Мастерские письма и канцелярии
Значительная часть Европы: Галлия, часть Британии и Германии — в IV в. н. э. входила в Римскую империю. В начале V в. вандалы, франки, остготы, вестготы беспокоили границы империи, а в 476 г. предводитель германцев Одоакр сменил малолетнего императора Ромула Августула.
Падение Рима не означало краха древней культуры. Сохранилось римское право, система управления, литература, философия, которые постепенно трансформировались в христианские. Античное наследие стало фундаментом новой книжной культуры, необходимой христианству.
Большую роль в распространении христианства сыграли монахи, поселявшиеся общинами в монастырях. Первый монастырь в Галлии был организован в 361 г. в Пуатье, затем в Туре в 372 г. и освящен именем св. Мартина.
Монастыри объединялись в более крупные организации — ордена. Первый монашеский орден в Европе создан Бенедиктом Нурсийским (480—343 гг.) и впоследствии назван в его честь Бенедиктинским. В 329 г. Бенедикт Нурсийский основал Монте-Кассинский монастырь близ Неаполя. Он написал Устав, в котором определялась система жизни и поведения монахов: рекомендовалось в соответствующее время читать молитвы, заниматься физическим трудом, главное внимание обращалось на переписку книг.
Для этого по Уставу необходимо было иметь при себе грифель и аспидную доску: «Точно подругу держи их при бедре». Сохранилось 13 рукописей с текстом устава Бенедикта Нурсийского, датируемых до 1000 г. К VII в. относится оксфордская, к VIII в. — тегернская. Этот Устав имел большое значение для превращения монастырей в центры образованности и культуры средневековой Европы. В монастырях из переписанных монахам книг создавались библиотеки. Место, где монахи переписывали книги, называлось мастерской письма (scriptorium).
Устав Бенедикта быстро распространился по Европе. Однако он не давал специальных указаний ни об организации скриптория, ни о том, как переписывать книги.
Рис. Мастерская письма
Создателем первой мастерской письма в полном смысле слова считают Кассиодора (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus), «последнего римлянина и первого человека средневековья», родившегося в 487 г. в сенаторской семье и перешедшего на службу к остготам. Сначала Кас- сиодор занимался политикой. В 19 лет он — квестор дворца (министр финансов), затем — управляющий претории.
Карьеру государственного деятеля он завершил к 60 годам. Около 540 г. удалился в собственное имение близ г. Сциллаце на берегу Тарентского залива, где, сменив тогу на монашеские одежды, основал монастырь и написал «Наставление», обращенное к братьям, как он называл монахов.
Рис. Главные скриптории до IX в. в Европе
Кассиодор мечтал создать библиотеку, подобную Александрийской, но понимал невозможность такого предприятия в условиях войн и умирания римской культуры. Он писал, что «хочет взрастить садок» (Виварий), в котором занятиями наукой можно было бы спасти душу (salus animae). Ему казалось, что прекрасная природа, окружавшая Сциллаце, должна способствовать рождению новых мыслей, усердию и трудолюбию. «Прозрачен здесь свет, мягок воздух, солнечна зима и полно свежести лето. Здесь будет приготовлен приют странникам и нуждающимся», — так зазывал Кассиодор в свой Виварий, один из первых монастырей в Италии.
В монастыре он создал школу, где в соответствии с античной традицией обучал грамматике, риторике (по Цицерону и Квинтилиану), диалектике, арифметике, геометрии (по Эвклиду и Боэцию), музыке. В школьную программу Кассиодор включил также практическую медицину и космографию, считая, что мирская наука полезна для понимания Священного Писания и сочинений христианских авторов. Кассиодор, как отмечали последующие исследователи, никогда никому не навязывал своих идей, лишь давал рекомендации и поощрял их дальнейшее обдумывание.
Заслугой Кассиодора является создание мастерской письма, где братья переписывали книги. Кассиодор советовал кроме книг Священного Писания читать и переписывать сочинения Руфина, Оригена, Иеронима, св. Августина. Из переписанных монахами книг была составлена большая по тем временам библиотека. В нее входили книги, которые он покупал, будучи богатым человеком, в Риме, Равенне, в Африке.
Это были книги Священного Писания, комментарии отцов церкви, но предпочтение отдавалось классическим авторам — Аристотелю, Цицерону, Гомеру, Вергилию. Благодаря Кассиодору сохранились некоторые произведения античных авторов. Например, трактат об орфографии, составленный в 83 г., «История готов» («De rebus gothorum») в 12 книгах, «Хроника от сотворения мира до 319 г.». В настоящее время найдены многие кодексы из этой библиотеки и установлено, что они написаны именно в мастерской письма, созданной Кассиодором.
