Жанры в PR-коммуникациях и классификация PR-текстов
Для письменных PR-коммуникаций под жанром понимается устойчивая форма организации речевого материала и форма его существования, определенный способ воздействия на группу целевой общественности и своеобразный тип коммуникации.
Классификация - это система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам или признаков. Представим жанры и классификацию PR-текстов в табличном виде.
Весь корпус PR-текстов | |
Базисные тексты - те, которые полностью отвечают всем признакам PR-текста | Смежные тексты - те, что имеют недостаточно или неявно выраженные признаки PR-текста |
Базисные PR-тексты подразделяются на первичные тексты (пресс-релиз, пригла-шение, бэкграундер, лист вопросов-ответов, байлайнер, письмо, поздравле-ние) и медиатексты | слоган, резюме, пресс-ревю. |
Первичные тексты / первичные жанры | |
1. оперативно-новостные; 2. исследовательско-новостные; 3. фактологические; 4. исследовательские; 5. образно-новостные. | |
Медиатексты: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори. | |
Комбинированные тексты - это совокупность представленных целевой общественности в виде собранных вместе механически (пресс-кит) или полиграфически (буклет, проспект, брошюра; корпоративное издание) простых первичных текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом). |
1. Оперативно-новостные жанры характеризуются тем, что оперативно передают ранее не известную общественности информацию. Такая информация может подаваться как предваряющая новостное событие или сообщающая о его свершении.
Объектом отражения в этой группе жанров будет новость, связанная с деятельностью базисного субъекта PR, а предметом - событие или персона. Цели данной группы текстов - формирование оптимальной коммуникационной среды и информационная - достигаются через описание события или персоны.
Характерными признаками жанров этой группы будут оперативность, релевантность, фактологичность. Под оперативностью понимается своевременность (по отношению к данному новостному поводу, отражаемому в тексте) создания текста и своевременность его распространения. Оперативность - это важный признак, учитываемый также и при восприятии текста. Релевантность - это соответствие интересам целевой группы общественности. Фактологичность есть передача в тексте точных фактов. Для оперативно-новостных жанров свойственны такие характеристики, как лаконизм, краткость, емкость информации.
Оперативно-новостные жанрыпредставлены пресс-релизом и приглашением.
Пресс-релиз- основной жанр PR-текста, содержащий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, связанном с базисным субъектом PR. Здесь можно выделить такие разновидности релизов, как релиз-анонс и ньюс-релиз. Анонсы появляются до специального события, их может быть один, два или больше, и все они будут давать предваряющую информацию (причем, всегда дополняющую друг друга) о событии, лежащем в основе информационного повода. Ньюс-релизы появляются после освещаемого события и содержат информацию об итогах состоявшегося события. Умелое выстраивание информационного потока, предметом которого является один основной информационный повод, - одна из граней мастерства сотрудника PR-службы и залог доверительных стабильных отношений между субъектом PR и его целевыми СМИ.
Пресс-релиз печатается на специальном бланке, где отражаются элементы фирменного стиля (логотип организации, фирменные шрифт, цвета), содержатся наименование организации, наименование пресс-службы, выпускающей данную информацию, контактные данные (телефон, e-mail) одного или двух PR-менеджеров, отвечающих за возможные последующие контакты со СМИ по указанному в релизе поводу.
После «шапки» обязательно указывается: «Пресс-релиз» - и ставится дата. Оформляется пресс-релиз на одной стороне одного листа А4 12-м или 14-м кеглем (размером) через 1,5 интервала. Рекомендуется оставлять поля 2 см и обязательно делать межабзацные отступы. Что касается красной строки, то ее можно не делать при учете того, что релиз будет отправлен по электронной почте. При электронной рассылке не рекомендуется также ставить логотип и другие возможные графические элементы, которые могут затруднить раскрытие посланного в СМИ файла.
Объем релиза - одна страница - является оптимальным при формировании постоянного информационного потока от субъекта PR его целевым СМИ, и такой объем будет идеальным при опоре на один информационный повод.
Данный информационный повод фиксируется в заголовке релиза, содержащем соответственно элементы так называемой жесткой новости: когда? где? кто? что? (именно такой порядок следования вопросов свойствен для нейтрально стилистически окрашенного текста на русском языке). В отличие от журналистского текста заголовок в пресс-релизе самостоятелен, самодостаточен, не является частью остального текста, поскольку может быть легко заменен журналистом, редактором, однако обязательно должен отражать суть информационного повода.
