История военного кораблестроения в Египте
Расположенный в долине реки Нила Египет уже в V тысячелетии до н. э. организовался в родовые общины, основными занятиями которых были земледелие и скотоводство. Этот общественный строй, с развитием его производительных сил, приводит к имущественному расслоению, использованию рабства, товарообмену с соседями и войнам с ними; в процессе этих войн родовые общины объединяются в княжества, затем в два царства — северное и южное, а около 3400 г. до н. э. последовало объединение Египта во главе с фараоном, обладающим деспотической властью. К такому исходу общественного развития Египта привела зависимость земледелия, основного Фактора его экономики, от разливов Нила и необходимости поддержания высоты подъема его путем ирригационных работ (оросительных каналов), требовавших громадного количества организованных рабочих рук.
Египтяне не были прирожденными мореходами, и долгое время их плавания ограничивались Нилом и прилегающими к нему каналами, представлявшими среди окружавших страну гор и пустынь удобнейшие пути сообщения. Отсутствие лесов, за исключением акации — твердого и мало пригодного для кораблестроения дерева, заставляло долгое время строить (или, как они называли, «вязать») суда из длинных связок папируса — тростника, в изобилии растущего в стране; в оконечностях эти связки собирались вместе и обвязывались жгутами. Возможно, что такой способ сооружения отразился впоследствии на характерной особенности формы египетских судов — кривая линия киля с высоко поднятыми оконечностями; эта форма также обусловливается обилием отмелей Нила.
По мере развития торговли эти суда по своим размерам не могли удовлетворить растущую потребность перевозок, и пришлось использовать имеемый лес — акацию. Особенности обработки этого дерева и отсутствие у него кривых брусьев для штевней определили характер постройки нильских судов. По словам историка Геродота, египтяне вырезали толстые планки длиною в 2 локтя, накладывали их одну на другую (рис. 1) и соединяли между собой прямоугольными деревянными шипами (коксами), входившими одной половиной в отверстие нижней планки, а другой в отверстие верхней (деталь а рис. 2). Планки сколачивались между собою ударами тяжелых болванок и образовывали толстый корпус судна без киля и внутреннего набора. Корпус в поперечном сечении имел форму, близкую к полукругу, и снаружи проконопачивался папирусом. На рис. 3 показано подобное судно, плывущее по реке. Оно имеет руль в корме — подобие большого весла — и мачту с парусом, складывающуюся при ходе под веслами; в носу стоит лоцман Суда эти были беспалубные, внутри имели банки для гребцов.
С увеличением размеров судов подобной постройки являлась необходимость увеличить их продольную и поперечную крепость;
для этой цели все судно в верхней части обвязывалось кругом вдоль борта толстым тросом, сплетенным из папируса. Кроме того, от носа до кормы в диаметральной плоскости устанавливался туго натянутый толстый трос, поддерживаемый подставками (рис. 4 и 6).
Археологические раскопки древних египетских гробниц обнаружили на стенах их хорошо сохранившиеся барельефы, среди которых найдено изображение постройки судна. Такой барельеф показан на рис. 5. На нем можно видеть постановку надводного борта путем наделки планок на основной корпус судна. Древние скульпторы не соблюдали перспективы и пропорциональности частей; поэтому об относительных размерах судна судить трудно, например, фигуры более важных лиц всегда изображались крупнее остальных.
Можно полагать, что ширина более крупных судов доходило до 5 м. при осадке в 1 м; отношение длины к ширине но ватерлинии не превосходило 3—4.
Развитие торговли и промышленности Египта вызвало необходимость выхода в море для товарообмена с соседями. Прежний способ постройки судов из коротких кусков дерева был не пригоден для морских переходов. За получением дерева снаряжались морские экспедиции к берегам Сирии, вывозившие кедр и другие сорта дерева. Суда стали больше размером, обшивка составлялась из длинных толстых досок, соединявшихся шипами в пазах, носовой и кормовой свесы уменьшены для улучшения мореходных качеств, рулевые весла прочно укреплены к борту для предохранения от действия морских волн, в оконечностях поставлены рубки. Парусность типовая для египетских судов древности: одна мачта с прямым парусом и двумя реями— верхним и нижним. Железных якорей еще не было; применялся камень на тросе, действовавший своею тяжестью. Образец такого корабля, водоизмещением 80—90 m, эпохи фараона Тутмозиса III (1500— 1447 г. до н. э.) показан на рис. 6.
Ввиду дороговизны импортируемого дерева подобные корабли являлись исключительно государственными и храмовыми. Храмы в то время обладали большими земельными и имущественными богатствами; специальные речные суда и плоты для перевозки строительных материалов (камня для храмов, обелисков и др.) могли поднимать до 1000 т груза.
