Европейская журналистика ХХ века
В начале XX века английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В 20-е годы понятие журналистики как системы средств, выполняющих определенные функции по распространению информации, начинает наполняться новым содержанием. Пресса перестает быть
единственным компонентом этой системы. Уже к 1914 г. 350 000
миль подводного телеграфного кабеля соединяли метрополии с колониями, 40% этих линий контролировала Англия. Первая мировая война продемонстрировала огромные возможности «беспроволочного телеграфа». Важным этапом становления
внутреннего вещания явилось создание Британской
радиовещательной компании (1923). В 1927 году. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. В 1932 г. Би-Би-Си начинает вести передачи для англичан за границей и для англоязычных доминионов. В 1936 году начала работу первая регулярная телевещательная служба в Лондоне. Электронные средства информации все активнее заявляли о себе.
Формирование расширявшейся системы массовой информации предполагало расширение сфер влияния агентств новостей. Для этого «Рейтер» потребовалась серьезная реорганизация различных служб агентства, руководство которого по достоинству оценило преимущества «беспроволочной» телеграфной связи и телефона. Укрепились финансовые связи «Рейтер» с английской прессой. Агентство смогло усилить свои позиции в таких разных регионах мира, как Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Канада и Индия.
После окончания первой мировой войны в Англии активизировался процесс монополизации газетно-журнального рынка, который протекал в условиях ожесточенной конкуренцией. Империя Кэмсли включила в себя воскресные издания (среди них - «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты. Ротермир -
владелец «Дейли Мейл» - в 1928 году основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий. Концерн «Одамс» приобрел
лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд».
В годы Второй мировой войны (1939-1945) одной из главных задач английской прессы являлось сохранение издательской базы, без которой был невозможен стабильный выпуск печатных средств
массовой информации. В этот период правительство
Великобритании предприняло ряд шагов, направленных на ограничение свободы слова. В частности, начала действовать система так называемой добровольной цензуры органов печати. 21 января 1941 года без предъявления обвинений была закрыта газета «Дейли Уоркер». Серьезное предупреждение было сделано «Дейли
Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению
официальных лиц, вызвать в английском обществе пораженческие настроения.
В период с 1937 по 1947 годы в Англии несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет.
При этом увеличились тиражи национальных ежедневных изданий.
В послевоенные годы усилился процесс концентрации британских СМИ. К концу 1940-х годов английская пресса была
уже в основном поделена между ведущими издательскими
объединениями, среди которых наиболее прочные позиции занимала группа «Дейли Миррор Ньюспейперс». Ее владелец Сесиль Кинг имел финансовые интересы в Африке, вкладывал средства в прессу Австралии, а также в коммерческое телевидение Англии и Австралии. Основными изданиями «Дейли Миррор
Ньюспейперс» являлись газеты «Дейли Миррор» и «Санди
Пикториал». В мире газетно-журнального бизнеса Великобритании наряду с Сесиль Кингом, особое влияние имели: Джон Эллерман («Иллюстрейтед Ньюспейперс»), Гарольд Дрейтон («Юнайтед Ньюспейперс»), лорд Каудрей («Вестминстер Пресс Провиншл Ньюспейперс») и Гарольд Хармсворт («Хармсворт Ньюспейперс Лтд.»).
К середине 50-х годов ХХ века в Британии сформировалась классическая вертикальная модель прессы. Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий, англичане привыкли получать к завтраку свежую центральную газету, ожидая найти в ней самые важные новости о событиях общенационального и мирового значения. Региональные газеты, согласно сложившемуся разделению труда, информировали своего читателя о локальных
новостях и выступали в роли вестника рекламы местного бизнеса.
Из этой особенности центральной печати Британии логически вытекала и другая - предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. Этот факт вызывал постоянную критику со стороны английской демократической общественности. В 1947 году по решению парламента была образована специальная Королевская комиссия по делам печати. В течение двух лет комиссия детально обследовала экономику газетной индустрии страны и в своих заключительных выводах признала, что продолжение концентрации прессы в
Великобритании заслуживает осуждения. Однако единственной
реальной мерой, принятой по ее рекомендации, явилось создание Совета по прессе в составе 27 человек (преимущественно из владельцев и редакторов газет). Его полномочия предполагали содействие сохранению свободы печати в Великобритании, анализ ситуации на газетном рынке, а также подготовка и публикация докладов по этим вопросам. Королевская комиссия по вопросам печати созывалась еще дважды - в 1961 и 1974 годах, но всякий раз дело ограничивалось констатацией новых тенденций в процессе концентрации прессы и новых проблем, в том числе связанных с журналистской этикой.