Лид-абзац, который, как и заголовок, обязательно выделяется полужирным шрифтом, отражает уже элементы так называемой мягкой новости: когда? где? кто? что? и как? каким образом?
Детализация элементов мягкой новости в основной части релиза зависит от информационного повода. Сам релиз, который строится по принципу перевернутой пирамиды, должен в идеальном варианте без купюр (если он отвечает информационному формату конкретного СМИ) лечь в основу журналистского жанра - расширенной информации.
В одном из абзацев релиза рекомендуется вставить цитату из речи (высказывания) первого (должностного) лица, что придает информации в релизе большую достоверность. Желательно, чтобы такая цитата содержала элементы личностного отношения первого лица к событию (ситуации), легшему в основу сообщения. Цитата в пресс-релизе выполняет несколько функций: указание на степень достоверности передаваемого события, имидж-мейкинг персоны-спикера, «автора» цитаты, придание новости «человеческого лица».
Приглашение- это текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается принять участие и который направлен на привлечение адресата к участию в мероприятии (как для представителей СМИ, так и специальных мероприятий).
Приглашение для СМИ оформляется на бланке с логотипом. Сверху указывается: «Приглашение».
Приглашение можно разделить по структуре на приглашения для СМИ и для других групп целевой общественности. В свою очередь, приглашение для СМИ структурно представляет собой две разновидности - приглашение на пресс-конференцию и на спецмероприятие.
Первый абзац текста - это собственно приглашение: здесь дается информация о том кто, когда и на какое событие приглашает. Указывается также адрес, где данное мероприятие будет проводиться.
Второй абзац, если мы имеем дело с приглашением на пресс-конференцию, посвящен краткому перечислению основных вопросов, которые будут подниматься на пресс-конференции. Если перед нами приглашение на специальное событие, то тогда во втором абзаце будет дана краткая информация о самом субъекте PR (профиль) и о мероприятии, на которое приглашаются представители СМИ.
В третьем абзаце в приглашении на пресс-конференцию дается список основных спикеров, а в приглашении на спецмероприятие - список приглашенных гостей, VIP-персон.
Следующая часть приглашения - программа, где указывается время каждой из составляющей программы, например: регистрация, пресс-конференция (и другие, возможно, запланированные к пресс-конференции специальные мероприятия), кофе-брейк, окончание мероприятия.
Завершается текст приглашения обязательной фразой с просьбой адресата сообщить о своем участии и контактными данными ответственных за связь с приглашенными лиц.
2. Исследовательско-новостные жанры PR-текста - это жанры, сообщающие неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагающие ее анализ, истолкование. Хотя в текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, акцент с новизны переносится на актуальность.
Предметом PR-текста, относящегося к исследовательско-новостным жанрам, являются событие, процесс, персона; целями — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование путем описания и выявления причинно-следственных отношений.
Основными характерными признаками этой группы жанров будут фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность. Тексты таких жанров сообщают неоперативную, но актуальную информацию референтного характера. Такая фоновая информация «сопровождает» событие (ситуацию), касающееся базисного субъекта PR, и предполагает в некоторых случаях анализ данного события (ситуации). Хотя в текстах этих жанров событие и его анализ являют собой неразрывное единство, обеспечивающее широкое отражение объекта описания в его предметно-логических связях, основное внимание адресата переносится с новизны на актуальность. К этим жанрам относятся бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Бэкграундер- жанр PR-текста, представляющий расширенную информацию текущего (фонового) характера о субъекте PR, которая служит цели поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. На практике этот жанр обозначается как «история успеха». Бэкграундер как обязательный компонент разновидности комбинированных текстов (пресс-кита, буклета, проспекта) может также передавать расширенную неактуальную информацию сопровождающего характера по отношению к информационному поводу, представленному общественности в пресс-релизе. В заголовке, обязательном для данного жанра, может быть указана и суть данного текста - «история успеха» компании. Впрочем, история организации - не обязательный предмет отражения в данном тексте.
