Математические модели социальной сети.


Vox populi:

«Мой внук, как муха в мировой паутине:

лапами дрыгает, а вылезти не может».

Из комментариев в социальной сети.

Михаил Л. 83 года

 

1. Фрактальная сеть. Группу компаний или общественную организацию можно представить как фрактальную сеть, где расстояние между узлами раз и навсегда определено специфическими факторами (в случае с организациями – её регламентом). Фрактальная сеть развивается за счет выделения вовне элементов фрактальной системы, отражающих систему в целом. Например, регламентом организации.

В регулярных решетках конечной размерности зависимость ͠i имеет степенной закон: ͠ ∝ [примерно среднее количество узлов пропорционально N в степени 1/d], где d есть размерность решетки – целое число. Во фракталах, размерность которых определяется дробным числом, i͠ ∝ где lt – называется фрактальной или хаусдорфовой размерностью.

Между решетками конечной размерности и фракталами нет заметного различия. В смысле зависимости межузлового расстояния от диаметра сети и порядком величины межузлового расстояния – в обоих случаях мы имеем дело с «большим миром». Например – решетка расположения атомов углерода в алмазе, структура армейского подразделения, федеральное устройство государства – сети этих систем состоят из элементов системы – узлов, отражающих систему в целом.

2. Случайные сети (random). В социальном пространстве мы представляем эту модель как «толпу перед входом в концертный зал», множество хаотично связанных между собой людей. Случайная сеть определяется как множество сетей, в котором каждая определенная сеть имеет определенную вероятность реализации, свой собственный статистический вес. Простейшими случайными сетями являются так называемые классические случайные графы (Erdos–Renyi), в статистическом ансамбле которых все возможные графы с числом узлов N и числом связей L имеют одинаковый статистический вес реализации.

Для случайных сетей модели Эрдеша–Реньи ͠

L ∝ log N

[среднее число связей пропорционально логарифму узлов сети]

Как известно, в физике статистические ансамбли делятся на равновесные и неравновесные, что соответствует равновесным и неравновесным системам. Такое разделение уместно и для сетей. Ансамбли, в которых их статистические веса не изменяются во времени, не эволюционируют, называются равновесными. В неравновесных (способных к эволюции) ансамблях статистические веса изменяются во времени и множество конфигураций также изменяется. Растущие сети являются неравновесными.

3. Тесный мир. С. Мильграм провел эксперимент, заключающийся в рассылке писем неизвестному адресату, что привело к созданию модели «тесный мир» (small world) - постоянное среднее количество промежуточных узлов между всеми узлами сети. Или теория шести рукопожатий. При относительно большом количестве участников социальной сети взаимосвязь между ними достаточно коротка. В последующие годы был произведен ряд исследований различных сетей, в том числе и социальных, который привел к аналогичным результатам. Термин «феномен тесного мира» (small world phenomenon) применяется к сетевым структурам, в которых ͠i (количество узлов и связей между ними) растет медленнее, чем по степенному закону с положительным индексом.

Можно утверждать, что такие сети могут иметь бесконечную размерность. Однако сети тесного мира ограничены количеством узлов, которое не может намного превышать, например, количество людей в социальной сети или количество нейронов в сети головного мозга. Эти числа недостаточно велики, чтобы проверять наличие эффекта «тесного мира». Более того, эти числа не настолько велики, чтобы соответствующие сети рассматривать как макроскопические системы, в которых измерение маленькой доли системы позволяет сделать заключение обо всей системе в целом.

Реальные сети представляют собой мезоскопические объекты, то есть их размеры являются промежуточными между макроскопическими и микроскопическими системами, и, чтобы определить свойства соответствующей системы, необходимо проводить измерения на всей системе. При исследовании социальной сети мы можем, учитывая знания о протекании социальных процессов в данной и подобных агрегациях, пренебречь малым количеством узлов. И экстраполировать результаты исследования на все подобные агрегации, считая свойства данной агрегации свойством класса множества агрегаций. В дальнейших исследованиях Ватта было указано, что чем больше участников в сети, тем больше связей между ними и короче путь между узлами[1]. Однако модель тесного мира не является универсальной, несмотря на то, что Ватт и Строгац обнаружили соответствие этой модели в самых различных сетях: интернет времен конца 1990-х годов, нервная система червя, взаимоотношения артистов в Голливуде и пр. Феномен тесного мира выявляется в достаточно закрытых и малопроницаемых сообществах.

