Военное кораблестроение до появления огнестрельного оружия. Средиземноморские республики Венеция и Генуя. Византия. Норманны и Ганзейский союз на севере
В Средиземном море Венеция и Византия являются продолжателями римлян в деле развития мореходства и кораблестроения. Они строят торговые суда, а для защиты их от пиратов и военные. Для последних Венеция берет за образец римскую либурну и создает галеру, Византия же преобразует древнюю бирему в дромон. Как тот, так и другой тип судов — гребные, со вспомогательным парусом. На севере, вследствие тяжелых условий плавания, развитие кораблестроения идет по линии парусных судов, гребные же являются вспомогательными.
Венеция была основана в V веке беженцами из Италии, спасавшимися от нашествия северных народов. Основавшись на воде, среди лагун, она, естественно, обратила свое внимание на море. Историк Кассиодор (министр остготского короля Теодориха) уже в 495 г. говорит об успехах морской торговли венецианцев и их умении управлять кораблями, а в 536 г. Византия обращается за содействием их флота против готов. Хроники отмечают существование арсенала (дарсена) в Венеции уже в VII веке, но это были открытые мастерские для постройки судов как для государства, так и для частных лиц.
Войны с арабами (сарацинами) и крестовые походы усилили строительство судов, и в 1104 г. был создан специальный арсенал для постройки судов, который в 1310 г. был значительно расширен, а затем все более и более совершенствовался.
Византийские дромоны как военные, так и торговые существовали уже в IV—V веках (ранее появления галер). Изображений их и точных размеров не сохранилось, но из сочинений современников можно составить о них понятие. Византийский император Маврикий, написавший в VI веке трактат о военном искусстве, называет дромонами легкие боевые корабли. Более крупные из них вооружены малыми баллистами, прикрытыми для защиты людей плетеными матами. Этими баллистами пользовались на ходу для отражения нападения неприятельского судна. Дромоны имели башни для стрелков из лука. Для боя дромоны выстраивались в линию строем фронта, соблюдая интервал, чтобы не поломать весел. При большом их числе на расстоянии полета стрелы устанавливалась вторая линия и даже третья. Позади помещались транспортные суда, конвоируемые несколькими дромонами.
Император Лев Философ также написал в IX веке трактат «Наумахия» (военное искусство). Он говорит, что дромоны — это суда с пропорциональными размерами, легкие на ходу. Во избежание получения обводов, замедляющих ход, обшивка их борта не должна быть слишком толста. Чтобы быть в состоянии выдержать таранный удар, обшивка не должна быть и тонкой. Дромоны имели палубу и с каждого борта два ряда весел по высоте, в каждом ряду не менее 25 банок для гребцов; всего 100 гребцов. Кроме того, на дромоне находились: капитан, стоявший во время боя на корме, два его помощника, рулевые, матросы и воины. Один из помощников капитана заведовал якорем, а другой трубой, из которой выбрасывался «греческий огонь». Воины стояли на палубе и у отверстий в корме, стреляя из луков. В рукопашном бою, при абордаже, они пополнялись гребцами верхнего ряда весел, на места которых назначались самые сильные люди.
Были и большие дромоны, имевшие 200 и, как исключение, 300 гребцов. На больших дромонах к моменту боя поднимали на тросах до половины высоты мачты деревянную платформу для стрелков, защищенную парапетом. Малые, более легкие, дромоны назывались папфилами. Примерная длина 100-весельного дромона 43— 45 м.
С уменьшением морского могущества Византии, подрываемого войнами с персами, затем с турками, а также внутренними смутами, возвышается Венеция.
Победив норманнов, она распространила свое влияние как в Италии, Далмации, так и по берегам Малой Азии. В начале XII века ее флот состоял более чем из 200 судов.
Со времени развития турецкого галерного флота и завоевания Византии турками (1453 г.) дромоны исчезают, и основным военным кораблем средиземноморских стран остаются более подвижные галеры.
На рис. 43 показан общий вид легкой венецианской галеры, а на рис. 44 конструктивное ее миделевое сечение. Эта галера длиною около 40 ж, шириною 5,0—5,2 м и осадкой 1,75—1,9 м являлась удлиненным низкобортным судном с хорошими ходовыми качествами под веслами; в качестве вспомогательного средства для движения она носила косые (латинские) паруса на одной или двух мачтах. Отличительная особенность галер—длинные реи, в некоторых случаях почти равные длине самой галеры; перед боем паруса убирались. Главная мачта проходила сквозь палубу, доходила до киля и прочно крепилась к набору деревянными кницами; носовая мачта кренилась только к палубе. Последняя изготовлялась в виде свода; под нею в трюме размещались запасы, а выше вдоль всей диаметральной плоскости шел невысокий помост для прохода (рис. 44), так называемая куршея (corsia). По сторонам куршеи располагались с каждого борта 25 банок с подножками для трех гребцов на каждой банке, всего 150 гребцов.