Бэкграундеры составляются и тогда, когда нужно дать информацию о компаниях-спонсорах, в таком случае эти бэкграундеры могут быть составной частью пресс-кита (или информационного пакета) или лежать на выставках и подобных мероприятиях в свободном доступе. Часто в практике бэкграундер некорректно называется аналитическим пресс-релизом: это противоречит понятию о пресс-релизе как о тексте, представляющем оперативную новостную информацию. Практика предоставления в СМИ таких «аналитических» пресс-релизов характеризовала первые этапы развития российских паблик ри-лейшнз, когда коммуникационная (а точнее говоря, информационная) политика субъекта PR строилась в основном на информировании общественности вне акцента на событийность представленной информации.
Лист вопросов-ответовпозволяет в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации (фирмы). В отличие от традиционного журналистского интервью в этом жанре как вопросы, так и ответы составляются сотрудниками PR-структуры.
Рекомендуется давать 5-7 вопросов-ответов, причем стилистическая структура данного жанра допускает наличие средств выражения личностного начала — в силу того, что перед нами скрытая форма диалога, имитирующая интерактивность. Лист вопросов-ответов может быть компонентом пресс-кита, брошюры или появляться на страницах корпоративной печати.
3. Фактологические жанры - это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию в жизни базисного субъекта PR.
Предметом текста фактологического жанра является событие или персона; целями - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через детальное описание события или персоны. Следует сказать и о специфике функций в данной группе: жанр биографии несет на себе номенклатурную функцию PR-текста. Фактологические жанры считаются первичными текстами, располагающими актуальной информацией о базисном PR-субъекте; они обладают особыми чертами текстовой структуры (слабой связанностью), специфическими языковыми и стилистическими чертами: фактологичностью, релевантностью, полнотой.
К фактологическому жанру относятся факт-лист и биография.
Факт-лист- это жанр PR-текста, в виде краткого документа отражающий профиль организации, представляющий факты-подробности события, дополнительные по отношению к сообщаемым в текстах оперативно-новостных жанров данным о субъекте PR: это могут быть и список топ-менеджмента организации, и информация о ее географии, партнерах и т.д. Основное отличие этого жанра - дать цифровую или фактологическую информацию в удобном для восприятия виде - в виде перечисления, столбцом и т.п.
Биография - жанр, дающий опорную селективную биографическую информацию о должностном лице базисного субъекта PR. Биографическая информация, всегда подаваемая в совокупности блоков (презентационная информация, образование, карьера, награды, семейное положение и т.д.), имеет следующие разновидности: биография-конспект, биография-рассказ, биография-повествование.
В биографии-конспекте представлены только даты и основные вехи карьеры персоны; это так называемый «безглагольный» вариант биографической информации. «Оглаголенным» типом можно назвать биографию-рассказ, где биография представлена в виде самостоятельных предложений со сказуемым-глаголом или причастной формой. Наконец, биография-повествование используется исключительно в политических (в основном в электоральных) коммуникациях и дает, прежде всего, информацию не столько об основных жизненных вехах человека, сколько о его качествах, установках, программных положениях. Такой тип биографии очень близок к портретному очерку.
4. Исследовательские жанры предполагают наличие в тексте элементов логически-рационального анализа представляемых фактов, многоканальность источников информации, особой стилистики (несмотря на наличие средств выражения личностного начала), тяготеющей к научному стилю. К исследовательским жанрам следует отнести заявление для СМИ, для которого будут характерны контрольная и защитная функции.
Предметом данного жанра чаще всего являются ситуация, а также процесс, реже событие или персона; целью - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.
Речевая структура исследовательского жанра предполагает наличие определенного количества средств речевого воздействия. Характерными признаками данного жанра будут фактологичность, аналитичность, релевантность, полнота и - в отдельных текстах - экспрессивность. В этом случае тексты исследовательских жанров во многом сближаются с образно-новостными. И такое отступление носит определенный целенаправленный характер. Тексты, относящиеся к исследовательскому жанру, представлены различными заявлениями для СМИ.
Заявление для СМИ- это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR. Заявление является реакцией базисного субъекта на ведущие к деструкции паблицитного капитала ситуации, события, процессы. Целью заявления для СМИ становятся формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений.
Композиция заявления для СМИ обычна трехчастна: положение дел, ставшее основой информационного повода; причины, приведшие к такому положению дел; дальнейшие шаги по устранению кризисной ситуации или апелляция к общественному мнению.
