Влияние на развитие кораблестроения великих географических открытий и применения огнестрельного оружия
В жизни европейских народов XV век отмечен наличием событий, положивших начало перевороту не только в торговых отношениях европейских стран, но и в строе производства и производственных отношений общества. К этим событиям относятся великие географические открытия: Христофором Колумбом — американского материка, португальцами — морского пути в Индию, кругосветное плавание Магеллана и др. В то же время под влиянием политических, социальных и экономических факторов, обусловливавших процесс первоначального накопления капитала и ослабления феодального землевладения, происходит экономическое и политическое возвышение торгово-промышленных слоев общества. Средневековый ремесленно-цеховой строй начинает уступать место капиталистическо-мануфактурному способу производства; в политической жизни европейских государств все большую роль начинает играть крупная буржуазия, стремящаяся к поиску рынков. Условия для этого перехода постепенно складывались в предыдущие века.
«Великие революции, происшедшие в торговле в XVI и XVII веках после географических открытий и быстро подвинувшие вперед развитие купеческого капитала, составляют основной фактор в ряду тех, которые содействовали переходу феодального способа производства в капиталистический... Внезапное расширение мирового рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между европейскими нациями в стремлении овладеть азиатскими продуктами и американскими сокровищами, колониальная система, — все это существенным образом содействовало разрушению феодальных рамок производства». Капиталы, накопляемые благодаря этому у отдельных лиц и компаний, проникают в среду промышленного производства. Последнее обусловливает морскую торговлю наиболее передовых стран и средства ее осуществления. К этим средствам относится и кораблестроение; появляются новые типы кораблей как в торговых, так и в военных флотах.
После падения Византии, овладения турками Малой Азией и обоснования арабов в Египте прямые торговые сношения венецианцев и генуэзцев с Востоком прекратились. Товары азиатских стран доходили до них через вторые и третьи руки, следовательно, цена их в Европе сильно повысилась. Это наводило на мысль отыскания других прямых путей сообщения с Индией. Инициатива таких поисков принадлежала не венецианцам, а португальцам и испанцам. В 1498 г. португалец Васко-да-Гама, обогнув Африку, прошел в Индийский океан и достиг берегов Индии. Стоимость вывезенных им товаров в шесть раз превысила расходы всей этой экспедиции. Почти в то же время (1492 г.) Христофор Колумб, преследуя также мысль достижения Индии, но в другом направлении, открывает Вест-Индские острова. За ними устремились в океан другие португальские и испанские моряки, движимые стимулом поисков богатств, что связывалось попутно с новыми географическими открытиями.
В области навигации к этому времени был достигнут известный прогресс. Магнитный компас стал известен с 1302 г., изобретение его приписывается Флавио Джойн из Амальфи; картография развивалась; астролябия, введенная Мартином Бехаймом, с 1480 г. вошла в обиход навигаторов. Однако существовавшие в то время суда (высокие неповоротливые круглые нефы, не говоря о гребных галерах) не соответствовали требованиям океанского плавания.
Поэтому в XV веке получили большое развитие новые типы судов — варраки, буоты и каравелы — как торговые корабли; в военных флотах появились крупные галеры — галеасы у венецианцев п испанцев и усовершенствованные талионы. Каррака представляла крупное (до 2000 т) и вместительное торговое судно, имевшее до трех палуб и применявшееся для морских сношений с Индией.
Каравела —- сравнительно небольшое судно (200—400 т) с более пропорциональными, чем у карраки, соотношениями главных размеров, более быстроходное, однопалубное, с высоким полубаком для защиты от волн. Она имела три мачты, из которых фок-мачта была с прямым парусом, остальные с латинскими. Каравели не были, подобно карракам, специально торговыми судами.
Обладая хорошими мореходными качествами, они применялись испанцами и португальцами для плаваний с целью открытий в Атлантическом океане. На каравелах, как известно, отплыл и Христофор Колумб в свою первую экспедицию. Буссы представляли собою усовершенствованные в отношении ходкости нефы и были в большом употреблении как в Средиземном, так и в северных морях. На рис. 54 показан средиземноморский бусс XV века.
Галеас представлял видоизменение галеры, вызванное необходимостью установки на последней появившихся к тому времени пушек. Га л ион, как было указано выше, все более и более входил в состав военных флотов стран, соприкасающихся с Атлантическим океаном, в качестве океанского военного корабля.
Испанцы и португальцы получили монополию на морские пути в новооткрытые страны и разделили их между собою. Для контроля над судами, идущими в океан, и сбора государственной доли с привозимых богатств в Испании был учрежден торговый комитет (саsа de contratacion), ведавший всеми вопросами подготовки судов к плаванию. Комиссары комитета осматривали все суда в отношении их вооружения, снабжения, числа команды и мореходности. В состав комитета входили: главный навигатор, главный интендант, главный артиллерист, казначей, космографы и судебный трибунал. Главным навигатором в 1507 г. был известный Америго Веспуччи. Для охраны морских путей «в Индию» (т. е. Вест-Индские острова) в 1521 г. был создан военный флот из вооруженных талионов (водоизмещением 300—600 т). Галеры оставались в испанском флоте только для защиты от варварийских (североафриканских) пиратов в Средиземном море.
