Образ Иерусалима в западноевропейском градостроительстве
Основными принципами во всех видах жизни средневековья стали принципы иерархии и подобия. На идеализированной модели Иерусалима, привезенной крестоносцами XII века (по Т.Ф. Саваренской) отразился образ города, который примерно соответствовал Иерусалиму этого периода. Основой стало крестообразное пересечение главных улиц центра и размещение главных культовых доминант (ротонда храма Гроба господня, башня Давида, Латинская церковь) в юго-западной и юго-восточной частях города.
Эта схема послужила базой для формирования умозрительного образа идеального города, совершенного образца для подражания многих европейских строителей. «Совершенный» образ Иерусалима, привезенный крестоносцами, послужил основой для создания очень разных городов и городских ансамблей.
Умозрительность и абстрактность проектирования «по подобию», наложенная на активную городскую жизнь, привела к возникновению необычайно выразительной и многообразной городской среды. Однако социальная иерархия и, отчасти, технологические особенности некоторых производств, начали формировать в средневековом городе отдельные функциональные зоны.
Миниатюра из английской библии XIV века. «Бог - архитектор Универсума». Бог изображен с большим циркулем, изображение которого в средневековье обозначало профессию архитектора. Общий смысл этой иллюстрации заключался в том, что первоначальное создание космоса шло от бога, и оно было заложено «мерой, числом и весом».
Творчество готического периода в своей основе исходило из цепи подобий, которое восходило к своему высшему прототипу - божественному творчеству. С позиций средневекового человека основные понятия гармонии, красоты и порядка были заложены богом при формировании универсума, а затем их повторяла созданная им природа, и вслед за природой им следовал человек.
В Средневековье появились улицы кузнецов, бондарей, булочников, районы проживания феодальной или клерикальной знати и т.д. Эти районы подчас получали свое архитектурно-пространственное лицо и относительно общее пространственное построение.
Иерусалим. Карта города с показом границ в разные исторические периоды. Иерусалим возник в Палестине не позже середины II тысячелетия до РХ. Священный центр иудеев, христиан и мусульман. В 1096 - 1270 гг. католическая церковь при поддержке западноевропейских феодалов объявила священную войну за освобождение «гроба господня» и «святой земли» (Палестины) от «неверных».
Было организовано несколько военных походов, в которых активное участие принимали не только феодалы и их рыцари, но и многие жители разоренных западноевропейских городов и сел, в том числе женщины и дети. Массовость этих Крестовых походов была связана не только с фанатичной религиозностью средневековых жителей западной Европы, но также с желанием уйти с обнищавших земель и жаждой военной добычи.
Для растущего купечества важной причиной было расширить торговые связи на Восток. За время восьми крестовых походов крестоносцы столкнулись с культурами Востока. Богатые традиции мусульман и восточных христиан (четвертый поход на Византию), а также существовавшие в Иерусалиме постройки библейского периода и периода раннего христианства дали новый толчок к развитию западноевропейского градостроительства.
Цитаделло, город в Тосканской провинции. Созданный в средневековый период, этот город имел округлые крепостные стены, ярко выраженный главный крестообразный перекресток с примыкающим к нему храмом и регулярную в целом планировку, в которой было заметно влияние образа Иерусалима, привезенного крестоносцами. Жители города неоднократно принимали участие в крестовых походах вместе с жителями Пизы и других тосканских городов.
Дрезден XII - XIII веков по В. Рауду. Созданный мейсенскими маркграфами как один из ряда укрепленных городов княжества для магистральной дороги, связывающей Восточную и Западную Европу, Дрезден имел почти регулярную планировку. У него были округлые стены, крестообразное расположение главных улиц, угловое размещение рыночной и соборной площадей, расположение замка и монастыря францисканцев в югозападной четверти. Символика города восходила к собирательному образу Иерусалима и указывала на принадлежность к христианскому миру.
Пиза. Богатый и самый могущественный город Тосканы до XIII века (после первенство взяла на себя Флоренция), располагался на пути крестоносцев и обладал развитым флотом, который главенствовал в прилегающем Тирренском море. Пизанские жители неоднократно участвовали в крестовых походах.
Еще до крестовых походов жители города начали постройку Большого собора (Дуоми, 1063 г.), а во время крестовых походов вокруг собора стал возникать мемориальный центр. Сооружение баптистерия (1153 г.), башни - кампанилы («Падающая башня», 1174 г.) и мемориального кладбища пизанских крестоносцев, покрытого слоем почвы, привезенной из «святой земли» (Кампо Санто) завершило ансамбль.
Основным материалом всех основных объектов стал белый мрамор с темными инкрустациями. Благоустройство ансамбля закончилось строительством фонтана, скульптурой и ограждением. Этот памятник стал одним из лучших ансамблей романской эпохи в Италии. Образный строй этого ансамбля также восходил к идеализированному Иерусалиму.
Ротвейль. Город возник на реке Неккар, правом притоке Рейна, на торговой дороге из Италии в северную Германию во времена крестовых походов. Активная торговля и религиозный фанатизм соединились здесь в единое целое. В планировке двух главных, очень широких улиц, а также размещении основных городских объектов заметно влияние идеализированного образа Иерусалима. В тоже время очень широкие главные улицы способствовали размещению больших торговых рядов во время сезонных региональных ярмарок.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 411;