Безмасштабная сеть (scale-free) – в реальных сетях небольшое число узлов содержит очень большое число связей, а огромное число узлов содержит лишь несколько связей. В безмасштабной сети распределение числа связей узлов идёт не по закону Пуассона (строгий максимум около среднего значения) а по степенному закону:

P(q) ∝

[вероятность связей пропорциональна количество связей в степени «– λ»].

Развитие безмасштабной сети присуще практически всем социальным, информационным, биологическим сетям. Безмасштабной сетью является форма взаимодействия пользователей социальной сети, наш мозг[2] и даже музыкальные произведения[3]. Автор модели А.Л. Барабаши выделяет два постоянных явления в этой агрегации[4].

Во-первых, рост сети. Начиная с небольшого числа m0 узлов на каждом временном шаге добавляется один новый узел с m (m ≤ ) связями, которые соединяют этот новый узел с m различными уже существующими узлами.

При прерывании роста сети агрегация распадается. Во-вторых, предпочтительное присоединение (Preferencial attachment). Когда выбираются узлы, к которым присоединяется новый узел, предполагается, что вероятность P, с которой новой узел будет соединяться с уже существующим узлом i, зависит от числа связей , которыми этот узел уже связан с другими узлами:

P ( )

(вероятность появления связей данного узла прямо пропорционально количеству связей узла)

Вероятность роста степени узла тем выше, чем выше степень узла. Это мы и наблюдаем в социальном пространстве. Наиболее популярный человек (узел, имеющий больше связей) будет привлекать внимание окружающих, с ним будут стремиться установить контакт большее число других членов общества, нежели с малоизвестным человеком. С точки зрения математики, безмасштабные сети – это одно из проявлений феноменологии критических явлений в сложных системах, поскольку их структура подчиняется степенному закону. С точки зрения анализа социальных сетей, эта модель позволяет рассматривать динамические изменения с учетом факторов, влияющих на вероятность роста.

Созданная на основе модели Альберта-Барабаши методика кластерно-сетевого анализа с выделением отдельных агрегаций (сетевых сообществ) выявила, что социальная сеть состоит из множества отграниченных общим коммуникационным кодом пользователей сетевых сообществ. Члены сообществ не ограничивают себя пребыванием в каком-то одном сообществе. Напротив, многогранность ценностей человека, множественная социальная ролевая функция приводят к тому, что человек входит в разные промежутки времени в десятки, а то и сотни сообществ, где общается с представителями самых различных групп. Такое межгрупповое взаимодействие и приводит к проницаемости границ и формированию общей социальной сети из множества сетевых сообществ.

Социальные медиа. Общество породило социальные сети, а они, получив технологическую основу в виде современных информационно-телекоммуникационных технологий, изменили общество. Общество приобретает совершенно новую, субъектную роль. В связи с развитием социальных медиа, каждый человек – актор коммуникационного процесса, имеет доступ к созданию и безграничному распространению информации. Образуется сверхмощный информационный поток, из которого человек воспринимает лишь ту часть информации, которая выражена в близком получателю коммуникационном коде. Акторы с большей долей вероятности будут воспринимать, осознавать, распространять ту информацию, которая соответствуют их ценностям, мировоззрению, идеям и идеалам, то есть по большей части сформированную в их коммуникационных кодах.