В Испании и особенно в Португалии, при их слабо развитом торговом классе, экспедиции снаряжались преимущественно за счет государства. Англия и Голландия, освободившаяся от владычества испанцев, развивали свою морскую торговлю. Во главе торговли стояли крупные капиталисты, испытывавшие стеснение от испанской монополии колониальной торговли. Англия в 1498 г. решила принять участие в открытиях и снарядила экспедиции под начальством Яна и Себастьяна Кабо, которые открыли Лабрадор и Ньюфаундленд, основав там колонии. Так как, однако, ожидаемых богатств там не оказалось, то дальнейшие экспедиции не были осуществлены. Предприимчивость английских и голландских моряков (корсаров и приватиров) поставила их на путь организации специальных судов, занимавшихся захватом испанских морских караванов, перевозивших драгоценные товары и золото. Корсары, покровительствуемые государством, производили также набеги на испанские колонии. Эта борьба за господство на мировом рынке привела к длительной вражде испанцев и англичан, закончившейся поражением последними испанской «Непобедимой Армады».
Совместно с требованиями океанского плавания в развитии как кораблестроения, так и способа ведения морских боев революционизирующую роль сыграло введение огнестрельного оружия. Первой пушкой была бомбарда — короткая железная кованая труба, наполненная порохом, с каменным ядром, вложенным в жерло трубы. Первый исторический факт применения бомбард, согласно испанским хроникам, относится к 1333 г. в морском бою между испанскими маврами Севильи и маврами Туниса. Затем оно имело место в войне венецианцев с генуэзцами в 1379 г. (на галерах имелись бомбарды). В бою французского флота с английским у устья Темзы в 1387 г. на судах также были пушки, стрелявшие каменными ядрами.
Появление огнестрельного оружия способствовало развитию металлургии, прогресс которой влиял на совершенствование пушек. Огнестрельное оружие дало в руки возвышающихся абсолютных монархий сильное средство борьбы против феодалов при содействии горожан, в руках которых сосредоточивалась промышленность. Первое время, при несовершенстве артиллерии, еще были в ходу баллисты и катапульты, метавшие огневые сосуды, но затем они были вытеснены новым, более совершенным средством борьбы. Улучшение пушек началось с того времени, когда для их изготовления стали применять литой металл — бронзу и чугун. Каменные ядра с 1493 г. также заменили чугунными.
Первые пушки, установленные на судах, были небольшого калибра (50—160 мм) и весьма разнообразны по своей длине и по весу выбрасываемой бомбы. Некоторые данные о пушках того времени приведены в нижеследующей таблице:
Кроме того, были еще малые пушки (пассаволянте), подвешенные на тросах и стрелявшие свинцовыми пулями. Порох был плохого качества и горел медленно, поэтому пушки делались длинноствольными, чтобы порох успел сгореть. За отсутствием картузов (таковые появились только в середине XVII века) насыпка пороха в дуло производилась совками, что ограничивало число выстрелов из крупной пушки двумя-тремя за время всего боя; такая медленная стрельба возмещалась числом пушек, которое на некоторых нефах и карраках доходило до 200 и более. До изобретения орудийных портов в бортах судна пушки приходилось устанавливать на палубе и в высоких носовых и кормовых надстройках, носивших название замков (chаteaux), так как в случае абордажа они являлись укрепленными пунктами, откуда можно было обстреливать палубу. В половине XVI века появились еще мортиры — короткие, большого калибра пушки, выбрасывавшие ядра, начиненные горючими веществами, или два ядра, соединенные цепью для перебивания такелажа и снастей. Дальность стрельбы пушек того времени не превышала 120 м.
На галерах пушки устанавливались в носу, как это видно на рис. 46 и 47, внутри надстройки, на палубе которой располагались воины, и в корме (рис. 55).
Недостаточная прочность галер и невысокий надводный борт, занятый гребцами, не позволяли увеличивать на них число пушек. Поэтому в середине XVI века венецианский кораблестроитель Франческо Брессан построил из дуба высокобортные суда, средние по типу между галерами и чисто парусными судами; длина их доходила до 80 м. Эти суда были названы галеасами; они имели один ряд весел и три мачты с латинскими парусами. Надводный борт был немного завален внутрь, а не выступал наружу, как у галер. Пушки, числом до 70 (9 полупушек, остальные меньшие), устанавливались вносу, в корме, между банками по бортам и на куршее. По силе вооружения один галеас равнялся пяти галерам. Галеасы, как авангард венецианского флота, впервые были применены в морском бою с турками при Лепанто (1571 г.), а также входили в состав испанской «Непобедимой Армады» На рис. 56 показан венецианский галеас, участвовавший в бою при Лепанто.
Для передвижения такого крупного судна под веслами приходилось ставить 7- гребцов на весло. В дальнейшем галеасы, сохраняя своеобразную средиземноморскую парусность и весла, по форме корпуса приблизились к галеонам, но с уменьшенными надстройками в оконечностях (рис. 57).
В XVII веке их уже стало мало, а затем они вытесняются парусными военными судами с усовершенствованной оснасткой, более пригодной для океанского плавания.
В начале XVI столетия французский кораблестроитель Дешарж, строивший суда в Бресте, предложил прорезывать порта для орудий в бортах судна. Это имело громадное значение в деле развития военного кораблестроения, а также повлияло на изменение тактики морского боя. Явилась возможность однообразного расположения большого числа пушек увеличенного калибра в нескольких палубах; неудобная и бессистемная расстановка разнокалиберных пушек на верхней палубе и надстройках заменилась стройной бортовой установкой. Это давало возможность установить зависимость между размерами корабля и силой его артиллерийского огня.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1512;