Большим усовершенствованием этой новой эпохи является введение поперечных балок (бимсов) от борта до борта, скреплявшихся с обшивкой. Достигнутое этим увеличение поперечной крепости позволило устранить продольный трос, обвязывавший все судно; продольная же крепость все же была недостаточна, и трос в диаметральной плоскости был оставлен, а для крупных морских транспортных судов даже усилен (4 ряда тросов). Таковое судно, относящееся к XV веку до н. э. (по барельефу на обелиске царицы Хатчепсут в Фивах), показано на рис. 7.
Оно имеет три яруса бимсов, на которых устроены банки для гребцов. Сплошных палуб пока еще нет, только местами набиты на бимсы доски палубного настила. Судя по расположению гребцов, можно полагать, что длина этого судна по ватерлинии была не менее 30—40 м. Существование в Египте таких крупных судов еще до полного развития финикийского судостроения дает основание полагать, что финикияне первое время подражали египетским судам и лишь впоследствии усовершенствовали их.
Первое основание военного флота Египта приписывается Рамзесу II Сезострису (1300—1250 г. до н. э.); раньше были единичные попытки, не освещенные историей. По словам греческого историка Геродота, Рамзес собрал флот из 400 морских судов, с которым он отразил нашествие на Египет «народов моря», т. е. обитателей островов и побережий Эгейского моря, а также совершил поход из Красного моря к аравийским берегам Индийского океана. Барельеф на пилонах его дворца в Фивах изображает военное судно той эпохи (рис. 8).
Рисунок условный и о размерах судна судить трудно, но можно полагать, что полная длина его около 50 м при ширине 5—6 м, следовательно, это — удлиненное, более быстроходное судно. Мачта одна с прямым парусом, нижнего рея нет, чтобы не мешать бойцам; на вершине мачты — марс для пращника. Для защиты гребцов вдоль борта идет широкий и толстый брус в виде фальшборта, в оконечностях устроены рубки, нос заканчивается литым бронзовым изображением животного — род тарана, назначение которого—не пробивать корпуса неприятельского судна, как это впоследствии имело место у греков и римлян, а лишь разрушать фальшборт и поражать гребцов. Бойцы — стрелки из лука и пращники — стоят на площадках; сплошной палубы нет, так как плавание исключительно прибрежное, с заходом в береговые бухты при сильном волнении. Введение сплошных палуб приписывается грекам в более позднюю эпоху. Якорем по-прежнему служит тяжелый камень или корзина с тяжелым металлическим грузом; появление железных якорей с захватывающими грунт лапами относится к I веку до н. э.
От времен Рамзеса III (1190 г. до н. э.) остался письменный документ — большой папирус, в котором упоминается о наличии в Египте пяти судостроительных верфей. В распоряжении этого фараона также были вооруженные суда, которые держали охрану на морских торговых путях от пиратских нападений «народов моря» и их набегов на побережье Египта.
После династии Рамзесов флот пришел в упадок и в торговом отношении на море постепенно вытеснялся финикийцами. Только при фараоне Нехо (616 г. до н. э.), который построил много судов и соорудил порты для них, произошло некоторое оживление, по видимому, при содействии финикийцев. Последние, по его распоряжению, совершили с целью открытий трехлетний поход из Красного моря вокруг берегов Африки.
В 525 г. до н. э. Египет был покорен персидским царем Камбизом, а в 330 г. до н. э., после разгрома персидской монархии Александром Македонским, вошел в число его владений. Во все это время египетский флот не играл никакой роли. После смерти Александра Македонского и распадения его государства правителем Египта стал один из его полководцев Птоломей. При Птоломеях египетский флот как военный, так и торговый возрождается. Основан город Александрия, сделавшийся центром широкой морской египетской торговли в Средиземном море. Птоломей IV Филопатор (222—205 гг. до н. э.) для охраны морских путей содержал военные суда как при Средиземном, так и в Красном море. Под влиянием резвившегося к тому времени греческого судостроения строятся крупные морские суда установившейся в то время конструкции (киль, набор, обшивка, бимсы и палубы, с несколькими рядами весел). Стремление к показному могуществу (при богатстве правителей и обнищании народа) побуждало Птоломеев строить большие корабли с 10—20 рядами весел, а Птоломеем IV была выстроена, по описанию греческого историка Атенея, громадная галера, длиною 170 м, с 40 рядами весел, вмещавшая до 4000 человек. Являясь прихотью деспотических правителей, такие громадные сооружения, хотя и допустимые производственными возможностями того времени, но не соответствующие его технической оснащенности, передвигались с трудом, были трудно управляемыми и, при роскошном убранстве внутри, служили лишь водными дворцами.
После падения Карфагена Египет остался единственным серьезным противником Риму в деле распространения его военного и торгового влияния в районе Средиземного моря и должен был считаться с возможностью захвата его Римом. Таковое и произошло в 30 г. до н. э. после поражения египетского флота при Акциуме; Египет вошел в состав римской империи в качестве одной из ее провинций.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1503;