Он проверял и корректировал работу писцов и контролировал их работу буквально до создания переплета книги. Один из кодексов его библиотеки хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и включает тексты Псевдо-Руфина, Фульгенция Оригена и два послания Иеронима (PHБ, OP, Lat. Q. у. I № 6 — 10). И что самое замечательное, в этом драгоценном кодексе есть пометы, сделанные, как полагала О. А. Добиаш-Рождественская, рукой самого Кассиодора.
В той части рукописи, где переписано сочинение Псевдо-Руфина, курсивом начертана глосса, в которой предписывается исправить подозрительный текст трактата. Содержание и форма текста глоссы совпадают с указаниями, данными Кассиодором в его «Наставлении».
Изучение кодексов, принадлежавших Виварию, и указаний, сделанных Кассиодором в «Наставлении», в какой-то мере позволяет представить обстановку и работу основанной им мастерской письма. В кодексе, хранящемся в Аауренцианской библиотеке во Флоренции, есть миниатюра, как полагают, с изображением Кассиодора, держащего на коленях кодекс, в правой руке — калам; перед ним стоит пюпитр с чернильницей, слева — шкаф, створки которого открыты, на полках книги, на нижней полке — орудия письма.
В «Наставлении» Кассиодор указывает, что переписка книг должна проводиться с учетом времени: нужно умело пользоваться днем и ночью. Для этого Кассиодор приспособил солнечные и водяные часы. При ночной работе он советовал пользоваться лампадой — «оберегательницей священного пламени».
Выбираемый для переписки вариант текста сочинения тщательно выверялся, ошибки исправлялись. Рукописи, происходящие из Вивария, написаны хорошим латинским языком, в орфографии встречаются лишь небольшие фонетические отклонения. В «Наставлении» ничего не сказано о типах и характере письма, но большая часть рукописей мастерской Кассиодора исполнена красивым каллиграфическим книжным письмом того времени.
В отдельном параграфе «Наставления» Кассиодор рекомендует делать заголовки и пометы к тексту минием, т. е. красным цветом, а написанные книги переплетать. Он указывает, что в библиотеке монастыря имеется кодекс с образцами рисунков для переплетов, из которого можно выбрать любой, чтобы «облечь красоту содержания в изящную внешность». Это упоминание позволяет утверждать, что в Виварии была переплетная мастерская, куда приглашались знающие мастера переплетного дела.
Созданная Кассиодором первая европейская мастерская по изготовлению книг просуществовала недолго. После смерти Кассиодора (575 г.) она постепенно пришла в упадок. Однако начатое им дело нашло дальнейшее развитие: с конца VI — начала VII в. в Европе одна за другой создаются мастерские письма. Папа Григорий Великий (595—604) основал новый Виварий; в VI в. ученик Бенедикта Нурсийского св. Мавр создал скрипторий в монастыре Сен-Морсюр-Луар. Большой активностью в VI—VII вв. отличался скрипторий Лионского капитула.
О том, когда, кем и где были созданы эти мастерские письма, мы знаем из отрывочных сведений, встречающихся в хрониках, житиях святых, уставах религиозных братств, инвентарях библиотек, сохранившихся старых планах аббатств и монастырей, в которых указано место нахождения скрипториев. Основным же источником сведений о существовании и деятельности европейских скрипториев являются сами рукописи.
Ученые изучили тысячи рукописей, по крупицам собрали прямые и косвенные свидетельства, мельчайшие замечания, позволяющие реально представить, в какой обстановке создавались рукописные книги, как была организована работа, какие ставились задачи перед теми, кто переписывал кодексы. Огромные усилия понадобились для того, чтобы в рукописях, хранящихся ныне иногда в отдаленных друг от друга библиотеках, выявить сходные черты стиля письма и украшений, установить и доказать их происхождение из одного скриптория.
Так выявлены и изучены рукописи скрипториев Вероны, Лиона, Сен-Галлена, Кельна, Фульды, Сен-Марциала, Корби, Флери и многих других. Установлены связь и зависимость от крупных центров письма мелких монастырей, где не было скрипториев, а лишь один-два писца.
Доказательство принадлежности рукописей к одному скрипторию основывается на многочисленных ко дикологических и палеографических наблюдениях. Имена писцов, аббатов, сходство письма, украшений, пунктуации, орфографии, одной системы сокращений, пометы в рукописях позволяют объединить их и отнести к одному скрипторию. Обнаруженное единство в свою очередь выявило критерии, позволяющие установить принадлежность рукописей к определенному скрипторию.
Детальное изучение форм рукописей, системы линования, складывания листов в тетради, применение сигнатур показало, что в каждом скриптории были свои правила, отличавшиеся от других.
Репертуар книг, переписывавшихся в скрипториях, несмотря на единые цели, поставленные христианской церковью, не был одинаков. Особенно это сказывалось на житийной литературе. Круг почитаемых святых и посвящение обители одному святому определяли подбор текстов. Из житийной литературы, посвященной жившему в монастыре реальному лицу, иногда можно извлечь дополнительные сведения о деятельности скриптория и его писцов.
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 300;