Социальные медиа появились значительно раньше, чем IT-технологии. Большинство исследователей связывают появление социальных медиа в сфере политических коммуникаций с открытием «Radio Alice» в г. Болонья (Италия) группой активистов левых партий Franco «Bifo» Berardi, Felix Guattari и других. По воспоминаниям Franco «Bifo» Berardi, эта «свободная» радиостанция была создана для продвижения марксистских идей в кварталах, населенных преимущественно рабочими. Передачи радио велись на простом, понятном рабочим языке. Самодельный передатчик размещался в одной из квартир, а Феликс Гваттари носил ретранслятор в рюкзаке вместе с антенной, размещенной в зонте. Слушатели могли позвонить на радиостанцию по телефону, чтобы поговорить с ведущим или друг с другом, если одновременно звонило несколько человек. При этом радиостанция стала не только источником информации, но и местом информационного обмена между слушателями, средством координации действий, инструментом для оповещения слушателей о месте сбора и т.п.

Рассматривая пример «Radio Alice», можно выделить отличительные черты социальных медиа. Во-первых, наличие коммуникационной площадки для информационного обмена; во-вторых, формирование сообщества пользователей с близкими ценностями, мировоззрением, идеями, идеалами и, как следствие, близким коммуникационным кодом; в-третьих, наличие актуальной для данного информационного пространства темы обсуждения в социальном медиа.

Масс-медиа длительное время были практически единственным способом распространения информации. С появлением социальных медиа в качестве ведущего переносчика информации внутри сетевого сообщества роль масс-медиа в информационном поле изменилась. Понимая специфику воздействия различных носителей, мы не можем при этом согласиться с наличием выделяемых О.В. Крыштановской «IT-партии» и «TV-партии» в качестве устойчивых сообществ. Речь идёт скорее о некоем декларативном предпочтении человеком тех или иных источников масс-медиа и социальных медиа, связанных с его ценностями. Все виды источников информации тесно связаны между собой и оказывают комплексное воздействие на получателя. Социальные медиа уступают охватом получателей информации, но дают возможность воздействия на целевую аудиторию, на сетевые сообщества, разделяющие ценности отправителя сообщения. Говоря о «IT-партии» и «TV-партии», можно условно разделить сообщества, которые поддерживают официальную точку зрения, либо оппонируют ей. На зрелой стадии развития социальные медиа дифференцируются и сам факт публикации в социальных медиа (или в определенных масс-медиа) уже не является сообщением, как считал Г.М. Маклюен, говоря о телевидении в «глобальной деревне». Для человека информационного общества уже не столь важно то, где впервые появится сообщение, как то, в каких коммуникационных кодах будет оно составлено, насколько близко будет к его ценностям.

Таким образом, политическая коммуникация станет возможной при условии распространения посредством комплексного использования и взаимодействия как масс-медиа, так и социальных медиа. Сходство ценностей и коммуникационных кодов не означает безусловного сходства мировоззрений, идей и идеалов. Например, «главенство закона» как ценности характерно для людей разделяющих как консервативные, так и либеральные взгляды. Ценность «патриотизма» разделяют сторонники как левых, так и правых партий, вкладывая в символику различное, часто противоположное содержание. Несмотря на то, что в сетевое сообщество объединяются люди со сходными идеями, идеалами и мировоззрением, не исключено присутствие людей с противоположными взглядами. Они используют площадку оппонентов как место для дискуссий, для публичного декларирования своей точки зрения и т.п. Такая деятельность имеет практический смысл. Сообществу представляется иная точка зрения, которая может быть осознанна частью его членов.

Как указывалось выше, в развитом сообществе доля тех, кто пассивно наблюдает (читает) сообщения, то есть «читателей», составляет большинство. Именно на них направлена декларация иной точки зрения в сообществе. Принятое и осознанное сообщение может инициировать у получателя распространение информации как в данном сообществе, так и в иных сообществах. Конечно, если сообщение создано в коммуникационных кодах данного сообщества.

