Русская периодическая печать
Мрачный режим Павловской эпохи и внешняя политика Российской империи на рубеже ХVIII - ХIХ веков вызывали недовольство правлением императора Павла I у значительной части российского дворянства. В результате дворцового переворота в марте 1801 года государь был убит, и престол занял его сын
Александр I (1801-1825).
В начале царствования императора Александра I заметно оживилась общественная жизнь страны: стало возможным открыто высказывать либеральные идеи, а так же говорить о необходимости введения в России основ конституционного правления. Наметилось смягчение цензурной политики правительства. В 1810-х в России возникло 77 новых периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: консервативного («Русский
вестник») либерального (Сын Отечества), буржуазного
(«Московский телеграф»). Начинает издаваться «Северная почта, или Новая Санкт-Петербургская газета», на титуле которой впервые появилось слово «газета» (1809).
В эти годы успешно развивалась отечественная отраслевая периодика. Издателями специальных журналов выступали государственные учреждения, а именно: Министерство внутренних
дел («Санкт-Петербургский журнал»); Академия наук
(Технологический журнал» и «Статистический журнал»);
временный артиллерийский комитет Военного
министерства («Артиллерийский журнал»). Заявили о себе и частные специализированные издания («Экономический журнал» В. Кукольника; «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических» И. Двигубского).
Усилившиеся либеральные настроения и оппозиционные брожения в российском обществе привели к созданию в начале ХIХ века целого ряда так называемых дружественных литературных объединений, в частности, Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Его печатными органами стали
«Свиток муз» (1802-1803) и «Периодическое издание Вольного
общества любителей словесности, наук и художеств» (1804).
Если же выделять общие закономерности развития отечественной журналистики в начале ХIХ века, то важно отметить, что в указанный период закрепился приоритет журнала перед другими видами периодики - газетами и альманахами, а так же утвердился общественный и профессиональный статус журналиста.
В 1803-1805 годах международная обстановка в Европе начала обостряться. Наступила полоса наполеоновских войн, в которые оказались вовлеченными все европейские государства, в том числе и Российская империя. Война c Франции была неизбежна, и 12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России.
В этот сложный период отечественная пресса укрепляла и поддерживала патриотический дух россиян. При штабе главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова была создана передвижная типография, где наряду с информационными реляциями о сражениях с Наполеоном печатались «летучие листки» патриотического содержания. Н.И. Греч основал в Санкт- Петербурге новый журнал «Сын Отечества» (1812-1852), сумевший компенсировать общее сокращение периодических изданий в условиях начавшейся Отечественной войны 1812 года. С окончанием военных действий «Сын Отечества» перестроился и превратился в литературный журнал, в котором печатались будущие декабристы - Ф.Н. Глинка, А.А. Бестужев, Н.М.
Муравьев, К.Ф. Рылеев, Н.И.Тургенев, В.К. Кюхельбекер.
Декабристы называли себя «детьми 1812». Именно Отечественная война 1812 года глубоко и остро поставила перед ними вопрос о судьбах России. Для пропаганды своих идей будущие декабристы использовали не только литературные организации и салоны, но и подцензурную печать. А.А. Бестужев давно хотел заняться издательской деятельностью. Еще в 1818 году он ходатайствовал о разрешении на издание литературного журнала «Зимцерла». Однако цензурное ведомство ему отказало. К.Ф. Рылеев так же, как и А.А. Бестужев, проявлял интерес к издательской деятельности. Объединив свои усилия, они создали альманах «Полярная звезда» (1822-1825).
«Полярная звезда» состояла всего из двух отделов: прозы и
стихов. Однако читателям не трудно было догадаться, что по своему замыслу этот альманах являлась общественно-
политическим изданием. Его название слишком явно
перекликалось с широко распространенным в рукописных копиях стихотворением А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (1818), и
воспринималось как символ свободы. К сотрудничеству в
«Полярной звезде» были привлечены лучшие литературные силы: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Ф.Н. Глинка, В.К.Кюхельбекер, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, П.А. Плетнев, И.А. Крылов и другие.
«Полярная звезда» привлекла читателей оригинальностью суждений о русской литературе и бесспорным достоинством литературных материалов. Переводы и перепечатки из альманаха вскоре появились во Франции, Германии, Польше.
После подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 был принят новый цензурный устав (1826), прозванный современниками «чугунным», согласно которому отечественная журналистика лишалась права обсуждать действия правительства и лиц, находившихся на государственной службе. С 1832 года разрешения на выпуск новых изданий должны были утверждаться лично императором Николаем I. В 1836 году, в соответствии с циркуляром министра просвещения, в ведении которого находилась цензура, выдача таких разрешений была временно приостановлена, что побудило журналистов начать перекупать право на издание частных журналов. В 1841-1842 годах в Третьем отделении тайной полиции была создана цензурная экспедиция, которой поручалось осуществлять «высшее наблюдение» за прессой. Таким образом, в годы царствования Николая I надзор за печатью официально вошел в круг полномочий политической полиции.