В целом же, в середине XX века положение британских СМИ было стабильно. Журналистика смогла приспособиться к новым
ритмам жизни. На рубеже 1950-1960-x годов направление
развития английской прессы определяли издания, лидировавшие среди качественных и массовых газет. Продолжал оставаться исключительно высоким престиж «Таймс» (200-240 тыс. экземпляров). В 1959 году приобрела общенациональный характер газета «Манчестер Гардиан» (150 тыс. экземпляров). Наиболее многотиражной из качественных газет стала «Дейли Телеграф энд Морнинг Пост» (1 млн. экземпляров). Серьезным и информированным изданием являлась газета «Файненшл Таймс». Среди массовых газет первое место по тиражу занимала «Дейли Миррор» (4700 тыс. экземпляров), за ней следовали «Дейли Экспресс» (4 млн. экземпляров), «Дейли Мейл» (2 млн. экземпляров) и «Дейли Скетч» (1 млн. экземпляров).
В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий упали тиражи и снизились прибыли. В 1978-1979 годах над «Таймс» нависла угроза закрытия. Королевская комиссия по прессе в середине 70-х годов пришла к заключению, что выход из кризиса можно достигнуть путем внедрения новой техники и сокращения на треть рабочей силы. Вместе с тем, целому ряду изданий удалось не только избежать финансовых потерь, но и расширить свою читательскую аудитории. Это касается, например, бесплатных газет, число которых с 1974 по 1981 года возросло с 194 до 512. Их аудитория в начале 80-х годов составила 95% населения страны.
В 1971 году в провинциях Великобритании было введено
коммерческое радиовещание и начала складываться
конкурирующая с Би-Би-Си коммерческая телесеть. Объем
иновещания Би-Би-Си в это время составлял 720 часов в неделю (меньше, чем у США и СССР), передачи велись на 37 языках.
Для прессы Великобритании 80-х годов ХХ века было характерно продолжающееся усиление концентрации в сфере печати. 70% ежедневной и воскресной прессы контролировали группы Р. Мэрдока («Ньюс Интернэшнл»), Р. Максвелла («Миррор Груп Ньюспейперс»), лорда Стивенса («Юнайтед Ньюспейперс»). Оставались сильными позиции групп Ротермира и Томсона.
Технологическая революция 80-х годов в области средств массовой информации, связанная с упразднением типографского набора и введением спутникового телевидения, а также рост
рекламы, наблюдавшийся в английских масс медиа,
способствовали повышению рентабельности ряда газет. К тому же снизился размер капитала, необходимый для выпуска новых изданий, что стало стимулом для расширения качественного своеобразия прессы страны.
В 1980-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной
сетью периодической печати. Продолжало сохраняться
традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. В середине 80-х годов наиболее высокотиражными массовыми газетами были «Ньюс оф де Уорлд» (4,78 тыс. экземпляров), «Сан» (4,05 млн. экземпляров), «Миррор» (3,26 млн. экземпляров), «Дейли Экспресс» (1,98 млн. экземпляров), «Дейли Мейл» (1,86 млн. экземпляров). Тиражи качественных изданий распределялись следующим образом: «Дейли Телеграф» (1,3 млн. экземпляров), «Гардиан» (421,6 тыс. экземпляров), «Таймс» (305,7 тыс. экземпляров), «Файненшл Таймс» (204 тыс. экземпляров).
В 1984 году агентство «Рейтер» перестало быть частным
предприятием и превратилось в акционерное общество.
Сотрудники «Рейтер» ежедневно готовили 60 тыс. слов информации для 15 тыс. органов пропаганды, предприятий и банков почти в 160 странах мира. Экономическая служба
предоставляла сведения о курсах валют, расценках товаров.
Для журналистики Великобритании начало 1990-х годов было ознаменовано усилением тенденций глобализации средств
массовой информации. Глобальный характер приобрела
«Файненшл Таймс», выходящая двумя изданиями: одно предназначается для жителей Британских островов, другое носит
интернациональный характер и распространяется в 160 странах.
«Файненшл Таймс» читают во всех финансовых столицах мира. Было принято решение о совместном издании «Файненшл Таймс» и российских «Известий». «Файненшл Таймс» сотрудничает с Эн-Би- Си, передает деловые бюллетени и финансовые новости через британские и зарубежные радиостанции.