Говоря о сетевой форме политической коммуникации в этно- конфессиональных отношениях, следует отметить специфику этих отношений на современном этапе цивилизационного развития. С конца ХХ - начала XXI века одновременно с ростом институтов информационного общества мы наблюдаем парадоксальный рост общественного интереса к вопросам религии, активизации сторонников национализма и сепаратизма. Причем эти явления носят глобальный характер и становятся угрозой для всей человеческой цивилизации. Анализ и регулирование таких взаимоотношений с целью предотвращения перехода возможных политических, прежде всего этно-конфессиональных, противоречий в «горячую» фазу конфликта становится актуальной задачей, решаемой, помимо прочего, методами политической медиации.

Что касается причин этих процессов, можно предположить, что с ростом информационно-телекоммуникационных технологий, с распространением информации и в более широком смысле распространением знаний в человеческом обществе нарастает некое противодействие процессам глобализации и новой самоидентификации человека по признаку принадлежности к возможно большим группам, усиливающим коммуникационный потенциал людей/групп людей.

Возможно, возрастающий интерес к традициям и обычаям, в том числе религиозного свойства, как раз и связан с их символическим содержанием, так как рациональное, прагматическое значение событий, приведших к появлению того или иного обычая, имело давно утраченное в исторической перспективе основание. От вполне обоснованного «табу», возникшего в определенный исторический период, в условиях сложившихся в ту пору экономических, социальных, политических отношений, в настоящее время остаётся только символ, по сути «симулякр» в терминологии Ж. Бодрийяра, воспринимаемый по-разному различными сообществами.

В сочетании с «обидами на этно-конфессиональной почве» - подлинными или мнимыми претензиями к другим сообществам - такой символ становится основой коммуникационного кода, способствует формированию сетевого сообщества, принадлежность к которому становится фактором самоидентификации индивида. Символический образ играет большую роль, но в тоже время он может быть заменён другими символами сходными по форме, но различными по содержанию. Это можно наблюдать в политических и религиозно-ориентированных сетевых сообществах, чему будет посвящен следующий параграф.

Медиапространство изменяется под воздействием IT-технологий. Масс-медиа всё более стараются создать своё сообщество пользователей, ввести возможность интерактивных комментариев, обсуждений. При этом социальные медиа стремятся наполнить информационное поле некоей эксклюзивной информацией. Как более лабильная, динамичная структура, социальные медиа видоизменяются. Акторы социальных медиа широко экспериментируют как с формой, так и с содержанием информационных материалов. Разными авторами практикуется эклектическое смешение стилей, новостей и развлечений (энтертеймент), жанров интервью, репортажа, корреспонденции, новостного и аналитического материалов. При этом тут нет ограничений на высказывание автором своего личного мотивированного мнения.

Личный аккаунт и социальный/коммуникационный капитал. Абсолютное большинство пользователей справедливо полагают, что личный аккаунт в социальной сети является личным пространством автора. Но надо понимать, что социальные сети - всегда публичное место. Любое высказывание, выложенное в открытый доступ, может быть истолковано по-разному и иметь различные последствия, вплоть до уголовного преследования в случае наличия оскорблений, клеветы и пр. в адрес кого-либо. В то же время суждения позволяют автору в реальном времени отследить эффективность воздействия своего материала на читателей – членов своего сообщества. Комментарии, а также репосты и знаки одобрения (like) дадут качественную и количественную оценку материала. Усиление позиции автора в сетевом сообществе напрямую зависит от количества и качества коммуникационных связей между самим автором и другими членами сообщества. Растёт социальный капитал.

Социальный капитал определяется Ф. Фукуямой как «набор неформальных ценностей или норм разделяемых членами группы…». Но такая дефиниция, по нашему мнению, неполноценна. Прежде всего потому, что создание сетевого сообщества невозможно без близости ценностей, которые определяют коммуникационный код, принятый в сообществе. Именно сходный коммуникационный код позволяет распространять и воспринимать информацию участниками сетевого сообщества, снижая затраты ресурсов на кодировку/декодировку сигнала. Во-вторых, такое определение соотносит социальный капитал лишь с данным сообществом, тогда как мы относим его к узлу сети. При этом узлом может быть и индивид, и сколь угодно большая группа индивидов. В-третьих, из данного определения социального капитала нельзя определить уровень этого капитала, сравнить его с социальным капиталом другого человека или группы, сообщества, говорить об его увеличении или уменьшении. Без последнего само понятие «социальный капитал», как некий ресурс, дающий возможность участия в социальных процессах, просто неприменимо. Однако сам термин является устоявшимся, и одной из наших задач была выработка методики для определения уровня социального капитала людей/групп людей, а в дальнейшем сообщества в целом.

