчивания лакомств, ласк и игрушек «самосознание» не развивается даже у шимпанзе, несмотря на самую изощренную изобретательность экспериментаторов.[78]
В зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка и самоконтроль.
Поскольку самосознание есть познание человеком самого себя в его соотнесенности с другими людьми в совокупной и, прежде всего, в трудовой деятельности, первой исходной формой самосознания и его сущностью выступает самопознание. Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе, определяющей его отношение к себе. Благодаря самопознанию человек строит свои взаимоотношения с другими людьми.
На самопознании основывается самооценка личности. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что люди в принципе способны адекватно оценивать собственные качества и возможности, будь то психические свойства, подготовленность к определенной деятельности или положение в обществе. Самооценки и основанные на них прогнозы зачастую не уступают по надежности специальным психологическим тестам. Самооценки варьируются в зависимости от содержания деятельности, от достигнутых в ней результатов, от конкретной ситуации и социальных условий. На самооценку личности сильно влияет сравнение ее с оценкой других людей.
Самопознание выступает также основой самоконтроля человека. Самоконтроль проявляется в регуляции субъектом своих собственных действий, психических состояний. Самоконтроль - это целенаправленное управление содержанием собственного сознания.
Важнейшим элементом сознания являются эмоции. В процессе формирования сознания человек приобрел возможность субъективного переживания, а затем субъективного познания действительности. Отражение в форме субъективного переживания значения отображаемых предметов и ситуаций называется эмоциональным отражением.
С усложнением эмоционального отражения у человека появляется способность воспроизводить мир в виде простейших образов. Так возникают ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже человек стал отражать мир с помощью понятий, в которых фиксируются внутренние, существенные связи предметов и явлений действительности. Отражение в обобщенной форме существенных характеристик и связей мира становится важнейшим признаком знания. Знание составляет сердцевину сознания, основной способ его существования.
Сознание не ограничивается эмоциональной сферой и познавательными процессами. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Главное в волевом акте - это осознание ценностной характеристики цели действия, сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
В философии сложилось доминирующее представление о том, что средоточие мышления, воли, чувств, воображения, их концентрация и целенаправленность на активное преобразование мира и самого человека образует духовный мир человека. В античной философии, например, было принято рассматривать разум как направленный на благо. Высший, заряженный благом разум выступал стержнем духовности, основой этики и эстетики. Традиционно с тех пор понимание духовного связывалось со сферами науки, морали и искусства. Научные, нравственные, эстетические ценности стали ориентирами в обретении человеком своей индивидуальности, в построении им своего внутреннего мира. Овладение духовностью, которая создана трудом других людей и хранится в виде произведений искусства, религии, философии, науки, составляет основу духовного мира каждого индивида и развивает его сознание.
Однако понятия духовного мира и сознания не являются идентичными. Сознание не исчерпывает духовный мир человека. Духовный мир включает в себя все психические способности человека, все то, что побуждает его к деятельности, определяет его поведение. Значительная же часть психических состояний и процессов не представлена в сознании человека и составляет сферу бессознательного. Исследование проблем бессознательного является необходимым условием создания целостной картины духовной жизни личности.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 566;