Синтез концептуальной модели


Многоаспектное целостное описание объекта получается путем синтеза различных концептуальных схем с последующим управлением различных связей между частями синтезированного целого. Это и есть концептуальная модель объектанеобходимая для теоретического осмысления (концептуального анализа) и последующего использования при проектировании системы организационного управления, базы данных, форм документов (концептуальное проектирование).

Параллепипед можно рассматривать как концептуальную схему, отражающую геометрический аспект, а также свойств используемых материалов и других элементов строительства необходимых монтажникам, отделочникам, дизайнерам, и другим участника возведения здания.

Проектирование системы организационного управления.Если объект представлен концептуальной моделью то, развертывая его в процессное описание, можно получить сеть взаимосвязанных процедур по подготовке, выработке и реализации решений относительно этого объекта.

Модель открытой системы воспроизводит свойства объектов, обменивающихся со средой и тем самым поддерживающих свое существования. Она используется для описания процессов восстановления средств производства в организациях и поддержания на должном уровне квалификации и психофизического состояния персонала.

В результате синтеза моделей открытой и целенаправленной систем получается модель управления поддержанием (воспроизводством) требуемых характеристик объекта. Характеристики описываются в модели объекта (в модели предметной области).

Приобретающие следующие новые качества:

Мир становится понятнее, а руководитель приобретает индивидуальное средство познания практически любых процессов и явлений.

Понимание, «что можно сделать в области совершенствования управления» руководитель заменяет пониманием того, «что нужно сделать».

Руководитель получает средство управления ситуацией, точность и качество которого зависят от глубины его собственного понимания. В таких сложных и недостаточно определенных средах применяются так называемые когнитивные системы.

Использование когнитивных систем в управлении строительством значительно повышает уровень организации и управления строительным комплексом.

Когнитивная система способна познавать свое окружение и адаптироваться к нему или изменять его за счет накопленных в процессе функцион6ирования знаний и приобретенных навыков.

Она определяет развитие информатики и искусственного интеллекта и способствует развитию передовых компьютерных технологий.

Когнитивные системы позволяют реализовать сложные поведенческие функции подобные тем, которые реализует нервная система человека. Поэтому она может использоваться при поддержке принятия решений в сложенных неопределенных средах.

Основные когнитивные методы:

- грануляция;

- ассоциативно – логическая обработка информации;

- формирование функций, отношений, преобразований образов и процессов.

Главный принцип формирования топологии является самоорганизация.

Топология структур когнитивной системы синтезируется путем сборки и обучения в соответствии с предварительно определенными целями управления в известной среде.

Необходимо разработать нейрологический или адаптивный триангуляционный модуль.

Грануляция рассматривается как одна из базисных концепций когнитивной обработки информации. Предполагается, что любой составной информационный объект (переменная, отображение, образ) может быть декомпозирован на гранулы.

Каждая гранула является набором элементарных объектов, которые связаны вместе неопределенностью, близостью, подобностью и функциональностью.

Формально объект Ос может быть представлен гранулировано, т.е.:

Где Ai – i-й атрибут гранулы Gi;

Vg – g-е значение атрибута Ai;

Ins_g – отношение включения для границ;

Has_a и has_y – отношение «имеет» для атрибута и значения соответственно.

Пример грануляции: объект «совокупность малых предприятий» включает гранулы: «вид работы», «объем работы» и.т.п. имеющие атрибуты: «монтажные», «большие» и т.п. Гранулы могут быть точные и неточные.

Точные – интервалы переменных, выделенные области определения функций и отношений, сегменты образов и др.

Неточные– множества переменных, элементы неточных или вероятных графов, нечеткие или вероятностные правила и др.

Ассоциативно – логическая обработка информацииоснована на использовании ассоциативных отображений (АМ). Ассоциативный модуль (АМ) является особой формой отображения функций или отношений в виде сетевой вычислительной структуры, обладающей хорошими адаптивными и апраксимирующими свойствами.

