Ассиро-Вавилония, Персия и Финикия
Ассиро-Вавилония, подобно Египту, представляет область, для культурного развития которой необходимо проведение обширных ирригационных работ. Плодородная почва Месопотамии, орошаемая двумя реками Тигром и Евфратом, давала богатый урожай лишь при устранении периодических засух и наводнений; для этого требовалось устройство в северной части плотин, а в южной — системы каналов. В порядке перехода от родовых общин к территориальным, коллективно владевшим землей и рабами, роста производительных сил, особенно ирригационного хозяйства, и товарообмена последовало объединение этих общин и возникновение в южной Месопотамии государства Вавилонии (около 2000 л. до н. э.). Несколькими столетиями позднее на севере Месопотамии образуется государство Ассирия.
Древние ассиро-вавилоняне не интересовались морем, ограничиваясь плаванием по Тигру и Евфрату.
Суда строились различных типов; наиболее простыми были плоты ив деревянных брусьев, под которыми подвязывались при помощи гибких ивовых прутьев бурдюки из овечьих и козьих шкур, надутые воздухом. Более совершенные суда состояли из деревянного каркаса, обтянутого кожей или досками.
Во время беспрерывных военных походов этих государств приходилось переправляться через реки. Барельефы на развалинах дворов указывают на способ этой переправы: воины переплывали реку на бурдюках из шкур (рис. 9), а царь с военачальниками и боевыми колесницами на судах;
лошади плыли сзади судна на привязи (рис. 10). На рис. 11 показаны условные изображения сражения ассирийцев на речных судах (по барельефам на (стенах дворца в Нимруде и храма в Куюнджике). Трудно судить о размерах этих судов, но примитивное условное изображение указывает на наличие киля, обшивки и наружной поперечной обвязки корпуса.
Морского судостроения в Ассиро-Вавилонии не имелось. В случае надобности нанимались финикийские суда.
На барельефах дворца ассирийского царя Сеннахериба (705— 686 гг. до н.э.) было найдено изображение боевого корабля, построенного финикийцами для этого царя в один из его походов к Средиземному морю. Борта его прикрыты щитами, в носу — таран, как это в то время имело место на греческих судах, парусность египетского типа (рис. 12). О морских боях Ассиро-Вавилонии ничего неизвестно, и вряд ли они имели место.
В 606 г. до н.э. Ассирийское царство было разрушено вавилонянами и мидянами; быстрое его падение было вызвано общим недовольством завоеванных им народов, из которых хищнически выкачивались богатства. В 545 г. до н. э. пал и Вавилон, взятый персидским царем Киром. Рост торговли и обеспечение торговых сношений между древними народами благоприятствовал созданию первого мирового государства древности — персидского. На пути к осуществлению этой задачи стояло завоевание Египта, для чего нужен был военный флот, которым до того времени персы не интересовались. Этот флот создали персам финикияне и жители острова Кипра, с которыми сын Кира Камбиз был в союзе. В 525 г. до н. э. Египет был покорен, оставалось еще присоединить к объединенному древнему Востоку греческие города-государства и этим завершить создание мирового рынка. Персидский царь Ксеркс (486 — 465 гг. по н.э.) собрал громадный флот в 3000 судов, включая и транспортные. Сами персы были не причастны к постройке этих судов, их доставили покоренные народы: Финикия — 300 триер (суда с тремя ярусами расположения весел), Египет — 200, Кипр — 150, Киликия — 100; остальные были даны малоазиатскими греками и другими народами малоазиатского побережья. Поход Ксеркса был неудачен — после потери от бурь флот его был разбит в морском бою с греками при острове Саламине. С этого времени начинается распад персидского государства вследствие резких классовых противоречий и все усиливающегося возмущения народностей, угнетаемых персидской деспотией, а также вследствие неспособности своею недостаточно мощною культурою объединить народности, из которых некоторые стояли в этом отношении выше их. Распаду способствовали и греки, которые начали создавать свой средиземноморский торговый рынок и втягивать в него соседние страны. В 331 г. до н. э. Александр Македонский покорил Персию и установил второе мировое объединение народов древности.
