Периодическая печать Германии


 

 

В начале XIX века Германия продолжала оставаться

«лоскутной монархией», раздробленной на множество


самостоятельных княжеств. Поддержка Франции князьями на

правом берегу Рейна привела к созданию Рейнского союза (конфедерации германских государств) под протекторатом Наполеона I и последующему распаду Священной Римской империи германской нации в 1806.

В битве при Лейпциге (1813) армия императора Наполеона была разбита союзными армиями России, Австрии, Пруссии, Швеции и вытеснена из Германии. Освободительная война против Франции вызвала подъем национального самосознания и надежды на скорое объединение немецкой нации. Однако Венский конгресс (1814-1815), завершавший войны коалиций европейских держав с Наполеоном, подписанием акта о создании Германского союза закрепил политическую раздробленность Германии.

Социально-экономическая отсталость германских государств и традиционно жесткая цензурная политика затрудняли развитие немецкой периодической печати, которая заметно уступала английским и французским изданиям. Немецкая пресса ограничивалась сухим изложением фактов и сдержанными комментариями, поэтому читательская аудитория отдавала предпочтение французской прессе.

Влияние французской журналистики привело к заметному оживлению периодической печати Германии. Но уже в 1810 году, вскоре после разгрома Пруссии, Наполеон ввел строгую цензуру для немецких газет. 29 мая 1811 года всем газетам и журналам, издававшимся на территории Германии, было строжайше запрещено печатать материалы на политические темы, если ранее они не были опубликованы в официальном органе французского правительства газете «Moniteur universel». В частности, ни одна немецкая газета не осмелилась сообщить читателям о разгроме армии Наполеона в России в 1812 году.

Поражение Франции в «Битве народов» под Лейпцигом вызвало в Германии мощный патриотический подъем. Выразителем этих настроений стала либеральная газета «Rheinische Merkur» («Райнише Меркур»; «Рейнский Меркурий», 1814-1816), издававшаяся в г. Кобленце немецким писателем-романтиком и публицистом Йозефом Гёрресом (1776-1848). В прессе Гёррес выступал как защитник идей Французской революции и политической свободы. Он был возмущен итогами Венского конгресса и призывал восстановить древнюю германскую


империю. На страницах «Райнише Меркур» Гёррес яростно

критиковал немецких князей, не выполнивших своего обещания даровать народу политические права. В июле 1814 года газета«Rheinische Merkur» была запрещена в Баварии, Вуртамберге и Бадене, а в апреле 1816 года последовал специальный указ прусского короля, согласно которому «Рейнский Меркурий» был закрыт.

В «Rheinische Merkur» Йозеф Гёррес, которого называют одним из создателей современной политической газеты, впервые напечатал передовую статью с ее последующим продолжением в других газетных номерах. Такая форма публикации передовиц стала традиционной в немецкой периодике ХIХ века. Гёррес стремился к тесному контакту с читательской аудиторией, поэтому для его газетной публицистики были характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота.

Раздробленность Германии привела к тому, что в стране

сформировалась сильная региональная пресса, тогда как во

Франции и Великобритании тон задавали столичные издания. Наиболее влиятельными местными немецкими газетами XIX века были «Frankfurte Zeitung» («Франкфурте цайтунг»), «Magdeburgur Zeitung» («Магдебургер цайтунг»), «Kölnische Zeitung» («Кёльнише цайтунг»). При этом давление цензуры было настолько сильным, что издатель газеты «Кёльнише цайтунг» Маркус Дюмон в знак протеста 4 мая 1817 года выпустил газетный номер с пустой первой полосой.

В конце 1810-х годов в германских княжествах усилилось движение, направленное против произвола монархов, бюрократии и полиции. Его костяк составляли студенческие объединения «буршеншафты» и мелкая буржуазия. В 1819 году студент Карл Занд убил немецкого писателя Августа фон Коцебу, агента русского правительства в Германии, а ученик аптекаря Ленинг совершил покушение на нассауского министра Иберя, яростного противника либералов.

На фоне этих событий в Германском союзе усилилась политическая реакция, и в августе 1819 года съезд германских государей в Карлсбаде (Карлсбадская конференция) принял решения, направленные против «злоупотреблений» свободой прессы. Отныне ни одна газета или журнал в государстве - члене Германского союза - не могли появиться в печати без предва-


рительной цензуры. В Пруссии начала действовать Верховная

цензурная коллегия. Цензоры получили право требовать от владельцев периодических изданий замены неблагонадежных редакторов. При этом газеты и журналы должны были оплачивать

их работу. Противодействуя цензурным ограничениям,

оппозиционные издания были вынуждены постоянно изменять свои

названия, указывать заведомо неверные адреса типографий и т. д.

