Аналитическое направление


 

В ХХ веке иррационализму была противопоставлена аналитическая традиция, в рамках которой разрабатывались научно-ориентированные философские концпеции. Несмотря на различие исходных установок все эти концепции объединило стремление превратить философию в строгое, аргументированное знание и решать философские проблемы на основе анализа языковых выражений. В учениях аналитического направления был осуществлен лингвистический поворот, то есть перевод проблем философии в сферу языка.

Придание современной философии аналитических черт явилось значительным достижением позитивистской мысли.

Позитивизм возник в 30-е годы ХIХ века. Его основателем был французский философ Огюст Конт(1798-1857). Позитивизм склонен полагать несостоятельной всю традиционную философию. В своем главном произведении «Курс позитивной философии» Конт выдвинул идею о неспособности традиционной философии отвечать на вопросы, которые встают в науке. В условиях развития промышленности и техники философия должна отказаться от осмысления метафизических проблем, ибо они носят чисто умозрительный характер. Конт писал, что в познании мы можем оперировать только тем, что дано нам в опыте. Поэтому только наука, задача которой состоит в описании наблюдаемых явлений, может предложить человеку позитивное, истинное знание. Философия как особая наука не имеет права на существование. Роль философии сводилась Контом лишь к синтезу научных знаний.

В конце Х1Х века в связи с революцией в естествознании и осмыслением ее результатов появилась вторая историческая форма позитивизма - махизм,или эмпириокритицизм.Его основатели австрийский философ и физик Эрнст Мах(1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус(1843-1896) утверждали, что действительность приходит к человеку через его восприятие, а потому есть лишь «комплекс ощущений». В силу этого задачу науки они видели в описании этих комплексов. Они считали целесообразным свести философскую деятельность к анализу чувственной основы человеческого опыта. Субъективно-идеалистические тенденции махизма получили свое дальнейшее развитие в неопозитивизме.

Неопозитивизм – третья историческая форма позитивизма - сформировался в 20-е годы ХХ века и особенно активно проявил себя в 30-60-е годы. К числу основных проблем философии неопозитивизм относил разграничение сферы науки и метафизики, определение оснований науки, разработку универсального языка науки. В качестве такого языка немецкий философ, логик и математик Готлоб Фреге(1848-1925) предложил использовать язык математической логики, который отличается точностью и ясностью описания изучаемых явлений. Он критически подходил к попыткам философов обосновать истину путем умозрительных рассуждений, поэтому и предложил свести философию к менее спекулятивной области – к объективному логическому исследованию.

 

 

И М Е Н А
Бертран Рассел(1872-1970) – английский философ и математик. Происходил из аристократической семьи. Учился на математическом факультете Тринити-колледжа в Кембридже. Разочарования в математике пробудили его интерес к философии. В 1903 г. вышла в свет его первая серьезная философская работа «Основания математики». Во время Первой мировой войны сидел в тюрьме за пацифистские выступления. В 1920 г. посетил Советскую Россию в надежде найти альтернативу капитализму, но был разочарован режимом правления, установленным Лениным. Однако от пропаганды радикальных реформ в Британии не отказался. Рассел является автором таких книг, как «Введение в математическую философию», «Проблемы философии», «История западной философии», «Практика и теория большевизма», «Теория познания».

 

Задачу очистить философию от спекулятивных моментов ставил перед собой и Бертран Рассел. Сущность философии он видел в логике. Математической логике он придал статус универсального средства для решения многих философских и научных проблем. Философия трактовалась им как правильный логический анализ языка. Он пришел к выводу, что философия имеет дело с проблемами, которые еще не освоены науками. У нее свое проблемное пространство, располагающееся между точным знанием и религией.

Для максимально полного и точного описания реальности следует, по мнению Рассела, исходить из неоспоримых фактов. Эти факты представляют нам мир как созданный из элементов, которым соответствуют определенные языковые выражения. Но не все из них можно полагать истинными. Истинными могут быть только атомарные предложения, которые выражают простые независимые элементы. Из этих простых элементов образуются более сложные элементы, которым соответствуют молекулярные предложения. Они являются лишь логическими функциями истинности атомарных предложений.