Финикия занимала узкую береговую полосу восточного побережья Средиземного моря, ограниченную цепью Ливанских гор. Время их поселения в этом месте неизвестно, но египетские надписи третьего тысячелетия до н. э. при перечислении народов упоминают и финикиян. В ранней эпохе своего существования они занимались рыболовством, способствовавшим выработке из них предприимчивых мореходов древности. До середины второго тысячелетия до н. э. Финикия находилась под культурным влиянием Вавилона и Египта. Она поставляла им дерево и металлы; собственное мореходство и судостроение не были достаточно развиты. Сохранившиеся иероглифические записи времен египетского фараона Тутмозиса (XV век до н. э. ) и барельефы в Фивах указывают, что египтяне пользовались финикийскими судами для своих перевозок и характер этих судов подобен египетским (поднятые нос и корма), с той разницей, что у первых выше борта устраивался высокий частокол из деревянных вертикальных брусьев для защиты от волн грузов, расположенных на банках и настилах. Образец такого судна более поздней эпохи показан на рис. 13.
Берег финикийского побережья обладал хорошими гаванями, около которых располагались рыболовные селения, разросшиеся затем в многолюдные города. Каждый город управлялся избранным правителем и советом богатых старейшин; они соперничали между собой, но были объединены общим стремлением к развитию своих торговых сношений с соседями. Главнейшими городами были Сидон, Тир и Арвад; возникновение их относится к глубокой древности, но начало возвышения их промышленного и торгового значения в древнем мире следует отнести, примерно, к 1250 г. до н. э.
Из статей вывозной торговли финикиян особое значение имели ткани, окрашенные пурпуровой краской, бронзовые изделия и лес (кедры и др. сорта дерева из гор Ливана); на эти предметы был громадный спрос в древности. На барельефах дворца ассирийского царя Саргона (800 л. до н. э.) в Хорсабаде сохранились условные изображения финикийских судов (рис. 14), транспортирующих для него лес вдоль морского побережья Сирии. Пурпур добывался из морских ракушек, медь доставлялась с острова Кипра (отсюда и название меди cuprum). В поисках за ракушками и оловом для бронзы финикияне посылали корабли по всему Средиземному морю, достигли берегов Испании (в древности Тарсис), основали там в 1100 г. до н. э. колонию Гадес (ныне Кадикс) и доходили до Британских островов, откуда вывозили олово. В 814 г. до н. э. выходцы из Тира основали на северном берегу Африки город Карфаген. Кроме того, финикияне основали ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей, занимаясь товарообменом и — при случае — работорговлей. Есть основание полагать, что финикияне, будучи одно время данниками Египта, совершали плавание из Красного моря в страну Офир (восточный берег Африки), а затем доходили до берегов Индии.
С конца второго тысячелетия до н. э. судостроение у финикиян значительно развилось и превзошло таковое у египтян. Будучи богаты лесом, они строили суда не из коротких брусьев, как египтяне, а ставили в основании прочный киль, на него поперечные ребра (ныне называемые шпангоутами) и обтягивали их тонкой деревянной обшивкой. Этот способ постройки судов перешел от финикиян грекам, а затем и к римлянам. Плавание все же было прибрежное; к веский историк Геродот говорит, что финикияне первые из народов древнего мира руководились в своих плаваниях Полярной звездой, получив это знание, вероятно, от Вавилона.
По свидетельству древнееврейских книг (Иезекииль, гл. 27), Тир вел обширную торговлю с жителями островов Средиземного моря и его побережий. Богатство позволяло ему строить роскошно разукрашенные суда; кедр, дуб, бук шли на постройку корпуса корабля, Египет доставлял полотна для парусов, скамьи делались из бука с оправой из слоновой кости. Были у финикиян опытные кормчие, гребцы и строители судов.
Финикияне не имели военного флота и большею частью откупались от завоевателей, которые щадили их города, так как пользовались торговой предприимчивостью этого народа. Они охотно, однако, строили военные и торговые корабли для других стран — Ассирии, Египта, а затем и Персии, предоставляли им кормчих и команда. Как было сказано выше, египетский фараон Нехо послал финикийские суда в трех летнее плавание вокруг Африки, в персидском флоте Ксеркса финикийские суда и судоводители играли немаловажную роль; при египетском фараоне Птоломее 2 Филадельфе (285 — 247 гг. до н. э.) правитель Сидона Филоклес был адмиралом соединенного египетского и финикийского флота.
Междоусобная борьба двух соперничавших между собою городов Тира и Сидона, восстания рабов, составлявших основной эксплуатируемый класс, последовательные нашествия соседей, конкуренция Карфагена и других колоний постепенно ослабляли Финикию, и с V века до н. э. первенство в мореплавании и судостроении переходит к грекам. С разрушением Тира Александром Македонским Финикия перестала существовать как самостоятельное государство.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1555;