Для этого мы обратились к теории графов, где широко используется понятие нагрузки (Betweenness centrality), исчисляемое как

Переводя это определение в область социального, можно сказать, что напряженность зависит от количества и качества коммуникационных связей индивида с исследуемым сообществом. Чем большие возможности участника сетевого взаимодействия для распространения информации, тем выше его эффективность в распространении информации. Исходя из этого, мы можем исчислить интегрированный показатель для каждого узла или модуля сетевого сообщества.

Следует отметить, что над созданием интегрального показателя социального капитала ведётся работа различными группами исследователей в России и за рубежом. Так уже более двух-трех лет существует показатель в сообществе «Lj» под названием «социальный капитал». Хотя владельцы интернет-ресурса не раскрывают методик расчетов, можно предположить, что это одна из модификаций формулы напряженности узла с учетом его центростремительности. Наша методика учитывает не только сам факт возможной коммуникации, но и содержание информации. Сходный с другими членами сообщества коммуникационный код, определяемый ценностями, идеями и идеалами, позволяет, как указывалось выше, снизить затрату ресурсов на распространение и восприятие информационного продукта. Значит, оказывает прямое влияние на «социальный капитал».

Следовательно, социальный капитал людей/групп людей — это возможность для эффективного распространения информации в данном сетевом сообществе, определяемой структурой коммуникационных связей и сходством ценностей индивида с ценностями сообщества.

Теперь есть возможность не только выявлять наиболее эффективных для распространения информации пользователей, но и сравнивать пользователей одного сообщества. Вероятно, что для одного и того же человека этот показатель будет различным в различных сообществах. Так, один человек может иметь крайне высокий показатель в сообществе ученых, но низкий в сообществе садоводов или автолюбителей. Он может сознательно повысить свой «социальный капитал» в этих группах, если выделит больше ресурсов для создания коммуникационных каналов для распространения информационного продукта.

Социальный капитал людей/групп людей может быть повышен ими самими, сообществом в целом, а также извне через вводящие узлы – «авторов». С точки зрения теории графов, это увеличивает центростремительность данного узла в сообществе. В социальном пространстве мы видим, что коммуникация между «лидером» сообщества и его «рядовым» участником приводит к росту «популярности», а значит и социального капитала этого участника.

В настоящее время эта идея получила своё дальнейшее развитие в работах Р.Р. Мурзагулова, который ввел понятие «коммуникационный капитал»[5], как новый тип богатства в информационном обществе. На основе владения коммуникационным капиталом он выявил новую группу правящего класса – коммуникационная элита[6].

Интернет в России. Главные цифры.Российский цифровой рынок вторит глобальным трендам. По данным результатов исследования, проведенного аналитическими агентствами «We Are Social» и «Hootsuite», с января 2017 года количество российских пользователей в интернете выросло на 4% и составило 87 млн. человек. Количество пользователей мобильного интернета (мобайл) составило 66 млн человек. Только мобайл используют 16% (20 млн чел) населения страны.

Важно отметить, что прирост аудитории наблюдался именно за счет мобайла. Количество пользователей, использующих стационарные компьютеры и ноутбуки, медленно, но неуклонно снижается. Доля трафика со смартфонов составляет 21%, что почти на треть больше прошлогоднего показателя, а пользователи планшетов стали немного реже выходить с них в сеть (-9%). Трафик с ноутбуков и ПК сократился на 5%.