В начале ХХ века продолжался бурный рост французской печати. В 1903 году газета «Пти паризьен» («Маленький парижанин») достигла рекордного тиража в 1,3 млн. экземпляров и начала выходить с подзаголовком - «самая крупная газета мира». В 1931 голу вышла в свет ежедневная вечерняя газета «Пари суар» («Парижский вечер») - крупная иллюстрированная газета, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 году составил 1,6 млн. экземпляров.В годы Второй мировой войны (1939-1945) французская печать, как и вся страна, оказалась расколотой.
В течение первых десяти месяцев, получивших название «странной войны», положение печати мало в чем изменилось. Французская пресса не испытывала даже обычных для военного времени затруднений с персоналом и материальными ресурсами. Лишь в июне 1940 года, накануне оккупации Парижа, одна часть газет была закрыта, а для другой начался вынужденный «великий исход» в Бордо, Лион, Клермон-Ферран и далее на юг страны.
После подписания перемирия с Германией две трети территории Франции, включая Париж, оказались оккупированными. Таким образом, страна была разделена на две зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой коллаборационизм или «сотрудничество» между правительством Петена, находившемся в городе Виши, и немецкими оккупационными властями. Поэтому, все издания, выходившие в этой зоне, были подконтрольны службе пропаганды немецкого военного командования, руководимой, в свою очередь министерством пропаганды Геббельса.
Этот режим поддерживали органы печати, которые были готовы пропагандировать идеологию вишизма (французского фашизма). Открытую поддержку режиму оказывала газета «Нуво тан». Ее издатель Жан Люшер, организатор фашистской
«Национальной корпорации французской прессы», стал одним из
немногих одиозных журналистов, кто был расстрелян за предательство после освобождения Франции.
В период оккупации Франции было разделено Агентство Гавас: его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информационную часть правительство Виши национализировало и объединило с «Французским агентством информации и печати», созданным немцами в качестве филиала нацистского агентства «Дойче нахрихтен бюро».
В течение всего периода в обеих зонах Франции действовали и набирали силу различные группы движения Сопротивления. В условиях подполья выходила газета французских коммунистов «Юманите». К лету 1943 года были достигнуты большие успехи в объединении действовавших во Франции антифашистских групп и организации Национального Совета Сопротивления (НСС).
Многие группы и организации, вошедшие в НСС, имели
названия, отражавшие популярные лозунги движения
Сопротивления и сохранившиеся после освобождения страны в названиях французских газет. В послевоенной Франции эти
издания пользоваться поддержкой широкого круга читателей.
В 1960-ые годы началась активная монополизация СМИ Франции, а также сферы производства бумаги, типографского оборудования и системы распространения прессы. Прекратился выпуск ряда известных французских газет («Франс либр», «Резистанс» и «Пэи-Матен»), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет выжила лишь одна «Котидьен де Пари» («Парижская ежедневная газета»), созданная в 1960 году. Даже такие влиятельные издания, как «Фигаро», «Франс суар» («Французский вечер»), «Паризьен либере» («Освобожденный парижанин»), «Орор» («Утренняя заря»), «Монд» («Мир»),
«Юманите», «Попилер» («Народная»), «Либерасьон»
(«Освобождение») столкнулись с серьезными финансовыми проблемами.
В 1970-е годы французская провинциальная пресса потеснила
столичную печать и впервые заняла лидирующие позиции. В 1980 году в десятку наиболее читаемых газет вошли шесть
провинциальных изданий и только четыре парижских.
Одновременно началось постоянное сокращение тиражей столичных газет. Парижские газеты издаются и распространяются
преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же
отдает предпочтение региональным и местным изданиям.
Начиная с 1982 года, правительство Франции стало оказывать
содействие в издании газет, тираж которых не превышает 250 тыс. экземпляров, а доход от рекламы составляет менее 25 % общего дохода. В рамках этой правительственной программы компенсируются расходы газет на почту, телефонную связь, распространение за границей.
В 1982 году во Франции был принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации и подтвердил право граждан на свободную
плюралистскую коммуникацию. Главной контролирующей
инстанцией для французских СМИ стал Высший орган аудиовизуальной коммуникации. Кроме того, во второй половине 1980-х годов во Франции были введен ряд ограничений прав собственности в сфере средств массовой информации. Так, законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ, принятое в 1986 году, ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. человек или эфирным - 4 млн. человек.
Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е годы прошлого столетия систему частных местных радиостанций. Действует государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.