Другими словами, согласно Расселу, в действительности имеют место лишь атомарные факты, и не существуют молекулярные факты, ибо ничто в мире не соответствует таким словам-связкам, как «и», «или», «если...то», посредством которых в молекулярных предложениях соединяются атомарные предложения.

Метод логического анализа языка, направленный на выявление атомарных предложений, был воспринят Людвигом Витгенштейном в ранний период его творчества. В этот период им было написано одно из наиболее значимых его произведений «Логико-философский трактат». В трактате доказывалось, что философские проблемы большей частью являются псевдопроблемами. Все они возникают при попытке продвинуться за границы, установленные языком. Язык же выступает

 

 

И М Е Н А
Людвиг Витгенштейн(1889-1951) – австрийский философ. Родился в Вене в богатой семье, но всегда отказывался от финансовой поддержки родителей. Окончив курс аэронавтики в Манчестерском университете, поступил на философский факультет в Кембридже. Там он познакомился с Б.Расселом, который в то время был профессором Кембриджа. В рядах австрийской армии принимал участие в Первой мировой войне. Буквально в окопах, используя каждую свободную минуту, работал над своим первым серьезным сочинением «Логико-философским трактатом», который был опубликован в 1921 г. Другим главным произведением Витгенштейна стали «Философские исследования», опубликованные в 1953 г.

 

пределом мышления, поскольку мысль всегда выражается в языке.

Единственной реальностью Витгенштейн признавал мир фактов, понимая под ними чувственные данные, находящиеся в сознании субъекта.

Мир фактов заключен внутри логической структуры языка. В этом смысле границы языка совпадают с границами мира фактов. Таким образом, сразу снимался вопрос о существовании объективного мира, и задача философии ограничивалась лишь анализом логического языка. Философия – это не теория, стремящаяся к истине, а аналитическая деятельность по прояснению логической структуры языка. Все, что оказывалось за пределами языка, Витгенштейн называл мистическим и невыразимым в языке. Таковыми являются все предложения философии, этики, религии, ибо они не имеют доступа к фактам.

В «Логико-философском трактате» было выдвинуто требование аналитически исследовать язык с позиций некоторого идеального, логически совершенного языка, образцом которого признавался язык математической логики.

Идеи Витгенштейна оказали значительное влияние на деятельность Венского кружка, манифест которого «Научное миропонимание. Венский кружок» был опубликованв 1929 году. Видный представитель этого философского объединения Рудольф Карнап вместе с другими членами кружка разработал модель научного знания, получившую название логического позитивизма. С позиций логического позитивизма основу знания составляют абсолютно достоверные протокольные предложения, которые выражают чувственные переживания субъекта. Все остальные предложения имеют научное значение только в том случае, если они могут быть сведены к протокольным. Высказывания, которые нельзя соотнести с чувственным опытом субъекта, считаются либо бессмысленными, либо неосмысленными, а потому ненаучными.

Свою задачу неопозитивисты видели в том, чтобы посредством логического анализа очистить язык науки от псевдопредложений, от

 

 

И М Е Н А
Рудольф Карнап(1891-1970) – австрийский философ и логик. Родился в Германии. Изучал физику, математику и философию в университетах Фрейбурга и Йены. В 1921 г. за работу «Пространство» получил докторскую степень. Перейдя в Венский университет, стал активным участником Венского кружка, сотрудничество с которым не прерывал после того, как возглавил кафедру философии в Немецком университете в Праге. Не приемля идеологию фашизма, в 1935 г. эмигрировал в США, где работал в университетах Чикаго, Принстона, Калифорнии. Карнап является автором таких сочинений, как «Значение и необходимость», «Философские основания физики. «Введение в философию науки».

 

ложных понятий и проблем. Поэтому одним из основных принципов их философии стал принцип верификации.

