Из итогового документа «круглого стола» «Международный опыт федеративной демократии»
Москва, Совет Федерации, 8 апреля 2003 года
Между федерализмом и демократией существует устойчивая связь. Подлинный федерализм невозможен вне демократии. В то же время федерализм является одним из действенных механизмов обеспечения демократии в части реализации многообразия форм осуществления государственной власти на обширных территориях страны. Демократическое содержание федерализма выражается прежде всего в том, что он позволяет сочетать механизмы разделения власти как по горизонтали, так и по вертикали. Таким образом, классическая система сдержек и противовесов подкрепляется дополнительной системой гарантий против неоправданной концентрации государственной власти в одном центре, в одних руках.
В ходе обсуждения участники «круглого стола» заострили свое внимание на различных факторах, препятствующих как избыточной централизации полномочий на федеральном уровне, так и неоправданной децентрализации, разрушающей целостность государства, среди которых:
· четкое закрепление за федеральным центром определенных предметов ведения и полномочий, выход за пределы которых недопустим;
· разделение властей по горизонтали и по вертикали, в том числе активная деятельность верхней палаты парламента, призванных сочетать общенациональные и региональные интересы;
· однозначное конституционное закрепление правового статуса субъектов федерации, а также сфер их компетенции;
· наличие действенного механизма участия субъектов федерации в процессе разграничения предметов ведения и полномочий на федеральном уровне;
· наличие независимой судебной власти, выступающей в роли арбитра в спорах участников федеративных отношений.
В ходе обсуждения доминировала точка зрения о том, что рассредоточение публичной власти в федеративном демократическом государстве осуществляется на трех уровнях (общефедеральном, региональном и местном), что объективно увеличивает возможности участия граждан в политической жизни страны, что, в частности, проявляется в следующем:
· увеличивается количество выборных должностей, тем самым расширяется представительный элемент демократии за счет дополнительной возможности участия граждан в управлении государством; положительным фактором в данном случае является и то, что региональные и местные выборные должности более приближены к населению, нежели федеральные;
· увеличивается число выборов и референдумов, в которых может принимать участие население, т.е. расширяются возможности непосредственной демократии;
· увеличивается число инстанций, куда могут обращаться граждане за защитой своих прав;
· посредством активизации политического участия граждан в управлении государством и за счет расширения возможностей непосредственной и представительной демократии формируется политическая культура отдельных граждан и общества в целом.
Демократическая направленность федерализма выражается, по мнению участников «круглого стола», также в повышении значимости субъектов федерации в деле защиты прав человека. Как показывает мировая практика, составные части федеративного государства могут в пределах своих полномочий не только осуществлять закрепленные федеральными конституциями права и свободы, но и предоставлять гражданам дополнительные права вне общефедеральных конституционных перечней. Кроме того, федеративное устройство государства содержит потенциальную возможность преодоления противоречия между правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. Международный опыт федерализации в основном свидетельствует о том, что в рамках федеративного государства облегчается практическая реализация идей самостоятельности и мультикультурализма.
Вместе с тем участниками «круглого стола» были отмечены некоторые актуальные проблемы зарубежной практики федеративного строительства. В частности, ими была рассмотрена проблема разного «веса» голосов избирателей при формировании верхней палаты парламента из представителей субъектов федерации. Отмечалось, что численно равное представительство регионов в верхней палате в определенной степени нарушает демократический принцип равенства избирателей в силу различной численности населения в субъектах федерации. Тем самым создается возможность потенциального несоответствия количества членов верхней палаты парламента, голосующих за принятие решений, количеству представляемых избирателей.
Особенно оживленная дискуссия развернулась вокруг перспектив применения в Российской Федерации зарубежного опыта разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти. В ходе дискуссии участники «круглого стола» пришли к выводу о том, что федеральный центр призван играть решающую роль в создании основ демократического правопорядка и задавать тон политическим и социально-экономическим преобразованиям. Субъекты федерации оказывают позитивное влияние на утверждение демократических принципов в общегосударственном масштабе, в частности путем расширения и детализации демократических установок, принятых на общефедеральном уровне.
Рис. 11. Государственное устройство США (президентская форма правления)
Рис. 12 . Государственное устройство Швейцарии (парламентская форма правления)
1 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2001. С. 200.
1 Тилле Л А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978. С. 6-38.
2 См.: Hart H. L. Law in the Perspective of Philosophy: 1776-1976 // New York University Law Review. 1976. V. 51. V. 4. P. 540.
1 См., например: Автономов А. С. Некоторые аспекты правового статуса индейцев в США // Актуальные проблемы американистики. Горький, 2001. С. 41.
1 Доклад на конференции «Федерализм как часть американского образа жизни: общая теория и практика развития», проходившей 30-31 января 2002 г.
1 На конференции, проходившей 9-10 февраля 2001 г., состоялась моя длительная беседа с автором данной статьи (Р. Абдулатипов).
1 Фрагменты из книги А.М. Салмина «Новое президентство и федерализм в России: вызовы, проблемы и противоречия» (выходные данные?)
Заключение
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 441;