В 30-ые годы ХIХ века начался процесс коммерциализации отечественной журналистики, в частности активно заявило о себе «торговое направление», которое было представлено газетой «Северная пчела» (1825-1864) и журналом «Библиотека для чтения» (1834-1865). Редакторы «Северной пчелы» Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, ориентируясь на вкусы свредних слоев общества, придали содержанию газеты занимательность, доступность, разнообразие. «Северная пчела» (1825-1831) была единственной
частной газетой, которая удостоилась привилегии публиковать
политическую информацию, поэтому она заняла особое (монопольное) положение в отечественной периодике тех лет и приносила значительный доход своим владельцам.
Коммерческая направленность газеты «Северная пчела» сближала ее с журналом «Библиотека для чтения». Энциклопедический журнал «Библиотека для чтения» («журнал словесности, наук, художеств, промышленности, известий и мод») основал известный книгоиздатель, хозяин самой популярной книжной лавки в Петербурге А.Ф. Смирдин. На пост редактора нового журнала он пригласил профессора-ориенталиста О.И. Сенковского. Невысокая подписная цена - 50 руб. ассигнациями в год позволила журналу существенно расширить свою читательскую аудиторию, и к концу 1836 года «Библиотека для чтения» имела уже около 7 тыс. подписчиков.
По существу «Библиотека для чтения» являлась одним из первых толстых журналов (до 30 п.л.) в истории отечественной журналистики, издававшимся на строго коммерческих началах.
Конкурировать с «Библиотекой для чтения» было очень трудно.
Еще одним популярным журналом этого периода стал
«Московский телеграф» (1825-1834) Н.А. Полевого. Первые полтора - два года журнал имел скорее научно-литературный
характер, а затем, благодаря усилению общественно-
экономической проблематики и интересу к практическим знаниям, превратился в энциклопедический журнал. «Московский телеграф» включал в себя следующие отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Библиография и критика», «Известия и Смесь»,
«Моды». Такая структура максимально соответствовала
просветительской программе журнала. Первоначальный тираж журнала составлял 700 экземпляров, но вскоре он увеличился до 1500.
В освещении литературной жизни России и зарубежья журнал Полевого стоял на позициях романтизма (с явным тяготением к романтизму французскому). В нем были широко представлены
произведения западноевропейских писателей романтиков (В.
Скотта, Э.Т.А. Гофмана, Ф.Купера, А.В. де Виньи, В. Гюго, П. Мериме). Из отечественных литераторов в журнале принимали участие В.А. Ушаков, И.И. Лажечников, Н.Ф. Павлов, М.П. Погодин, П.А. Вяземский, С.А. Соболевский, Е.А. Баратынский,
В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.А. Бестужев-Марлинский,
эпизодически А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и другие.
В 1834 году за публикацию критической рецензии Н.А. Полевого на верноподданническую пьесу Н.В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла» журнал был запрещен.
Журнал «Телескоп» (1831-1836) , учрежденный профессором Московского университета Н.И. Надеждиным, был задуман как «журнал современного просвещения». По своему содержанию и структуре «Телескопа» являлся энциклопедическим изданием. Журнал имел постоянные отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика», «Современные летописи», «Смесь». В рубрике «Знаменитые современники» печатались биографические очерки о Канте, Гегеле, Шатобриане, Петрарке, Берлиозе и других. На его страницах много места отводилось переводам из французской, немецкой и английской периодики (более 60 наименований), которыми, как правило, занимался сам Н.И. Надеждин.
«Телескоп» был закрыт в 1836 году за публикацию
«Философического письма» П.Я. Чаадаева. Цензора Болдырева, пропустившего статью, отстранили от должности «за нерадение», Чаадаева объявили сумасшедшим, а Надеждина сослали в Усть- Сысольск без права заниматься журналистикой.
Яркую роль в отечественной журналистике 1830-х годов играл А.С. Пушкин. Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех основных направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. В его общетеоретических и литературно- критических статьях разрабатывались принципы эстетики реализма (или «истинного романтизма», в терминологии Пушкина). Поэт был непримиримым противником «вежливости» и «доброты» в критических и полемических спорах, он требовал умной, дельной и в то же время живой, острой полемики.
В 1825 году Вяземский привлек Пушкина к сотрудничеству в «Московском телеграфе» Н.А. Полевого, где он напечатал несколько своих стихотворений. Самое острое из них - эпиграмма «Жив, жив, курилка!», направленная против «Вестника Европы», не была пропущена цензурой. Еще в конце 1827 года у А.С. Пушкина и П.А. Вяземского зародилась идея организации журнала «Современник». Поэт возлагал на него большие надежды. Однако
разрешение на издание «Современника» он получил только через
восемь лет.
