История использования пергамента
Пергамен (по-русски предпочтительнее говорить пергамен), этот более прочный материал, появился еще во II в. до н. э. Изобретение его связывают с преданием, рассказанным Плинием Старшим со ссылкой на Варрона.
Из-за растущего экономического и культурного соперничества между Египтом и Пергамом царь Египта Птолемей V (II в. до н. э.) запретил вывоз папируса в Пергам, где было задумано создание большой библиотеки. В ответ на это пергамцы усовершенствовали технику обработки кожи, в результате появились бело-желтые прочные листы, которые можно было использовать для письма с обеих сторон. Вновь созданный материал назвали «пергамен» ( — греч., pergamena, charta — лат.).
Римляне иногда называли его «мембрана» (membrana), поскольку выделанная и хорошо обработанная кожа была очень прозрачной и эластичной, ее можно было легко сгибать. В странах Европы сохранились различные национальные названия: velin (фр.), carta ресога (итал.), boc-fel (англ.).
Новые свойства материала подсказали и новую форму книги — более удобную, чем свиток. При чтении свитка его необходимо все время разворачивать и сворачивать. Если нужно было вернуться к предыдущему тексту, свиток снова разворачивали, что представляло значительные неудобства. Пергаменные листы, сложенные один на другой и скрепленные, как восковые таблички, породили форму кодекса.
Самой древней пергаменной рукописью в форме кодекса, написанной на латинском языке в конце I в., фрагмент которой сохранился до настоящего времени, является «Fragmentum de bellis Macedonicis», найденный на севере Африки. Большая часть сохранившихся кодексов, написанных на пергамене на территории Европы, датируется V в.
Изготовлением пергамена в те времена занимались монахи в создаваемых на территории Европы монастырях. С расцветом городов в XII в. производство пергамена перешло к цеховым ремесленникам. По списку Парижской тальи 1292 г., в Париже насчитывалось 19 пергаменщиков. Во многих крупных городах Европы — Генуе, Милане, Флоренции, Риме, Равенне, Орлеане, Безансоне, Трире, Льеже, Кельне, Кракове, Праге — тоже были ремесленники, изготовлявшие пергамен.
Если в XI-XII вв. пергамен использовали главным образом монастыри, то с появлением в городах университетов (в Болонье - 1154 г., Париже — 1200 г., Оксфорде — 1214 г., Неаполе — 1224 г.) монополия на этот прочный и ценный материал перешла к университетам, чрезвычайно заинтересованным в книгах.
Процесс изготовления пергамена был достаточно трудоемким. Пергамен обычно делали из шкур баранов, козлов, телят, волов. Сначала шкуру помещали на несколько дней в чан с известью, затем очищали от волос и мяса (1), снова погружали в известь, после чего натягивали на раму и скребком окончательно снимали оставшиеся частички мяса или шерсти (2). Пемза помогала отгладить шкуру, а мел или свинцовые белила с белком, втертые с обеих сторон, поглощая жир, отбеливали кожу. В результате получался гладкий лист пергамена, на котором можно было писать с обеих сторон (3).
Рис. Процесс изготовления пергамента
Ученые заметили, что в каролингский период пергамен изготовляли чаще из шкур баранов, в Италии использовали козлиную шкуру (сарга (шпал.), chevre (фр.); отсюда «шевро» — тонкая, хорошо обработанная кожа). При этом в Италии влажную шкуру держали под толстым слоем мела до полного ее высыхания. Поэтому итальянские рукописи, особенно XIV—XVI вв., отличаются часто ослепительной белизной. Известно, что белый пергамен получали из шкур обескровленных животных, шкуры необескровленных сохраняли желтоватый оттенок.
Ирландцы и англосаксы чаще для изготовления пергамена использовали шкуры телят, при этом они прекрасно обрабатывали шкуру с обеих сторон так, что трудно отличить «мясную» сторону от «волосяной», в то время как в Центральной Европе, особенно в Германии, этой стороне дела не придавали значения, и во многих рукописях можно легко заметить сохранившиеся точечки (особенно если шерсть у животного была черной).
Наиболее тонкий пергамен делали из шкурок кролика и белки, но еще тоньше получался пергамен из шкурок неродившихся ягнят, извлеченных из чрева матери. Его называли «девичья кожа», и стоил он очень дорого из-за сложности обработки. Чаще всего его употребляли для изготовления книг, предназначенных высокопоставленным особам. В Российской национальной библиотеке хранится Библия XIII в. (РНБ, OP, Lat. О. V. I № 38), сделанная из такой «девичьей кожи».
Исследователи заметили, что в разное время способы обработки шкур и производства пергамена в странах Европы были различными.
В классическом и позднем средневековье различали пергамен северный и южный. Северный делали из телячьей кожи, обработанной с обеих сторон. На юге (в Италии и Испании), где пергамен наследовал папирусу, при выделке шкуры качественнее обрабатывали лишь одну ее сторону, как это делали и при изготовлении папируса.
В исключительных случаях поверхность пергамена покрывали пурпурной краской и писали серебром или золотом. По-видимому, этот обычай был заимствован из Византии. Наиболее знаменитая рукопись такого рода — Евангелие Годескалька (Godescalc; Paris, Bibi, nat., nov. acq. 1203).
Часовник для герцога Сфорца был выполнен на пергамене, окрашенном в черный цвет (хранится в Вене: ONB. Cod. 1836).
Для изготовления рукописей требовалось большое число шкур животных. Например, только для одной крупноформатной Библии нужно было 318 овечьих шкур. Поскольку потребность в книге все время возрастала, а процесс производства пергамена был очень трудоемким, в течение всего средневековья ощущалась нехватка пергамена.
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 449;