Регулярное телевещание, появившееся во Франции в 1935 году, долгое время развивалось как государственное. В 1984 году была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на французском ТВ. В 1986 году были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - «5» (информационные передачи) и «М-6» (молодежные).
Как известно, в начале ХIХ столетия Франция попыталась изменить исторические судьбы народов Европы. В первой половине ХХ века Германия замахнулась на большее, и ее
имперские амбиции явились катализатором двух мировых войн.
Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха (1934-1945), господства
фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой
войне. В эти годы идеологическую обработку СМИ и контроль над ними осуществляло специально созданное в стране министерство пропаганды. В послевоенной Германии фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ караются законом.
В период существования трех Германий - ФРГ, ГДР и Западного Берлина - немецкие средства массовой информации вели бескомпромиссную идеологическую войну. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии и их СМИ были, бесспорно, более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий (1990) были созданы все необходимые политические
условия для свободного развития немецкой журналистики.
Деятельность современных СМИ Германии регламентирует
принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны
Средства массовой информации объединенной Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Характерной особенностью СМИ Германии является большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые («бульварные»).
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет остается бульварная «Бильд-цайтунг» (тираж 4,5 млн. экземпляров). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет имеет «Зюддойче цайтунг» ( 380 тыс. экземпляров). Следом за ней идут
«Франкфутер рундшау» (190 тыс. экземпляров) и «Нойес
дойчланд» (80 тыс. экземпляров). Последнее место занимает
надрегиональнаяй газета «Юнге вельт» (28 тыс. экземпляров).
В целом в развитии рынка немецких СМИ в 90-ые годы ХХ века можно выделить два основных момента: на фоне укрепления позиций региональной прессы несколько замедлился процесс
концентрации печати, однако сохранилась тенденция к
некоторому повышению тиражей надрегиональной прессы за счёт её распространения и внедрения на востоке Германии.
Аудиовизуальные СМИ ФРГ играют главную роль в освещении
предвыборных кампаний, а также самих выборов. В этой стране существует так называемая "дуальная система" теле- и радиовещания, что предполагает наличие общественно-правового и частного телевидения и радио, функционирующего с середины 1980-х годов.
Понятие общественно-правового ТВ и РВ не идентично определению "общественного" ТВ, принятому в России. Общественно-правовое ТВ и РВ ФРГ создано на государственной базе. Оно контролируется общественными советами, в которых представлены все общественно-политические силы страны, и следовательно служит всему обществу, что декларируется целым рядом законодательных актов. В частности, Государственным договором о радио и телевидении в объединённой Германии, вступившем в силу 1 января 1992 года.
Согласно официальным данным, общественно-правовое ТВ и РВ, а к ним относятся АРД (Всеобщее телерадиовещание Германии), ЦДФ (Второе германское телевидение), на 80% и соответственно 60% финансируются за счёт абонементной платы, остальную часть они получают от рекламы. Реклама на
общественно-правовом вещании имеет законодательные
ограничения, одно из главных - недопущение её в эфир после основного блока новостей в 20.00. Однако воссоединение ФРГ и ГДР потребовало огромныхфинансовых и материальных затрат, в том числе и на содержание общественно-правового телевидения, поэтому в1995 году рекламные блоки появились на АРД и ЦДФ и после основного выпуска новостей.
Процесс развития отечественной журналистики в начале XX века определялся теми новыми историческими реалиями, которые возникли в общественно-политической жизни России. Сложность и противоречивость исторического пути, по которому шла Россия, непосредственно отражалась на русской прессе: полная свобода печати сменялась годами жесткой политической цензуры, наступлением реакции на все предыдущие демократические завоевания.
Октябрьская революция (1917) и переход страны от демократического пути развития к диктатуре пролетариата коренным образом изменил всю систему отечественной прессы. На следующий же день после захвата власти по распоряжению
Временного революционного комитета (ВРК) были закрыты 10
наиболее крупных газет - «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости», «Русская воля» и другие, а их полиграфическая база конфискована.
К началу лета 1918 года пресса небольшевистских политических партий практически прекратила свое существование В 20-е годы была полностью ликвидирована пресса политических направлений и общественных организаций, не связанных с коммунистической партией.
В первые годы советской власти пропаганда нового политического курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. В январе 1922 года на территории РСФСР началось создание государственной сети газет, в которую вошли 232 издания. Органы печати, не включенные в этот перечень, подлежали закрытию. В том же году был создан Главлит, вскоре превратившийся в средство политической цензуры и борьбы с инакомыслием. Таким образом, был установлен жесткий партийно- государственный контроль над журналистикой.