Когда в начале 30-х годов ХIХ столетия над Германией нависла угроза революции, верховный орган Германского союза Союзный сейм в 1832 году принял постановление, отменявшее свободу печати, политических союзов и собраний. Однако санкции такого рода только усилили революционно-демократические настроения в среде журналистской общественности, и в том же году был создан Союз печати, провозгласивший своей главной целью борьбу за свободу немецкой прессы.

Июльская революция во Франции (1830) оказала огромное воздействие на журналистику Германии. Так, заметно оживилась газетная периодика. Появился целый ряд новых либеральных изданий, в том числе и первая бесцензурная газета «Der Freisinnige» («Либералы»), которая открыто поддерживала революционные события 1830-1831 годов во Франции и Польше.

В этот период активно заявила о себе группа прогрессивных немецких писателей «Молодая Германия». Инициатором ее создания стал публицист Людвиг Берне (1786-1837). Одним из идейных вдохновителей «Молодой Германии» был поэт Генрих Гейне (1797-1856). В эту группу входили писатели Карл

Гуцков (1811-1878), Генрих Лаубе (1806-1884), Теодор

Мундт (1808-1861), Генрих Лаубе (1806-1884), журналист

Винбарг Лудольф (1802-1872) и другие немецкие литераторы.

В 1830-е годы «Молодая Германия» находилась в центре культурно-политической жизни Германии. Пропагандируя базовые принципы либерализма, младогерманцы придавали особое значение гражданской роли искуства в жизни общества и широко использовали публицистику для художественной реализации своих идей. Все участники «Молодой Германии» были не только писателями, литературными критиками, драматургами, но и

журналистами

Генрих Лаубе издавал журнал «Aurora» («Аврора») и газету «Zeitung für die elegante Welt» («Цайтунг фюр ди элеганте вельт»;


«Газету для любителей изящного»). Карл Гуцков в 1831 году

редактировал журнал «Forum der Journal-Literatur» («Форум дер журнал литератур»; «Форум журнальной литературы»), а в середине 30-х годов - журнал «Der Telegraph für Deutschland» («Телеграф фюр Дойчланд»; «Немецкий телеграф»). Читательская

аудитория изданий младогерманцев была представлена

оппозиционно настроенной молодежью. К началу 40-х годов ХIХ века «Молодая Германия» распалась и перестала существовать как литературное течение.

В 1830-1840-х годах в Германии появились первые рабочие организации и рабочая печать. У истоков немецкой рабочей печати стоял Вильгельм Вейтлинг (1808-1871), который пропагандировал идеи уравнительного коммунизма и революционные методы борьбы. Для распространения своих идей сначала он основал ежемесячный журнал «Der Hilferuf der deutschen Jugend» («Призыв о помощи немецкой молодежи»), а затем - «Die Junge Generation» («Молодое поколение»).

Изданиям младогерманцев и рабочей печати противостояла немецкая консервативная пресса. Одним из самых известных периодических изданий этого направления являлась газета «Literaturblatt» («Литературблат»; «Литературный листок», 1820- 1849) Вольфганга Менцель (1798-1873), издававшаяся в Штутгарте. В 1835 году Менцель опубликовал в «Литературблат» ряд статей, содержавших резкую критику романа К. Гуцкова «Валли сомневающаяся». «Literaturblatt» обвинила Гуцкова в покушении на «основы религии, семьи и нации». Эти публикации В. Менцеля привлекли внимание властей: К. Гуцков вскоре был арестован и заключен в тюрьму на три месяца.

В 1840 году королем Пруссии стал Фридрих Вильгельм IV (1840-1861). Либеральная интеллигенция обратилась к монарху с петицией, в которой призывала его принять конституцию. Фридрих Вильгельм IV не желал видеть Пруссию конституционной монархией и ответил репрессиями. В 1843 году была запрещена либеральная газета «Rheinische zeitung» («Райнише цайтунг», «Рейнская газета»), а многие талантливые немецкие писатели и журналисты вынуждены были покинуть Германию и издавать свои газеты и журналы за границей.