5. Образно-новостные жанры характеризуется тем, что в них внимание целевой общественности сосредоточивается на событии, информация, о котором излагается от имени конкретного лица; тексты этих жанров оказываются мнимо подписанными первым (должностным) лицом базисного PR-субъекта и (или) распространяются от его лица. Такие тексты обладают фатической функцией, диктующей, в частности, и определенные черты композиции: рамочные элементы текста - обращение к адресату и подпись адресанта.
Предметом образно-новостного жанра становится событие, персона или процесс, целями - формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование. Основными характеризующими признаками данного типа PR-текстов являются релевантность, фактологичность, экспрессивность.
К образно-новостным жанрам относятся байлайнер, поздравление, письмо.
Байлайнер- это жанр, содержащий обращение первого (должностного) лица, посвященное событию или теме. Байлайнер обычно появляется в корпоративной печати или в других типах комбинированных текстов (брошюрах, буклетах, проспектах). Байлайнер может быть собственно периодическим или событийным. Собственно периодический (появляющийся в корпоративной периодической печати) может давать комментарии к содержанию корпоративного издания (это собственно периодический байлайнер) или быть тематическим, что во многом сближает его с журналистской колонкой редактора (однако их различают и тип авторства, и корпоративные рамки информирования, и предмет описания). Событийный байлайнер обычно располагается на второй полосе буклета или проспекта (имиджевого, презентационного или собственно событийного, например, приуроченного к проведению фестиваля, выставки и т.п.), посвященного корпоративному событию.
Поздравление - жанровая разновидность PR-текста, где адресат (лицо, коллектив) поздравляется со знаменательным событием от имени первого (должностного) лица, коллегиального органа - базисного субъекта PR.
В структуре поздравления кроме обычных компонентов обязательно наличествует абзац, в котором указывается значение деятельности адресата для субъекта PR - адресанта.
Письмо- это направляемое от первого (должностного) лица организации узкой целевой группе внутренней общественности (например, ветеранам, избирателям) обращение, посвященное событию в жизни организации, комментарию проблемы, ситуации, действий руководства. Данная целевая группа (сегмент внутренних коммуникаций) в тексте письма всегда конкретна и всегда именуется.
Как уже отмечалось, к базисным PR-текстам кроме первичных текстов
относятся PR-медиатексты.
Медиатексты - это PR-тексты, исходящие по инициативе базисного субъекта PR, подготовленные сотрудниками PR-структур или самими журналистами, распространяемые исключительно через печатные органы СМИ. К медиатекстам относятся: имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори.
Имиджевая статья - жанр PR-текста, представляющий актуальную социально значимую проблему, где факты, сама проблема, лежащие в основе материала о базисном субъекте PR, a также точка зрения на данную проблему способствуют формированию или приращению паблицитного капитала данного cyбъекта PR. Имиджевые статьи можно подразделить на два основных типа: о корпорации и о персоне. Композиция имиджевой статьи о корпорации достаточна лапидарна, она во многом напоминает композицию бэкграундера: это часть текста, дающая общую характеристику современного состояния кампании, истоков ее развития, обзор достижений компании и перспективы ее развития.; Такая статья, естественно, содержит фактологический материал, цитаты из высказываний первого (должностного) лица. Персональная имиджевая статья может не иметь жесткой текстовой структуры: ее цель - позиционирование или поддержание паблицитного капитала первого (должностного) лиц субъекта PR.
Имиджевое интервью- текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы. От традиционного журналистского интервью оно, прежде всего, как и все другие PR-тексты, отличается корпоративным ограничителем информирования и может представлять собой традиционные для журналистского продукта разновидности: проблемное, портретное и собственно имиджевое, в котором читателю представляется информация о текущем положении дел субъекта PR. Поводом для появления имиджевых материалов могут быть как торжественные (юбилейные) даты в жизни субъекта PR, организация и реорганизация производства, выпуск новых товаров и т.п., так и отсутствующий социально значимый новостной повод - коммерческая основа их публикации позволяет это.
Имиджевые материалы в открытой печати, опубликованные обычно под соответствующими значками, сигнализирующими, что данный материал публикуется на коммерческой основе, подписываются от имени соответствующей пресс-службы или даются вообще без авторской подписи.
