Искусство Византии 6-15 век

Искусство средних веков

 

До средних веков:Древний Рим 6 в до н.э.

1 в.- республика

Иберия – 1-9 век. 476г – падение, прекращение развития римской империи – конец античности. 1в до н.э. (Новый тип портреты: Фаюмский. Заимствуются египетские каноны. Обрядный портрет. Но портрет живописен. Живопись горячими восковыми красками – инкауста (Техника Аль Прима – быстрая) Акцент на широко-раскрытые глаза)

313 год император Константин Великий Медиалане создает эдит «о веротрпении». Иперартица Елена – его мать, первая крещеная женщина совершала поломничество.

Во владении Сирия, Палестина, Египет. На востоке Византии – большая часть греков. На западной части культурное падение. Константинополь (Стамбул) – великолепный мегополис.

 

Западное средневековье 6-15 век.

· Искусство Византийской империи

· Искусство Западной Европы

Латинский язык. 5 век – Маленькие варварские королевства (Италий – остготы, Испания – вестготы, Франция – франки. Новый тип Культуры, латинский язык повлиял на формирование романских языков. Традиция античности быстро разрушилась.

Восток Римской империи. Формирование христианства Там и проповедовал Иисус и апостолы. На востоке дольше сохраняются античные традиции, греческий язык. Константинополь – столица Восточно-римской империи. Здесь сохраняются так же латинский язык. Постепенно формируются разные типы культуры.

· Русское средневековье – 10-17 век - Формируется на базе восточной средневековья. Киевская Русь 988 год – Крещение Руси.

 

Искусство Византии 6-15 век

Век Период Характерные черты
становление виз империи Форм-е византийских качеств в искусстве
7-8 Эпоха иконоборчества упадок искусства 1, 2, 3 вв – христианство под запретом
9-11 Македонский период Расцвет. Политическое могущество, возрождает иконопись, партия икон почитателей, Новый тип храма – крестово-купольный храм. Перспективный для дальнейшего развития.
Правление династии Омненог расцвет Византийского искусства (Икона богоматерь владимирская)
Латинский период 1204г – Крестоносцы осадили Константинополь и разделили территорию Константинополя. На востоке их называли – латиняне.
13-14 Эпоха правления Палеолог Возрождение искусства, изгнание латинян, но политического влияния вернуть не удается, османская империя оккупирует большую часть Византии. Контакты с Русью были потеряны. Но в 14 в эти связи вновь возвращаются. Феофан Грек. Иван 3 был женат на византийской принцессе Софье Палеолог, поэтому именно она пригласила итальянцев для строительства Кремля.

Черты художественного искусства:

1. Нет объема. Христианское искусство принципиально отказываются от объема, от языческого изображения. Экстаз новой веры. Закрываются языческие храмы, отказываются от скульптуры как вида изображения, как «идолистиские» Отказываются от формы языческого храма.

2. Типы храмов.

· Базилика – пространство продольного плана. Главный тип

*базелеус = царь, государь. В римской империи базилика – судебное здание. Высший императорский суд. Суд проводили высшие чиновники империи, в нише стояла статуя императора от имени которого вели суд. Затем базилика становится церковью. И вместо императора статуя Христа.

План базилики святого Петра в Риме (вместо колоннады сухие стены) Напоминает крест, состоит из продольных нефов и поперечного, к называется трансепт. На востоке алтарная абсида. Перед входом – перистильный двор, в центра фонтан для отмывания, пропилеи и триумфальная арка. Базилика построена на основе деревянных балок, а не сводов. Центральный неф. Базиликальный разрез – акцент на свет. Пларус – от лат слова свет (большие окна)

Оглашённые – те, кто готовились к крещению.

· Купольные сооружения. Древнеримский Пантеон (в переводе с греческого храм всех Богов, но на самом деле посвящён только богам всего неба, император Андриан увлекался астрономией, поэтому купол впервые появляется в Пантеоне, кроме того встречается в погребальных сооружениях, мавзолеев) Мавзолей в Салониках.

 

3. Свет – очень важен в христианской символике. Поэтому света много должно быть. «Я есть – огонь, вы есть свет».

Богато украшенные залы. Великолепие отражает царство божие царство. яркий город – Небесный Иерусалим.

4. Символ улицы – пути. В средневековье все улицы были обрамлены колоннадой. (город Пальмира) Триумфальная арка – триумф веры. Триумфальная арка императора Константина I Великого (306-337 гг.). 315 г.
Имеет главный и два боковых пролета, как и Золотые ворота стен Константина. Позже в пригороде Константинополя возводится ее, арки, реплика - Триумфальная арка Феодосия, не несшая первоначально фортификационных функций. Позже перестроена в крепостные ворота - т.н. Золотые ворота стен Феодосия.

5. Мартирий – гробница над могилой мученика. Пространство циклического плана. Предполагает ритуальное предстаяние, в базилики предполагается торжественная процессия.

Искусство Византии эпохи рассвета 6 век. Архитектура Равенны. Базилика Отктогон – восьмиугольный. Купол доминирует преобладает.

К власти приходит император Юстиниан и императрица Феодора.

· Восстановить величие римской империи

· Присоединил к Византии Италию, восстановить миф о римской империи

· Столицей на западе становится город Ровенна

· В Константинополе гражданский конфликт – партия зеленых и синих. Любимым развлечением был эпадром. Конфликт между болельщиками и представителями разных сословий. Императрица Феодора смогла наладить. Убийство 30 тыс – Восстание Ника. Император для того чтобы исправить грех строит собор Святой Софии.

Сан-Аполлинаре Ново  

Церковь святой Ирины в Константинополе
Храм святой Софии

Храм сан Витале  

План Святой Софии – Новая конструкция куполов – купол на парусах.

Купол Пантеона, поставленный на своды базилики Монсенсия. Авторами стали зодчие: «Анфибий и Исидор) Начали 566г. Площадь Атрии.

Система полуколов, которая погашает тяжесть большого купола. Диаметр – 32 метра, высота подкупольного прастрава 65 м. (Купол пантеона самый большой вплоть до 19 века 45м) 40 окон – поток света.

Изобразительное искусство:

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ – культ икон начал складываться, но такого всеобъемлющего значения не имели. Мозаика и фреска. Бурно развивается стекольное производство. Это производство начинает издавать тессеры (кубик) – оттенки глухого непрозрачного стекла – смальта. Складывались в кассеты. Школа мозаической живописи.

Монастырь Святой Екатерины в Египте. Иконы по приказу Юстиниана, пережившие эпоху иконоборчества. Икона Сергия и Ватта (Сирия)  

 

Церковь Джвари в Грузии  
Базилика Сан-Аполинара. Поза Оранта

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Графика в отличии от живописи мобильный вид искусства. | Искусство древней Греции 3,2 тыс до н.э – 1 в до н.э.

Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 2581;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.