Вместе с тем, именно Фридрих Вильгельм IV отменил цензуру на изображения в печатных изданиях. Первым немецким


периодическим изданием с иллюстрациями стала газета «Die

Illustrierte zeitung» («Иллюстрирте цайтунг»; «Иллюстрированная газета», 1843-1944), которая выходила в Лейпциге. Ее издатель немецкий художник Иоганн Яков Вебер (1830-1880) использовал в качестве образца английские и французские иллюстрированные газеты и журналы. Благодаря Веберу карикатуры получили широкое распространение в немецкой прессе. Однако уже в 1843 году цензура на изображения, отмененная в 1842 году, была введена вновь.

В 1845 году Каспар Браун (1807-1877) основал в Мюнхене иллюстрированный юмористический журнал «Fliegende Blätter» («Флигенде блеттер»; «Летучие листки», 1845-1944), специализи- ровавшийся на политической сатире. В конце 1850-х годов в журнале был опубликован цикл историй о добропорядочном бюргере Готфриде Бидермейере, имя которого стало нарицатель- ным для обозначения самодовольного обывателя. Более того, «Бидермейером» стали называть направление в немецком и австрийском искусстве XIX века, для которого было характерно повышенное внимание к бытовым деталям и тонкое изображение природы.

Экономический кризис и неурожай 1847 года резко обостририли ситуацию в Германии. Массовая безработица, голод и нищета охватили многие немецкие земли.

Революция 1848-1849 годов в Германии (Мартовская революция) вызвала подъем прессы. Уже 3 марта 1848 году Ассамблея немецкой Конфедерации приняла решение, согласно которому каждое княжество по своему усмотрению могло отменять цензуру и объявлять о свободе прессы. В этих условиях начался бурный количественный и качественный рост немецкой периоди- ки. Появились сотни новых газет, подавляющее большинство которых прекращало свое существование в течение нескольких месяцев. Как правило, они имели оригинальные названия. Например, в Берлине выходили «Volks-Stimme» («Народный голос»), «Der Demokrat» («Демократ»), «Der Berliner Krakehler» («Берлинский скоморох»), «Tante Voss mit dem Besen» («Тетка Фосс с метлой»), «Die Barrikade» («Баррикада»), «Berliner Grossmaul» («Берлинский самодур») и другие.

В послемартовский период активизировался процесс политизации немецкой прессы. Появились новые газеты, имевшие


ярко выраженную либеральную и радикально-демократическую

направленность. Демократическая пресса выступала за проведение избирательной и судебной реформы, отделение Церкви от государства, отмену дворянских привилегий, освобождение крестьян от феодальных податей и т. д. В печати активно обсуждался вопрос об объединении Германии и будущей форме государственного правления. Идею национального единства Германии поддерживали такие популярные либеральные газеты, как «National zeitung» («Националь цайтунг», «Национальная газета»), «Berliner allgemeine zeitung» («Берлинер альгемайне цайтунг» «Берлинская всеобщая газета»), «Norddeutsche allgemeine zeitung» («Норддойче альгемайне цайтунг» «Северонемецкая всеобщая газета»).

«National Zeitung» (1848-1938) стала крупнейшей берлинской газетой. Ее исполнительным директором являлся Бернгард Вольф (1811-1879). Политический отдел газеты возглавил Фридрих Цабель. Сотрудниками отдела фельетонов были Федор Мюгге, Эдуард Темпельтей и Карл Френцель. «Националь цайтунг» выражала интересы сторонников объединения Германии и пропагандировала идеи национального государства. Ее публикации вызывали большой читательский интерес, и вскоре тираж газеты составил 11 тысяч экземпляров.

Одним из лучших отделов «National Zeitung» являлся отдел телеграмм. В конце 1848 года Вольф создал собственное телеграфное бюро («Telegrafisches Korrespondenzbuero (В. Wolff)»). Он подключил к редакции телеграф и начал публиковать в газете короткие сообщения из Лондона и Франкфурта. Цена на услуги телеграфной связи была весьма высокой, потому для сокращения расходов Бернгард Вольф заключил договор о продаже биржевых новостей, полученных им из Парижа, Лондона, Штеттина, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне, с издателями других немецких газет.

Вскоре биржевые новости стали дополняться политическими новостями, а когда была налажена телеграфная связь между немецкими городами и Веной, Вольф усилил бюро новостей и создал службу внутриполитической информации. В 1865 году «Telegrafisches Korrespondenzbuero (В. Wolff)» было преобразовано в товарищество, затем - в акционерную компанию -

«Континентальное телеграфное общество».