В этот период наблюдалась дальнейшая дифференциация и типизации прессы (выработка каждым изданием своего «лица», соответствующего его назначению и аудиторной группе). Так, всесоюзные газеты «Беднота», «Батрак», «Крестьянская газета» издавались для крестьян, «Труд» и «Рабочая газета» - для рабочих, «Комсомольская правда» - для молодежи. В губкомах и обкомах РКП (б) действовали специальные отделы печати, осуществлявшие контроль и общее руководство прессой. Кроме того, была введена обязательная подписка на партийные газеты для членов партии, а впоследствии и для беспартийных («не менее одной газеты на 10 крестьянских дворов»).
В истории отечественной журналистики 30-е годы ХХ века нередко называют «золотом веком радио». В этот период в СССР резко возрос объем радиовещания и расширилась аудитория радиослушателей. В стране, начиная с середины 1920-х годов, проводились опыты по передаче изображения, послужившие толчком для форсирования научно-технических разработок в области телевидения. В 30-х годах началось строительство первых телевизионных центров в Москве и Ленинграде. Несмотря на то, что речь шла только о начальной стадии развития отечественного
телевидения и, главным образом, о подготовке материально-
технической базы для массового вещания, уже в 1934 году состоялась первая передача телевизионной программы.
В эти годы И.В. Сталин уже находился вне публичной критики. Он обладал безраздельной политической властью и непререкаемым авторитетом. С помощью средств массовой агитации и пропаганды был создан культ личности вождя всех народов. Нарушение законности, произвол, репрессии стали обыденным явлением жизни советских людей. Пресса не только подробно освещала шумные политические процессы, которые шли один за другим, но и нередко предваряла их, публикуя «разоблачительные» статьи.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) советская журналистика сыграла огромную роль в борьбе с фашистской Германией. В условиях военного времени система советских СМИ претерпела значительные изменения. Так, резко сократилась вся гражданская печать, в том числе и за счет территориальных потерь. Уже в первые дни войны развернулась работа по созданию широкой сети военных изданий. Самой массовой центральной военной газетой тех лет была «Красная звезда», помимо нее в число общесоюзных изданий входили «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол».
Пресса подробно рассказывала обо всех важнейших сражениях Великой Отечественной войны. Огромной силой воздействия обладала военная публицистика 1941-1945 годов. В годы войны в журналистику пришли такие крупные советские писатели, как А.К. Толстой, М.А. Шолохов, И. Эренбург, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, В.С. Гроссман и другие. Яркие, страстные публицистические выступления этих авторов помогли советским людям выстоять и победить в самой страшной войне XX века.
Проблемно-тематический комплекс советских СМИ первого послевоенного десятилетия развивался в целом по тем же направлениям, что и в 30-е годы. Содержание прессы заметно изменилось после смерти И.В. Сталина (1953). В этот период возник ряд новых всесоюзных газет («Советская Россия», «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия» и другие). «Известия» начинают выходить двумя выпусками (утренним и вечерним) и воскресным приложением («Неделей»). Появились
новые «толстые» литературно-художественные журналы
(«Москва», «Ленинград», «Нева», «Молодая гвардия»),
общественно-политические («Агитатор»), обществоведческие
(«Вопросы истории КПСС») и научные («Известия Сибирского отделения Академии наук СССР»). Всего в 1960 году насчитывалось более 7 тысяч газет и около 4 тысяч журналов и изданий журнального типа.
В феврале 1961 года было создано новое информационное агентство АПН (Агентство печати «Новости»). Новое агентство
специализировалось на распространении информации
комментированного характера. В задачи АПН входила подготовка статей, репортажей, обзоров, интервью, фотоматериалов, а впоследствии и документальных телевизионных фильмов для зарубежных стран, а также снабжение советских СМИ информацией о международной жизни.
В 1980-х годах в Советском Союзе выходило более 14 тысяч официально зарегистрированных изданий. Наряду с Центральным телевидением и Всесоюзным радио функционировало 115 местных
телецентров и 140 радиостудий. Дифференцированная и
разветвленная система советских СМИ в целом отвечала критериям ЮНЕСКО, в соответствии с которыми каждый гражданин должен был иметь возможность использовать 4-6 источников информации. Однако в СССР печать, радио, телевидение являлись, в первую очередь, инструментами идеологического воздействия, поэтому отечественная журналистики по-прежнему не могла полностью удовлетворить информационные запросы и интересы многих аудиторных групп.