При отображении преобразований образов или процессов возможно использования одиночных (SAM) и множественных (MAM) отображений. Формально AM, SAM, MAM можно представить модульными наборами вида:

AM = { X, Y; S, U F }

SAM = { Px, Py. AM}

MAM = { Px, Py { AM + = 1…Т,}

Где X, Y - множество входных и выходных параметров (векторные);

S, U – множество структур и структурных единиц, их составляющих;

F – множество базисных функций, реализуемых в узловых элементах:

Px, Py – входной и выходной векторы;

AMt – SAM для t-го момента времени протекания конкретного процесса,

Т – период времени процесса с фиксированными моментами t, в которые реализуются Amt, составляющие MAM.

 

Лекция 20. Управление творческим процессом в строительстве (инновационное управление)

Суть творческого процесса заключается в создании новых, представляющих пользу для общества комбинаций из предметов, энергии или информации. Большинство новшеств создается сравнительно небольшим количеством одаренных людей. Чтобы творить, им необходимо мыслить иначе, чем все другие; без этого творить невозможно. Творчество – в некотором смысле искусство. Весьма необходимой дополняющей роль творческой личности является роль руководителя. Они трудятся для достижения общей цели.

Творческий процесс требует особого таланта, и руководство должно учитывать это при анализе и принятии решений. Успешное руководство творческим процессом требует тщательного распределения способностей руководителя.

Нужно так направлять процесс творчества и управлять им, чтобы получить хороший результат, полезный для организации. Творческий процесс невозможно запрограммировать. Цели творческой личности не всегда совпадают с целями организации. Интеллектуальных и одаренных личностей мало интересуют прибыли и убытки на рынке, а руководитель не имеет права это исключать из целей организации.

Творческие процессы осуществляются в трех типах организаций:

- доходных частновладельческих;

- некоммерческих;

- правительственных.

Крупные корпорации занимаются творческой деятельностью, которая определяется как научные исследования или разработки. Многие организации вынуждены заниматься творческой деятельностью с целью повышения прибыли.

Индивидуумы и небольшие организации также занимаются творчеством для получения прибыли (художники, писатели, консультанты).

Организации, занимающиеся творческой деятельностью и не получающие прибыли, – это научно-исследовательские институты, проводящие исследования для правительственных учреждений; высшие учебные заведения (университеты), занимающиеся фундаментальными и прикладными исследованиями. Отдельный тип представляют правительственные организации, ведущие исследования в области военной техники, развития авиации и астронавтики, изучения планет и др.

Разные организации имеют свою функциональную структуру творческой деятельности:

- построенную по производственному принципу;

- отдел научных исследований и разработок;

- без четко организованной структуры (группа людей, постоянно меняющая состав).

Чем более творческой является разработка, тем в меньшей степени она попадает в среду деятельности конкретного подразделения.

Основная деятельность руководителя в творческом процессе – стратегическая, тактическая, кадровая. Определение общей стратегической деятельности организации и ее регулирование осуществляется руководителями высшего уровня, решающими вопросы общей политики, организации, устанавливающими цели, ведущими перспективное планирование.

Основные факторы определения цели и задачи предприятий:

- потребности, которые должны удовлетворяться в результате деятельности предприятия;

- предлагаемые товары и услуги, в том числе и те, которыми предприятие не занимается;

- рынки, на которых наметило выступить предприятие.

Стратегическая деятельность руководства охватывает финансы и налоги (определяет объем прибыли и доход от вложения капитала), распределение ресурсов (люди, деньги, материалы, инструмент, оборудование, энергетические ресурсы, транспортные средства), определяют, где и когда те или иные их виды должны быть использованы на протяжении длительного и короткого промежутка времени; юридические вопросы и проблемы общественных отношений. Творческому работнику необходимо знать все юридические положения о патентах.