Особое место в немецкой политической периодике

послемартовского периода занимала ежедневная массовая газета

Карла Маркса «Neue Rheinische Zeitung»

(«Нойе Райнише Цайтунг»; «Новая рейнская газета»,1848- 1849).

Важнейшим пунктом политической программы «Нойе Райнише цайтунг» был тезис о неоходимости скорейшего объединения Германии на демократической основе. Ее ведущими авторами были Карл Генрих Маркс (1818- 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). «Новая Рейнская газета» боролась за свободу слова. Она активно выступала против консервативной и реакционной прессы. В «Neue Rheinische Zeitung» был создан отдел «Тупость немецких газет», в котором печаталась подборка цитат - стилистических «перлов» и откровенных глупостей - из самых разных газет.

На страницах «Новой Рейнской газеты» были представлены такие газетные жанры, как статья, информационная заметка, рецензия, корреспонденция, фельетон и обзор печати. Газета имела свой собственный стиль изложения материалов, отличительными чертами которого являлись ясность, страстность, ирония, сарказм. «Нойе Райнише цайтунг» была закрыта прусскими властями в 1849 году.

Главным оппонентом демократической и либеральной прессы являлась основанная в 1848 году консервативная газета «Neue Preussische Zeitung» («Нойе Пройсише цайтунг», «Новая прусская газета»), лозунг которой гласил: «Вперед! С богом, за короля и отечество». «Нойе Пройсише цайтунг» называли «Крестовой газетой», поскольку в ее заглавие был включен большой черно-белый крест. Инициатором создания газеты был Отто фон Бисмарк (1815-1898). «Neue Preussische Zeitung» выражала интересы прусской верхушки и развернула на своих

страницах непримеримую борьбу с бунтарскими настроениями».

Поражение революции вызвало усиление политической реакции. Были восстановлены прежние ограничения, и установлен жесткий административный контроль над прессой. В частности, каждый номер периодического издания при выходе из печати должен был представляться в одном экземпляре в местную полицию.

В 1850-х годах немецкая читательская аудитория, уставшая от революционных потрясений, обратилась к неполитическим


изданиям, популяризировавшим естественнонаучные и историко-

культурные знания. Широкое распространение получили журналы для семейного чтения, в которых научно-популярные статьи

соседствовали с нравоучительными публикациями и

развлекательной литературой. Большой популярностью

пользовались журналы «Daheim» («Дахайм», «Родной дом»),

«Familienfreund» («Фамилиенфройнд», «Друг семьи»),

«Gartenlaube» («Гартенлаубе», «Беседка»).

В 1870 году началась Франко-Прусская война (1870-1871). Император Франции Наполеон III стремился не допустить объединение Германии. Прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн и его канцлер князь Отто Бисмарк ставили своей целью не только завершить процесс объединения Германии, но и отнять у Франции пограничные провинции с немецкоязычным населением. Поражение Франции в этой войне привело к

объединению Германии, и 18 января 1871 года в

Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о создании Германской империи.

Отто фон Бисмарк, первый рейхсканцлер Германской империи, финансировал проправительственную прессу из тайных фондов, неподконтрольных немецкому парламенту. Официальным печатным органом стала «Norddeutsche allgemeine zeitung» («Северонемецкая всеобщая газета»), к которой Бисмарк относился с определенной долей иронии. В 1870-1890-х годах защитницей имперской политики Отто фон Бисмарка стала «Kölnische Zeitung» («Кёльнише цайтунг»). Так, газета писала о необходимости укрепления военной мощи немецкого государства и одобряла колониальные захваты Германии. Ее главным политическим врагом в Европе была республиканская Франция, а внутри страны - рабочее движение.

В Германской империи регламентация прессы была отнесена к области имперского законодательства, поэтому рейхсканцлер

лично курировал выработку нового законодательства о печати.

Закон о печати был принят рейхстагом 7 мая 1874 года. Согласно этому документу все издатели газет и журналов за

исключением литературно-художественных, научных и

специальных были обязаны представлять один экземпляр каждого номера своего периодического издания в местное полицейское уп- равление. Во всех газетах и журналах следовало указывать адрес


типографии, фамилии ее владельца, издателя, авторов публикаций,

а также сведения об ответственном редакторе.