Аудитория социальных сетей выросла на 15%. Теперь половина (47%) населения России зарегистрирована в соцсетях. 55,9 миллиона человек заходят туда с мобильных устройств. Среди опрошенных россиян 63% заявили, что пользуются «YouTube» и 61% упомянули «ВКонтакте». Про «Facebook» вспомнили 35% респондентов, а про «Одноклассники» — 42%.

По времени нахождения в социальных сетях российский сектор сохраняет мировой тренд на увеличение. Ежедневно пользователи проводят там в среднем 2 часа 19 минут.

При этом всего в интернете среднестатистический россиянин находится почти 6,5 часа в сутки. Стоит отметить, что 85% пользователей в России выходят в онлайн каждый день.

Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству скачиваний) — «WhatsApp», за ним следуют «Viber», «VK» и «Сбербанк Онлайн». «Instagram» занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую — по количеству скачиваний.

63% отечественных интернет-пользователей ищут онлайн товары и услуги, но совершают покупки только 46%. Больше всего тратят на путешествия и отели (7,903 млрд. долларов США — это на 24% больше, чем в прошлом году), игрушки и хобби (4,175 млрд. долларов США) и модные товары и товары для красоты (4,783 млрд. долларов США).

Главные интернет-тренды.Цифровой рынок продолжит набирать обороты, и, несмотря на беспрецедентные темпы роста этого года, мы видим, что доступ к возможностям, которые предлагает глобальная сеть, распределен неравномерно. Это создает хороший задел для развития и говорит о том, что цифровой рынок точно еще не достиг потолка.

При этом развитие это нельзя назвать линейным. Наблюдается трансформация онлайн-потребления: интернет-пользователи становятся мобильнее, десктопы планомерно заменяются более удобными устройствами, которые можно носить с собой. Вследствие этого покупки плавно перетекают в онлайн, веб утрачивает позиции, уступая часть трафика приложениям, а социальные сети играют более значимую роль.

Основными сдерживающими факторами сегодня выступают недостаточно развитая инфраструктура ряда регионов, технически неспособная обеспечить проникновение интернета. Низкая плотность населения в ряде регионов делает мероприятия по развитию информационной инфраструктуры экономически невыгодной. Дополнительную нагрузку на провайдеров всех уровней создает усиление регуляции интернета, т.к. затраты на обеспечение дополнительного контроля ложатся на плечи игроков рынка. В ближайшей перспективе вышеперечисленные факторы могут замедлить динамику проникновения интернета.

Социальные сети как социальные медиа.Кроме коммуникативной составляющей, социальная сеть имеет медийную составляющую - как площадка для генерации и распространения контента, имеющего социальную значимость. В этом аспекте социальные медиа типологически противостоят медиа традиционным.

Традиционные медиа обладают следующими коммуникативными характеристиками:

1. высокоорганизованы;

2. централизованы;

3. имеют фиксированный контент, подлежащий изменению в самых исключительных случаях (опровержение, изъятие тиража, изменение эфирной сетки);

4. имеют низкую степень интерактивности, возможность оптимизации контента невелики;

5. обладают механизмом внутренней регуляции;

6. обладают четким разделением на производителей и потребителей контента;

7. имеют полный контроль над каналом распространения;

8. опираются на общественный авторитет;

Социальные медиа обладают прямо противоположными коммуникативными чертами, что обусловлено спецификой онлайнового коммуникативного пространства;

1. гибкая система уровня организации и контроля (премодерация, постмодерация, без модерации);

2. относительно децентрализованы;

3. имеют возможность корректировки опубликованной информации;

4. имеют высокую степень интерактивности и возможность оптимизации контента под индивидуальные запросы представителя аудит;

5. доступное отслеживание популярности публикаций;

6. быстрая доступность старых материалов;

7. мультимедийность;

8. неограниченность по объему;

9. неполный контроль за каналом трансляции контента;

10. отсутствие четкой границы между производителем и потребителем информации.