В условиях перестройки (1985-1991) СМИ первоначально отводилась роль проводника новой политики и средства пропаганды официальной точки зрения. Однако вскоре советская журналистика начала действовать как инструмент демократизации общества.
В конце 80-х годов в стране появились первые негосударственные информационные агентства, в частности «Постфактум», «Интерфакс» и «IMA-пресс». Новые агентства начали наращивать объемы передаваемой информации, а также готовить специализированные тематические блоки для разных изданий, что позволило некоторым из них уже через несколько лет
начать серьезную конкурентную борьбу с такими «старейшинами»,
как ИТАР - ТАСС и РИА «Новости».
В августе 1990 года вышла в эфир первая коммерческая радиостанция России «Эхо Москвы» («свободное радио для свободных людей»). В это же время появляется и первая
негосударственная телевизионная структура - «Телеканал 2x2».
Августовский путч (1991) явился своеобразным политическим катализатором, ускорившим процесс окончательного распада СССР. В начале декабря 1991 года руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), согласно которому Советский Союз прекратил свое существование и, как следствие, завершилась история советской журналистики.
В условиях становления государственности суверенной России в сентябре 1991 года вступил в действие Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», а 27 декабря 1991 года был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», законодательно закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации средств массовой информации. Право становиться учредителем изданий и программ получили редакционные коллективы, различные организации, отдельные граждане. Таким образом, в государстве были созданы юридические основы для свободного развития и функционирования СМИ.
В системе прессы страны были созданы новые печатные
органы, учредителями которых являлись институты
государственной власти - «Российская газета» (Верховный Совет РФ), «Россия» (Президиум Верховного Совета РФ), «Российские
вести» (Совет Министров РФ), «Федерация» (Совет
национальностей РФ).
В 1991-1993 годах отечественная журналистика переживала «золотой век» свободы, однако экономические реформы оказались для нее очень трудным испытанием. Высокая инфляция и монопольные цены на бумагу, распространение, полиграфию резко увеличили расходы и сделали прессу практически нерентабельной (или малорентабельной).
Одним из следствий интенсивного развития рыночных
отношений в стране явилась коммерциализация отечественной журналистики и, в частности, широкое распространение бульварной прессы. К середине 1994 года по своему суммарному тиражу бульварная пресса превзошла «качественную» печать -
общественно-политические и профессиональные издания.
Популярность этого типа изданий была обусловлена тем, что потенциальный читатель, уставший от политики и экономических проблем, нуждался в эмоциональной отдушине, роль которой стала играть бульварная пресса. По оценкам специалистов за первый год после выхода Закона «О свободе печати» на территории страны было зарегистрировано около 12 тысяч изданий, в том числе около 8 тысяч бульварного типа.
Распад командно-административной системы управления средствами массовой информации не снизил, а скорее обострил накал борьбы за влияние на прессу, радио и телевидение со стороны государственных структур. В течение нескольких лет в стране действовала система дотаций (частичного финансирования изданий федеральной или местной администрацией). За пять лет существования дотирования СМИ (в феврале 1995 года печать исключили из системы госдотаций) дотации на общую сумму около 84 млрд. рублей получили 2073 издания.
К середине 90-х годов стало очевидно, что государство так и не сумело превратиться в эффективного собственника в сфере СМИ. Возможности и перспективы развития информационного рынка по достоинству оценили крупные банки и корпорации. В результате контроль над большинством газет и журналов перешел в их руки.
Парламентские, а вслед за ними и президентские избирательные кампании подтвердили, что вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. В конце XX века борьба за экономическое и политическое влияние в сфере СМИ, конкуренция между изданиями вышла на качественно иной уровень. Она все чаще сопровождалась «информационными войнами», поисками льготных государственных кредитов и западных инвесторов. По-прежнему остро стояла проблема зависимости журналиста от издателя и собственника СМИ, нередко злоупотребляющих экономическими рычагами давления на журналистский творческий процесс. Все более жестокой и
бескомпромиссной становилась конкуренция между изданиями за
долю в рекламном рынке.
Сегодня именно давление рынка во многом определяет приоритеты и «правила игры» средств массовой информации и журналистов. Тем не менее, при всех трудностях своего развития отечественная журналистика не только уже внесла, но и продолжает вносить значительный вклад в демократическую трансформацию российского общества.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 364;