Кейс-стори - текст, рассказывающий об успехе (удачно проведенной компании) субъекта PR и таким образом формирующий, поддерживающий паблицитный капитан данного субъекта PR. В какой-то степени кейс-стори можно считать вариантом имиджевой статьи. В российской практике данный жанр распространен незначительно по нескольким причинам: незнание PR-специалистом-копирайтером данной жанровой разновидности; необходимость наличия журналистского навыка составления занимательного и интересного материала; нежелание рассказывать о своем ноу-хау, которое часто может быть предметом информирования в данном жанре; собственно ментальные характеристики — следование традиционному русскоязычному речевому канону, согласно которому «не принято» хвалиться.
Комбинированные тексты. Это совокупность представленных целевой общественности в виде собранных вместе механически (пресс-кит) или полиграфически (буклет, проспект, брошюра; корпоративное издание) простых первичных текстов, объединенных общей тематикой (новостным поводом).
Для комбинированного текста конституирующим признаком является признак тематического единства. Данные тексты могут содержать также иконические материалы, а также тексты смежных коммуникационных форм (журналистские и рекламные).
В деятельности пресс-службы активно используются пресс-киты или информационные пакеты.
Пресс-кит - это набор предназначенных для СМИ разножанровых простых первичных текстов (а также иконических и инфографических материалов - фотографий, рисунков, таблиц, диаграмм), объединенных новостным поводом, дающих максимально полную информацию о конкретном событии. Обычно пресс-кит (традиционно это картонная папка с элементами фирменного стиля на обложке - логотипом, названием корпорации, возможно, слоганом) представляет собой механически собранный пакет текстов, располагающихся в двух карманах такой папки. В левом кармане делаются прорези для корпоративных визиток или визиток пресс-секретаря, PR-менеджера, готовящего данное мероприятие, а в правой - прорези для фотографий, предоставляемых в пользование представителям СМИ. Основные текстовые! материалы закладываются в правую часть (правый карман) папки пресс-кита. Это пресс-релизы, бэкграундеры, факт-листы, биографии персон, участвующих в данном мероприятии (например, спикеров пресс-конференции), лист вопросов-ответов. Сейчас обычно все текстовые и иконические материалы дублируются на дисках. Здесь же могут быть вложены два-три листа чистой бумаги для дополнительных записей журналистов во время пресс-меропрития. Если в корпорации есть фирменные блокноты, другая сувенирная продукция (ручки, стикеры, календари и т. п.), они тоже вкладываются в папку.
Левая часть содержит неоперативные текстовые материалы: имиджевые или представительские буклеты, проспекты, рекламные листовки, корпоративные издания, материалы npecc-клиппинга о предшествующих мероприятиях данного субъекта PR.
Информационный пакет - набор необходимых для максимально полного раскрытия информационного повода материалов для участников специального мероприятия. Информационный пакет в качестве целевой аудитории не предполагает представителей СМИ и готовится для участников спецмероприятий (выставок, круглый столов, конференций и т.д.).
К смежным текстам относятся слоган, резюме и пресс-ревю.
Слоган- краткое речение (мини-текст), отражающее суть коммуникационной программы социального субъекта. Мы выделяем следующие три типа слогана:
- рекламный (отражающий суть рекламного послания, и имеющий косвенную связь с характеристиками товара или услуги);
- корпоративный (отражающий основные корпоративные ценности и связанный с миссией компании);
- политический и электоральный (отражающий основное содержание программы, деятельности базисного субъекта политических коммуникаций).
Резюме- текст биографии персоны, обладающий признаком паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту PR или таковым не является. Структура резюме, которое часто в практике зарубежных PR-агентств составляется пиарменми-копирайтерами, блоковая (личная и контактная информация, заявленная профессиональная позиция, образование, карьера, дополнительная информация). Причем резюме строится по принципу перевернутой пирамиды: вся информация, носящая характер паблисити, дается выше неимиджеформирующей.
Пресс-ревю - копированные и сброшюрованные (т.е. вторичные) материалы печатных СМИ, отражающие деятельность базисного субъекта PR за определенный период. Пресс-ревю комплектуются по темам и предназначены преимущественно для топ-менеджмента корпорации. На практике результаты мониторинга СМИ сотрудниками пресс-служб готовятся в виде отдельных клиппированных материалов и служат одним из средств (отметим, недостаточно объективным, но требуемым руководством субъекта PR) оценки эффективности работы пресс-службы.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 1578;