Подбор и распределение кадров – один из основных видов деятельности руководителя. При разработке нового проекта он определяет необходимые способности и квалификацию тех, кто, как предполагается, будет следить за общей производительностью труда и результатами деятельности, соблюдением сроков завершения этапов НИР, постоянно вести подбор, наем и обучение людей, устанавливать размеры заработной платы, определять качество работы сотрудников, осуществлять возможность продвижения по службе и увеличение оклада тех, кто этого заслуживает.

Тактическая деятельность предполагает сосредоточение усилий руководства на решении конкретных задач, принятии оперативных решений. Здесь следует использовать теорию управления запасами, науку об управлении и исследовании операций.

Руководство среднего уровня имеет дело с «физическими операциями», куда входит деятельность людей, занимающихся творческой работой, распределяет ресурсы (людей и оборудование), наблюдает и проверяет результаты работы, устраняет возникающие трудности организационного и технического характера.

Творческий процесс – это процесс поэтапный. По мере того как творческая работа продвигается во времени, на каждом этапе требуется какое-то руководящее усилие. При этом приходится производить руководящие действия нескольких различных типов. Идея для творческого процесса может исходить из внешних источников (потребителя, отдела сбыта и т. д.).

В предварительном проекте предполагается техническая разработка плана, изучение идеи, если идея многообещающая – то подготовка подробного предложения.

Творческий проект в начальной стадии выглядит как запутанный клубок проблем. Объединенными усилиями руководства и людей, занимающихся творчеством, из хаоса создается порядок. По мере продвижения к цели проблемы формулируются более четко, становится ясной структура, определяются возможные подходы к решению задач, вырабатываются все нужные решения.

Роль руководителя заключается в наблюдении, оценке и принятии решений. Он предвидит будущие затруднения и предпринимает различные действия для их устранения.

Последовательность разработки творческого проекта:

1. Формирование гипотезы (идеи).

2. Предварительная оценка (проверка):

- на соответствие основным целям и задачам;

- целесообразности начала работ;

- расходов и доходов;

- вероятностей.

3. Начало деятельности.

4. Предварительный проект (план технической разработки и технико-экономическое обоснование).

5. Принятие решения о продолжении работы (утверждение проекта).

6. Этапы после утверждения.

7. Синтез, анализ и оценка альтернативных проектов:

- функции и обязанности руководства;

- возможные изменения в плане;

- выбор лучшего варианта;

- проблемы и способы их решения:

• корректирующие меры;

• превентивные меры;

• меры против случайности;

• адаптивные решения;

• временные решения;

• комбинация указанных мер.

8. Последствия решений.

9. Окончательная проверка.

10. Обращение в творческом процессе, апробация, внедрение, патент.

11. Составление отчетов.

Рис. 3.3. Схема последовательности этапов творческой работы

При анализе новой идеи может помочь простая схема (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Модель системы для анализа инноваций

 

Оценка целесообразности начала работы. Все оценки можно выразить в терминах теории вероятности. Вероятность изменяется в пределах от 0 до 1. Нуль – отсутствие успеха, единица – полный успех. Пусть R – продажная цена; С – себестоимость; p – вероятный успех. Тогда основное уравнение денежной оценки

p*R >= C – можно производить;

p = C/R – можно продолжать работу;

p > C/R – прекратить работу.

Если в ходе творческого процесса возникает проблема, решить ее должен руководитель. Лучше всего – устранить ее причину (корректирующие меры). Можно уменьшить возможность возникновения неполадок (превентивные меры). Чтобы сделать предполагаемые неблагоприятные последствия относительно несущественными, предусматривается какое-то резервирование (меры против случайностей). Если нельзя спрогнозировать неприятность или устранить ее причину, следует примириться с ее существованием (адаптивное решение).

Для сбора и отработки информации необходимо общение (рис. 3.5). Общение и отработка информации требуют значительной части расходов, связанных с творческой деятельностью.

Рис. 3.5. Менеджмент инновациями



Дата добавления: 2021-04-21; просмотров: 335;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.