Первый номер журнала увидел свет в 1836 году. При жизни поэта вышли четыре тома «Современника». Своим внешним видом «Современник» напоминал альманах и имел всего два отдела - «Стихотворения» и «Проза». А.С.Пушкин проделал огромную работу по сплочению вокруг журнала лучших литературных сил того времени. В «Современнике» публиковались: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев, Н.А. Дурова, А.В. Кольцов. Пушкин выплачивал сотрудникам «Современника» высокий по тому времени авторский гонорар - 200 руб. за печатный лист.
Журнал тяготел к публицистическим, документальным и научным жанрам: запискам, очеркам письмам, зарисовкам, отчетам, научно-популярным, критическим и публицистическим статьям.
Очерковая литература была представлена «Путешествием в
Арзрум» Пушкина, этнографическим очерком Емичева
«Мифология вотяков и черемис», очерком из военной жизни начинающего публициста - кавказского горца Казы-Гирея «Долина Ажитугай» и другими произведениями. В каждом томе «Современника» печаталось по две-три статьи (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского), посвященные современной литературе и журналистике.
«Современник» пользовался большим успехом у
просвещенного, вдумчивого читателя, умевшего видеть «между строк» и правильно оценивать позиции сторон в журнальной полемике. Однако превратить свой журнал в массовое издание Пушкину так и не удалось. После трагической гибели А.С. Пушкина в 1837 году П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, П.А. Плетнев и А.А. Краевский выпустили четыре тома «Современника» в пользу семьи поэта. В 1838 году Плетнев приобрел право на единоличное издание «Современника», которое в конце 1846 года у него перекупили Н.А. Некрасов и И.И. Панаев.
В 1830-е годы в России предпринимались попытки наладить выпуск специализированных промышленных газет. Так, с марта 1838 года по март 1839 года А.П. Башуцкий издавал в Петербурге «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик» (1838- 1839). Более продолжительное время выходила газета «Посредник» (1840-1863), редактором которой был С. М. Усов. Эта
петербургаская газета освещала состояние дел в российской
промышленности. В 1855 году она была временно закрыта и вновь возобновилась в 1857 году. Вскоре газета была переименована в «Посредник промышленности и торговли». Издание имело весьма ограниченное распространение и очень высокую подписную цену: в Санкт-Петербурге - 150 рублей, в Москве - 180 рублей.
В первой половине ХIХ века частные газеты распространялись только по подписке. Они почти не приносили дохода, так как платные объявления печатались только в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях». Стараясь привлечь
читателей, издатели газет делали ставку на сенсационные
материалы и мало заботились о достоверности газетной информации и ее объективности. Широкое распространение получила публикация сообщениий с пометкой «по слухам». В условиях ужесточения цензуры в конце 1840-х годов газетное дело пришло в упадок, и многие частные издания прекратили свое существование.
В период с 1848 по 1855 годы, который современники окрестили «мрачным семилетием», для русской журналистики наступили тяжелые времена. Под давлением цензурных ограничений существенно изменилась содержательная модель ведущих отечественных «толстых» журналов - «Современника» и «Отечественных записок». Тон, направление и характер этих периодических изданий, благодаря В.Г. Белинскому, теперь задавался годовыми обозрениями литературы. В газетной периодике резко сократился объем информационных материалов. С
особым пристрастием цензоры вычитывали прессу
демократического и либерального направления.
После отмены крепостного права в России (19 февраля 1861 года) положение отечественной журналистики определялось, с одной стороны, запросами и ожиданиями общества, с другой - цензурным режимом. В 1865 году император Александр II подписал закон «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати», согласно которому столичные ежедневные газеты и журналы освобождались от предварительной цензуры. При этом подцензурными оставались все иллюстрированные и сатирические издания, а также провинциальная печать.
Во второй половине XIX века наблюдался качественный рост сатирической и юмористической периодики. В 60-е годы наиболее
выразительным по форме и содержанию стал петербургский ежене-
дельный журнал «Искра» (1859-1873), который издавали В.С.Курочкин и Н.А. Степанов. Редакция «Искры» привлекала к сотрудничеству талантливых литераторов и художников, располагала обширной корреспондентской сетью в провинции и
уделяла огромное внимание постоянному общению с читателями.
В 1865 году Н.А. Степанов создал в Петербурге сатирический журнал «Будильник» (1965-1917). У «Будильника» и «Искры» возникли общие темы выступлений, нередко совпадали адресаты их критики и сатиры. Тем не менее, «Будильник» уступал «Искре» в остроте сатиры, в весомости публикаций, и, как следствие его уровень популярности был ниже искровского. В 1873 году издание «Будильника» было переведено в Москву. К этому времени «Будильник» утратил свою былую остроту и превратился в юмористическое издание, рассчитанное на читателя с непритязательным вкусом.