Вместе с тем закон о печати не требовал предварительного разрешения властей на издание периодики. Кроме того, все нарушения в сфере печати подлежали исключительно судебному преследованию: отныне периодическое издание могло быть конфисковано только по решению суда.

В 1878 году было совершено два покушения на императора Вильгельма I, которые послужили поводом для усиления цензурных ограничений и наступления на прессу. В октябре 1878 года был принят так называемый «Исключительный закон против социалистов», который предусматривал запрет радикальных газет и журналов. Рабочая и социал-демократическая печать Германии были вынуждены перейти на нелегальное положение, однако их позиции в немецкой журналистике 80-х-90-х годов XIX столетия оставались весьма прочными.

В конце XIX века в Германии усилился процесс концентрации печати. Концерны Рудольфа Mocса (1843-1920) и Леопольда

Ульштейна (1826-1899) являлись крупнейшими немецкими концернами печати.

В 1867 году Рудольф Mocс создал Бюро рекламных объявлений (Берлин). В последующие три года его филиалы были открыты в Мюнхене, Гамбурге и Вене. К Mocсу быстро пришел успех, и вскоре он стал владельцем концерна печати, в котором действовала мощная информационная служба. Концерн Рудольфа Mocса издавал такие крупнейшие берлинские газеты, как «Berliner tageblatt» («Берлинер тагеблатт», «Берлинский ежедневник»), Berliner Morgen-Zeitung («Берлинер морген цайтунг», «Берлинская утренняя газета»), «Berliner Volks Zeitung» («Берлинер фолькс цайтунг», «Берлинская народная газета»).

Крупнейшей газетой Рудольфа Mocса являлась либеральная «Berliner tageblatt» (1872-1939). Если первоначально ее ежедневный тираж составлял 60 тысяч экземпляров, то к 1900 году он достиг примерно 150 тысяч экземпляров. Mocс считал, что успех любой газеты напрямую зависит от того, насколько быстро данное периодическое издание способно предоставить своим читателям интересующую их информацию. Концерн Mocса располагал широкой сетью корреспондентов не только во всех и

немецких городах, но и крупнейших столицах мира.


Корреспонденты «Берлинер тагеблатт» постоянно находились в

гуще событий и оперативно освещали социально-экономическую и политическую жизнь Германии, а также все крупнейшие мировые события.

Леопольд Ульштейн основал свой Издательский дом (Издательство «Ullstein») в 1877 году. Он владел 19 периодическими изданиями, в том числе ежедневной либеральной газетой «Berliner Abendpost» («Берлинер абендпост», «Берлинская вечерняя почта») и еженедельником « Berliner Zeitung Illustrierte» («Берлинер цайтунг иллюстрирте», «Берлинская иллюстрированная газета»). Для массовой читательской аудитории Издательство «Ullstein» выпускало дешевые воскресные газеты.

Самым влиятельным изданием Ульштейна являлась берлинская газета «Vossische Zeitung» («Фоссише цайтунг», «Газета Фосса»), которую простые берлинцы называли «Тетушка Фосс». «Фоссише цайтунг» в XIX столетии имела в Германии такую же репутацию, как и «The Times» в Англии.

Издательский дом Леопольда Ульштейна и концерн Рудольфа Mocса являлись крупнейшими немецкими коммерческими

предприями. Однако, в отличие от американских

газетножурнальных трестов, ориентированных, прежде всего, на получение максимальной прибыли, эти концерны вкладывали большие средства в развитие полиграфической базы, а также делали ставку на компетентность и профессионализм своих сотрудников.

В Германии на рубеже XIX-XX веков журнальная периодика по количеству изданий преобладала над газетной периодикой. Самый большой читательский интерес вызывали журналы по сельскому хозяйству, домоводству и деловые издания. Специальные неполитические журналы составляли в 1898 году почти половину от общего количества немецких периодических изданий.

Литературно-художественные журналы занимали вторую позицию. Особую роль в духовной жизни Германии конца XIX столетия играл литературный журнал «Unsere zeit» («Унзере цайт»; «Наше время», 1850-1891), редактором которого был известный немецкий писатель и критик Рудольф Готшалль (1823-1909). Большой читательский интерес вызывад журнал «Deutsche rundschau» («Дойче рундшау»; «Немецкое обозрение», 1874-1964),


основанный Юлием Роденберг (1831-1914). В «Дойче рундшау»

начинали свой творческий путь два лауреата Нобелевской премии по литературе: Пауль Томас Манн (1875-1955) и Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (1862-1946).

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 482;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.