Корпус галеры, состоящий из киля, шпангоутов, наружной и внутренней обшивок, имел характерную форму, уширяющуюся у палубы для возможности использования длинных весел (до 15 м) без увеличения ширины галеры. Борт имел выступ, образуемый рядом поставленных по длине галеры кронштейнов; последние соединялись продольной доской. По краю этого выступа шел продольный брус С (постис), на котором устанавливались уключины для весел. По концам выступа ставились стойки D для устройства фальшборта (бортового обвеса). В корме на петлях к ахтерштевню подвешивался руль; с XI века такой руль начал уже применяться на всех судах.
Существовало две системы размещения гребцов. В одной (более старой), так называемой системе аензиль, банки располагались наклонно к куршее; на каждой банке сидело по 3 гребца, управлявших каждый одним веслом (рис. 45). Благодаря такой плотности усадки гребцов (примерно 0,4 м длины борта на одного гребца, вместо 1 м при одном человеке на банке) достигалось увеличение ходкости галеры без удлинения ее. С увеличением размеров галер весла становились тяжелее, так что одному человеку было трудно управляться таким веслом. Поэтому с XIV века на каждую банку, поставленную нормально к куршее, приходилось по одному веслу с 4 гребцами, а позднее и с 5 гребцами (система скалоччио).
В XVII веке крупные галеры, вооруженные пушками — галеасы, имели по 9 и 10 гребцов на весло, но более 10 человек не ставили.
Так как венецианцы, взявшие за образец для своих галер римскую либурну, называли свои галеры с системой зенаиль триремами, то есть основание полагать, что и у римлян имели место триремы с таким же однорядным расположением весел.
Скорость хода галер под веслами достигала 7—8 узлов. Весла были уравновешены свинцом и имели рукоятки, как это видно на рис. 45.
Работа гребцов была весьма трудной, недаром ссылка «на галеры» считалась синонимом каторжных работ. Гребцы носили общее название шиурмы. Комит, начальник гребцов, помещался в корме около капитана, от которого получал приказания. Два подкомита находились — один по середине куршеи, другой в носовой части; оба имели бичи. Начало хода комит объявлял свистком, сигнал повторялся подкомитами, гребцы тотчас же должны были браться за весла, и затем одновременно все 150 гребцов начинали действовать. Если бы запоздал хотя один гребец, то он получил бы удар по спине от следующего за ним весла, что вызвало бы расстройство гребли. Обычно гребцы разделялись на три вахты, но часто труд всех гребцов продолжался бее перерыва 10 и более часов; в течение этого времени им клали в рот хлеб, смоченный вином. Шиурма состояла из трех видов лиц: каторжники, рабы (мавры, турки и др.) и добровольцы (бедняки, продавшие свою свободу за право жить). Каторжники были прикованы цепью к банкам; на них возлагалась также починка парусов. Рабы, иногда и добровольцы, приковывались цепью лишь на ночь. В свободное время они помогали судовой команде при перетаскивании грузов, в плотничных и других работах; во время боя добровольцам давали оружие, и они становились бойцами. Внешнее отличие между этими категориями гребцов заключалось в том, что каторжане были бриты наголо, рабы носили пучок волос на голове, а добровольцы должны были носить усы при бритой голове.
Боевым орудием галер были: таран в надводной части (чтобы не уменьшать скорости хода под парусами), метательные машины (камни, стрелы, зажигательные сосуды) и арбалеты (большие луки в виде ружья с прикладом); арбалетчик мог выпускать 12 стрел в минуту. Во время боя по бортам сплошной стеной стояли арбалетчики. При абордаже на палубу бросались железные орехи с остриями или палуба поливалась жидким мылом, чтобы ослабить напор неприятельских воинов. Для защиты людей от стрел у фальшборта складывались мешки, набитые старыми парусами, тросами, одеждой и др., а в носу и в корме поперек судна устраивались защитные обвесы (траверзы), для чего использовались связанные весла, покрытые парусиной п разными мягкими предметами. Арбалетчики имели кожаные или железные панцири на груди и на спине.
Боевым строем галер был строй фронта (суда расставлялись параллельно друг к другу) или полукруга, разбивавшийся затем на схватки отдельных судов при взаимной поддержке.
На рис. 46 показан общий вид галеры XIV века (начало появления огнестрельного оружия). Она сохраняет тот же характер, что и ранее, но надводный борт несколько повышен; в носу имелась платформа для воинов, в корме — беседка для капитана.
Сохраняя общий тип, галеры в разных странах носили разные названия: уксеры (во Франции XIII—XIV веков), рамберги (в Англии), галиоты — малые быстроходные галеры, предназначенные для метания греческого огня, фрегаты — беспалубные галеры, служившие посыльными судами. Хотя родина галер—Средиземное море, но с XII века они входили, лишь как вспомогательные военные суда, в состав военных флотов северных государств.
История галер заканчивается XVIII пеком; последние галеры были в Швеции и в России. На рис. 47 показана шведская галера XVI века; она построена по образцу венецианских галер — те же очертания корпуса и парусность. На рисунке видны куршея и отверстия в фальшборте для весел.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 1508;