До недавнего времени можно было говорить об относительной тождественности социальных медиа социальным сетям. На сегодняшний же день эти понятия расходятся. Проявляется большое количество ресурсов, направленных на пользовательскую генерацию контента различных форматов и предоставляющих определенный социальный функционал, что позволяет включать их в категорию социальных медиа.

Вариантов социальных медиа сейчас множество, но все их можно хотя бы примерно разделить по следующим группам.

1. Направленные на общение. Это различного рода социальные сети, блоги, сайты отзывов и знакомств, а также приложения и сайты связанные с геокоммуникациями («Tinder», «Couchsurfing» и т.д.).

2. Ресурсы для совместного редактирования информации. К самым известным, пожалуй, относится «Википедия». Ряд разработчиков активно вводит возможность совместного редактирования в приложении с целью их грамотной работы. Это такие приложения как «Яндекс.Карты», например (внутри этого приложения можно указать происшествия и события в городе, и остальные пользователи будут видеть редактуру у себя на картах).

3. Мультимедийные социальные медиа. Это порталы, на которых возможен обмен мультимедийными файлами и их комментирование. Чаще всего это хостинги, на которых хранится информация с возможностью организации коммуникации. В ряде случаев, коммуникативный функционал мультимедийных платформ настолько силен, что позволяет назвать их специализированными социальными сетями. («Soundcloud.com», «nexus.com» и др.).

Основной тренд развития нынешних социальных медиа состоит в том, что активнее всего они растут за пределами социальных сетей. В соц. медиа наблюдается растущий тренд пользовательского контента за счет наступления эры мобайла исмартфонов, а также за счёт новых форматов коммуникации — мессенджеров и стори-формата. Кроме того, нужно учитывать возможный рост потребления медиа за счет развития экспансии традиционных СМИ и дистрибуции профессионального контента в соцмедийных каналах.

Вместе с тем наблюдается интеграция социальных сетей с другими соцмедийными ресурсами. Контент «возвращается» на эти площадки в виде репостов, что обусловлено оптимальны функционалом соцсетей для интерпретации, переосмысления и дальнейшего распространения контента.

Современные тренды развития социальных медиа.Мобильность как главный тренд развития интернета придает ускорение и социальным медиа – смартфон идеален для создания разноформатного пользовательского контента. Формат «историй», зародившийся в «Snapchat», на данный момент интегрировался практически во все соцсети.

Он набирает обороты и аккумулирует в себе тренды: создание пользовательского мобильного видео, мобайл, легкость и оперативность коммуникации «здесь и сейчас». Это наиболее быстро растущий формат, который дет новые инструменты для агрессивного воздействия на аудитории за счет трансляции оперативного «репортажного» контента.

В системе социальных медиа свое место возвращают мессенджеры. «Телеграмм» берет на себя медийную и форумную роль – набирающие силу каналы от СМИ и блогеров, публичные чаты в активных целевых группах. «WhatsApp» захватил место народных бытовых публичных чатов. «Viber» осваивает молодежные аудитории, пытаясь внедрить коммерческие сервисы для решения проблемы монетизации. «Youtube» закрепился в качестве основного источника информации для наиболее юных аудиторий. Но на этом роль данного социального медиа не исчерпывается.

Наблюдается заметный рост качественных каналов для всех возрастных групп и интересов. Отдельно стоит отметить рост количества политических и остросоциальных каналов всех направлений. Их материалы становятся наполнением социальных сетей и организующим центром дискуссий на различных площадках.

Традиционные СМИ приходят в соцмедиа. Это сложный и неоднозначный процесс. Меняется экономическая модель, открывающая новые и отсекая привычные источники дохода, меняются принципы коммуникации с аудиториями и принципы реализации информационной политики редакции наиболее «продвинутые» делают ставку на дистрибуцию контента прямо «в руки» пользователей в режиме реального времени.

Развитие площадок, предоставляющих «User generated content». Тематические площадки оказались наиболее удобным местом для обмена пользовательским опытом. Более централизованные, они обладают достаточным уровнем организации для обеспечения высоких стандартов коммуникации, необходимых в профессиональной и узкотематической сферах.