В последней трети XIX века русская демократическая печать испытывала сильное влияние народнических идей. В 1877 году народникам удалось создать в Петербурге две тайные типографии и наладить выпуск нелегальных периодических изданий. Первым таким изданием явилась газета «Начало» (1878). Ее преемницами стали нелегальное социально-революционное обозрение «Земля и воля» (1878-1879) и газета «Народная воля» (1879-1885).
Новые «Временные правила о печати» от 27 августа 1882 года ликвидировали послабления, которые получила пресса в годы царствования Александра II (1855-1881). Теперь цензор вновь мог приостановить любое издание. Кроме того, временные правила вменяли в обязанность редакторам знать умонастроения своих авторов и в случае необходимости предоставлять о них сведения в полицию.
В 70-90-ые годы XIX века в отечественной журналистике окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника. Главенствующую роль в этот период играл «толстый» журнал, среди которых самым влиятельным демократическим изданием являлся «Современник» Н.А. Некрасова. Большой успех имел сатирический отдел журнала - «Свисток» (1859-1861). Его ведущими авторами были Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков- Щедрин, А. М. и В. М. Жемчужниковы и А. К. Толстой. Братья
Жемчужниковыми и Толстой стали создателями образа
«благонамеренного» чиновника - Козьмы Пруткова. В 1860 и 1863 годах в «Свистке» были опубликованы сатирические циклы «Пух и перья», «Мысли и афоризмы», «Из записок моего деда», «Военные афоризмы» и проект «О введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова.
В июле 1867 года Н.А. Некрасов начал переговоры с А.А. Краевским об аренде «Отечественных записок», которые завершились успешно. В состав обновленной редакции журнала, помимо самого Некрасова, вскоре вошли Салтыков-Щедрин и
Елисеев. Постепенно вокруг «Отечественных записок»
объединились такие авторы, как Г.И. Успенский, Н.А. Демерт, Ф.М.Решетников, А.Н. Островский, Д.И. Писарев, А.П.Щапов и Н.К. Михайловский. Ярко выраженная демократическая позиция журнала обеспечила «Отечественным запискам» быстрый рост популярности. В конце 1868 года его тираж достиг восьми тысяч экземпляров.
С 1880 года в Петербурге выходил журнал «Русское богатство». Первоначально журнал издавался группой (артелью) народнических литераторов во главе с писателем Н.Н. Златовратским. В 1892 году «Русского богатства» перешло в руки авторитетных народнических публицистов С.Н. Кривенко и Н.К. Михайловского. В 1895 году к ним присоединился В.Г. Короленко, который стал соредактором журнала.
Гражданская позиция издания привлекала к нему внимание широких слоев русской интеллигенции, и в 90-е годы тираж «Русского богатства» достиг 14 тысяч экземпляров.
Во второй половине ХIХ века официальная газетная периодика начала терять свои позиции, уступая лидерство частным газетам. Издание массовых газет превратилось в коммерческое предприятие. После отмены государственной монополии на рекламные объявления (1862) значительное место в газетах - от половины до трех полос - заняла реклама, что позволило многим изданиям существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты могли теперь распространять не только по подписке, но и продаваться в розницу.
В прессе усилилась конкурентная борьба за читательскую аудиторию. Российские газетчики активно использовали опыт западноевропейской журналистики, в частности, публикацию
криминальных материалов и судебных очерков. Изменилось
содержание газетных полос: внутренняя и внешняя политика стали главным содержанием ежедневной газеты. Появились жанр передовой статьи и постоянные рубрики. Увеличился формат газет. Текст располагался в несколько колонок, особо оформлялся «подвал» - нижняя часть полосы, куда заверстывался фельетон или большая статья.
Широкое распространение получили газетные приложения и вторые (дневные) выпуски газет. Были созданы первые издательские концерны А.С. Суворина и И.Д. Сытина. Если в 1871 году в стране выходило 36 газет общественно-политического характера, то в 1890 году их издавалось уже 79. Такой рост газетной периодики был обусловлен расширением читательской аудитории, потребностью деловых кругов России в оперативной информации, а также техническим прогрессом.
Таким образом, в ХIХ веке в России сформировался насыщенный рынок периодических изданий. Издание журналов и газет превратилось в выгодное коммерческое предприятие. Прогресс газетного дела вызвал к жизни первые крупные органы информации: Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства. В конце столетия, с появлением нового (массового) читателя, не подготовленного к восприятию публикаций качественной прессы, возникли первые отечественные массовые газеты. В журнальной периодике лидирующие позиции занимали толстые общественно-политические и литературные ежемесячники. При этом главным изъяном российского информационного поля этого периода являлись жесткие цензурные рамки, а также отсутствие свободы слова.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 345;