Принцип верификации декларировал необходимость сопоставления предложений науки с фактами чувственного опыта субъекта. Верификация – это процесс установления истинности научных высказываний при помощи опыта, либо посредством логического доказательства на основе опыта. Например, общее положение будет истинным, если из него можно вывести такие предложения, которые находят подтверждение в опыте. Предложения, не поддающиеся эмпирической проверке, считаются лишенными научного значения и устраняются из науки.

При таком подходе большая часть высказываний традиционной философии оказывалась неправомерной метафизикой, подлежащей исключению из области научного, эмпирически проверяемого знания.

Другой важнейший принцип неопозитивизма - конвенционализм. Он утверждает, что в основе принятия той или иной логико-математической структуры для упорядочения опыта лежит конвенция, то есть соглашение ученых друг с другом, которые при этом руководствуются лишь соображениями удобства, простоты и полезности. Таким образом, любая научная теория рассматривалась в неопозитивизме как формальная система, исходные понятия которой могут быть выбраны произвольным образом. Но, выстраивая свою логическую систему, ученый должен соблюдать определенные правила, например, правила синтаксиса.

Физикализм явился еще одной особенностью неопозитивизма. Принцип физикализма утверждает, что предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны быть сведены к предложениям физики, ибо предложения всех наук, содержащих описание явлений в терминах наблюдения, состоят исключительно из терминов, употребляемых в физике. Этот принцип выражал стремление неопозитивистов к объединению всех наук на основе наиболее развитой на тот момент научной дисциплины – математизированной физики. Тем самым они возрождали идею

 

И М Е Н А
Карл Поппер(1902-1994) – британский философ. Родился в Вене в еврейской семье. Изучал математику, физику и психологию в Венском университете. В 30-е годы активно увлекался марксизмом. В условиях распространения нацизма еврейское происхождение заставило Поппера перебраться в Новую Зеландию, где он преподавал философию. После войны переехал в Англию и возглавил кафедру логики и научной методики в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1965 г. был произведен в рыцари. Жил в Англии до конца своей жизни. Основные философские труды Поппера: «Логика научного открытия», «Логика и рост научного знания», «Открытое общество и его враги».

 

универсальной науки и заранее приписывали ей черты некоторой вполне законченной и ограниченной системы знания.

Неопозитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, возможностей математизации знания. Однако задача в полной мере формализовать язык науки оказалась для них невыполнимой.

Л.Витгенштейн в период написания им «Философских исследований», разделяя в основном антиметафизическую направленность логических позитивистов, отказался от жестких требований к языку. Он пришел к выводу, что объектом анализа должен стать естественный язык, который по-своему содержанию превосходит язык логики и математики.

Идеи позднего Витгенштейна положили начало лингвистической философии. Подчеркивая многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, философ утверждал, что только использование слов в определенном контексте придает им значение. Значение слов определяется их употреблением, а не теми объектами, именами которых они являются.

Процессы освоения языка, осуществление речевых коммуникаций понимались Витгенштейном как своеобразные языковые игры, организованные по правилам не только грамматики или логики, но и самой жизни. Для человека языковые игры являются формами жизни, в которые он погружен и правилам которой следует. Тем самым философская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка.

В 70-е годы ХХ века под влиянием идей Карла Поппера, которые он изложил в своем основном методологическом труде «Логика научного открытия», сложилась новейшая форма позитивизма - постпозитивизм.

Поппер был первым, кто обратил внимание на слабость неопозитивистской доктрины логического анализа языка науки. Оказалось, что в структуре даже естественнонаучных теорий имеются такие утверждения, которые не подлежат эмпирической проверке. Так, реальный научный язык, широко использующий универсальные предложения, не позволяет, например, провести с помощью протокольных предложений верификацию научных законов. А это значит, что законы науки следует признать неосмысленными, не имеющими научного значения.