«Живой Журнал» демонстрирует неуклонное падение активности на самой площадке, но по-прежнему часто выступает источником информации, распространяемой и потребляемой в других социальных медиа за пределами «ЖЖ», как и в случае с «YouTube».

Выводы:

1. Общество переходит на новую стадию эволюционного развития – от общества индустриального в общество информационное.

2. Под воздействием информационного потока коммуникация приобретает смешанную линейно-сетевую форму посредством масс-медиа и социальных медиа.

3. При увеличении информационного потока восприятие информации становится избирательным, при этом наибольшая вероятность восприятия есть при передаче информации, выраженной в коммуникационных кодах получателя, сформированных сообразно ценностям, мировоззрению, идеям и идеалам.

4. Существующие модели социальной сети (фрактальная, Ватта, Эрдэш-Реньи, Барабаши-Альберта) дополняются кластерной моделью социальной сети, как множества сетевых сообществ, связанных между собой.

5. Само сетевое сообщество имеет стратификационное расслоение на авторов, комментаторов и читателей.

6. Человек генерирует информационный продукт для распространения в социальной сети, повышая этим свой социальный капитал – усиливает положение в обществе.

7. Вид богатства, связанный с возможностью человека распространять информацию в сообществе, получил название коммуникационного капитала, а группа людей, обладающая наибольшим объемом этого богатства, - коммуникационной элитой.

 

Вопросы для самоконтроля и список литературы

Вопросы

1. Какой стала коммуникация в современном обществе?

2. В чем разница между социальными медиа и масс-медиа?

3. Как формируется коммуникационный код человека?

4. Модели социальной сети.

5. Методика расчета социального/коммуникационного капитала.

 

Список литературы

1. Albert R., Barabasi A.-L. 2002, Statistical mechanics of complex networks,// Reviews of modern physics. V. 74, January 2002, PP 47-97

2. Barness, J.A.Claas and committees in a norwegian island parish // Hum. Relat. London School of Economics. University of London, England 1954 7:39-58]

3. Chialvo D. Emergent complexity: what uphill analysis or downhill invention cannot do//New Ideas in Psychology (2007)[Электронный ресурс], режим доступа http://chaos.swarthmore.edu/courses/soc002a/xx-2007-chialvo.pdf

4. Liu X., Tse C. K., Small M. Complex network structure of musical compositions: Algorithmic generation of appealing music. // Physica A 389 (2010) 126–132

5. Roc Jiménez de Cisneros Radio Alice // rwm.macba.cat [Электронный ресурс],13.10.2014, режим доступа: http://rwm.macba.cat/en/specials/radio-alice-franco-berardi/capsula , дата просмотра 30.10.2015

6. Бек. У. Общество риска. На пути к новому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000, -384с.

7. Гранноветтер, М. Сила слабых связей /Granovetter M. S. The Strength of Weak Ties The American Journal of Sociology. 1973. 78 (6): 1360–1380.:пер. с англ. З.В. Котельникова – Экономическая социология Т.10. №4 Сентябрь 2009 С.31-51.

8. Крыштановская О.В. Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры//Гефтер [Электронный ресурс] 18.04.2013, режим доступа http://gefter.ru/archive/8369 дата просмотра 30.10. 2015.

9. Маклюен, М. Война и мир в глобальной деревне/ Маршал Маклюен, Квентин Фиоре ;пер. с англ.И.Легберта. – М.: АСТ:Астрель, 2012.219с.

10. Фукуяма, Ф Великий разрыв /Фрэнсис Фукуяма; пер с англ. Под общей ред. А.В. Александровой- М.:АСТ, 2008, 474с. С.30

11. Шарков, Ф.И. Интернет и масс-медиа:локальный дискурс в сетевых и массовых коммункиациях//Коммуникалогия ,2014 т.8, №6, С.15- 28.



Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 346;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.039 сек.