Международный опыт федерализма: история теории и практики
В мировой практике федеральные системы управления представлены такими государствами, как Канада, Австралия, США, Германия, Швейцария, Индия и многие другие страны.
Современная форма германского федерализма обусловлена давними традициями сильной государственной раздробленности и является следствием исторического развития. Германия всегда состояла из более или менее самостоятельных территорий, на рубеже XVIII-XIX вв. их насчитывалось почти 2000 и все они были различны по своим размерам и значимости. Сейчас, после объединения Германии, в государстве насчитывается 16 федеральных земель. Составляющей германского федерализма является разделение задач между федерацией и землями, утвержденное Основным законом, где говорится: государственные функции исполняются землями, если Основной закон не относит их к компетенции федерации.
В США принцип федерализма пронизывает все статьи Конституции. Так, раздел 8 статьи 1 содержит перечень вопросов, делегируемых федерации и находящихся в исключительном ведении Конгресса. Все остальные предметы законодательного регулирования в соответствии с поправкой X Конституции резервируются за штатами. Таким образом, «остаточные» полномочия позволяют штатам принимать решения по широкому кругу вопросов. «Власть, не делегированная Конституцией Соединенных Штатов и не запрещенная для осуществления в штатах, принадлежит либо каждому штату в отдельности, либо народу» (поправка X). Например, содержание и строительство дорог и некоторые социальные программы находятся в основном в компетенции штатов (хотя они для того и используют федеральный бюджет), в то время как образование, полиция и контроль за землепользованием находятся в сфере местных органов, контролируются администрациями городов, округов или специальных административных единиц.
Основными принципами федерализма во всем мире являются демократия, законность и уважение к правам человека. Изначально в основе федерализма лежат принципы единства и соблюдения федеративного законодательства всеми субъектами, являющимися частью государства.
В мире все больше утверждаются федеративные государства с субсидиарными подходами. Практика показывает, что принципы субсидиарности и центробежности будут усиливаться даже в таких государствах, как Франция и Великобритания, где исторически была сильна вертикаль власти.
В основе швейцарского федерализма лежит концепция приведения в единое целое множества составляющих с учетом их разнообразия. Швейцария, состоящая из 25 кантонов и насчитывающая 7 млн человек, — маленькая страна, при этом швейцарцы ни разу не склонялись в пользу решения о некоем «плавильном котле», в котором были бы погребены все национальные различия, своеобразие культуры и языка народов, населяющих страну. Как, например, это сделали в США, где в первых строках Конституции записано: «Мы, народ Соединенных Штатов....» Каждый швейцарец имеет три гражданства: муниципальное, кантональное и федеративное. Кантоны в Швейцарии — государства в полном смысле этого слова, где каждый кантон имеет свою законодательную, исполнительную и судебную власть, свою конституцию. При этом единственным фактором, который объединяет страну, является огромная приверженность одним и тем же политическим ценностям.
Многие черты современного германского или швейцарского федерализма, или испанского автономизма, или французской регионализации могут быть поняты только в контексте истории стран.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 304;