Разделяя некоторые установки неопозитивизма, но, учитывая те трудности, с которыми столкнулся неопозитивизм, Поппер отказался от логического анализа языка. Своей основной задачей он считал анализ роста научного знания и создал оригинальную концепцию роста научного знания, получившую название критического рационализма. Он заявил, что назначение философии состоит не в обосновании знания, как полагали неопозитивисты, а в его объяснении на основе метода рациональной критики, который позволяет отказаться от абсолютных, конечных оснований человеческого знания. При этом Поппер указывал на связь метафизических терминов и теоретических понятий науки и полагал, что метафизические концепции влияют на конкретно-научное знание. Можно сказать, что в постпозитивизме метафизика была отчасти реабилитирована.

Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Однако рост научного знания он не связывал с процессом накопления новых истинных знаний. Его не интересовал вопрос об истинности научных теорий. Главным для него было провести различие между наукой, которая, как известно, часто ошибается, и псевдонаукой, которая нередко случайно наталкивается на истину.

Решая эту проблему, эмпиризму неопозитивистов Поппер противопоставил рационализм. Он не был согласен с тем, что наука начинается с отбора фактов, собранных путем объективных наблюдений, после чего эти факты исследуются на предмет наличия повторяющихся связей, которые могут подсказать определенные гипотезы. И, наконец, в процессе экспериментов гипотезы либо подтверждаются, либо опровергаются.

Согласно Попперу, ход науки идет в ином направлении и определяется не методом эмпирической индукции, а рационалистическим дедуктивным методом. Работа ученого начинается не с отбора фактов, а с теоретической гипотезы и заканчивается накоплением фактов. Не существует нейтральных фактов, заранее не предопределенных теорией. Не имея предварительного теоретического понятия о значимости факта, человек просто не замечает его. Поппер подчеркивал, что ученый сначала разрабатывает смелые гипотезы, объясняющие определенные феномены, а затем усиленно проверяет их до тех пор, пока их не заменят новыми. Научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Этот процесс он назвал фальсификацией, противопоставив его процессу верификации. Факт, противоречащий научной теории, фальсифицирует ее и заставляет ученых отказаться от нее.

Принцип фальсификации Поппер рассматривал в качестве критерия демаркации научного знания от ненаучного. Метафизику он относил в псевдонауке, поскольку в отличие от обычных теорий эмпирических наук она не поддается сопоставлению с опытными данными и, следовательно, не удовлетворяет требованию фальсифицируемости. Но это вовсе не означает, что философские высказывания являются бессмысленными. Поэтому принцип фальсифицируемости не отбрасывает систему философских знаний. Утверждается, что философия способна выступать умозрительной предпосылкой формирования научных идей.

Поскольку ни одну теорию нельзя закрыть для тщательного изучения и, следовательно, для фальсификации, то она не может быть истинной. По сути дела, Поппер утверждал принципиальную гипотетичность и погрешимость любого научного знания, то есть придерживался принципа фаллибилизма.

Рост знания, согласно Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и в осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Процесс познания он трактовал как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий.

Последователями Поппера стали такие известные философы науки, как Имре Лакатос(1922-1974) и Пол Карл Фейерабенд(1924-1994).

Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, И.Лакатос выдвинул концепцию научно-исследовательских программ, в рамках которых осуществляется динамика научного знания. П.Фейерабенд рост знаний видел в размножении теорий, в которых используются разные методы и разные понятия. Он отстаивал позицию теоретического и методологического плюрализма, утверждая существование множества равноправных типов знания.

Один из видных представителей постпозитивизма американский историк науки и философ Томас Сэмюэл Кун(1922-1995) разработал концепцию научных революций, во многом определившую развитие философии как науки во второй половине ХХ века. В книге «Структура научных революций» он предложил понятие парадигмы как суммы признанных научных достижений, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Сохранение и даже господство некоторых научных теорий, согласно Куну, объясняется поддержкой их со стороны сообщества ученых, состоящих в конвенции друг с другом, использующих сходные методы исследования и придерживающихся общей парадигмы, единого образа мыслей. Смена парадигмы означает приход научной революции, в результате которой устанавливаются новые конвенции в истолковании базовых понятий науки.

Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, аналитическая традиция неизменно отличалась такими особенностями, как точное использование терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 472;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.