Формирование культовой архитектуры
В средневековье, особенно в раннее средневековье, роль развития науки, культуры и искусства во многих странах мира взяли на себя монастыри различных религиозных конфессий. В них концентрировалось сохранение прошлых знаний и их развитие.
Также отчасти было и в Китае. Хотя в этой стране был еще один большой образованный класс - чиновничество, но роль монахов была все равно очень значительной. Например, в VII - VIII веках в китайских монастырях началось активное развитие искусства каллиграфии и садово-паркового искусства, которое оказывало большое влияние не только на жизнь Китая, но и на соседние страны, в частности на Японию, Корею и Вьетнам.
Наиболее древними и распространенными религиозно - этическими направлениями в Китае являются культ предков, учения даосизма, конфуцианства и пришедшего позже буддизма. Христиан и мусульман, а также представителей других конфессий здесь всегда было значительно меньше.
Часто та или иная мировая религия создавала свой тип культового здания - церковь с колокольней, мечеть с минаретом, ступу и т.д. В Китае можно отметить общее архитектурно-пространственное и композиционное решение в культовых зданиях и комплексах разных религиозно-этических учений. Возможно, это связано с тем, что все китайские основные религии основаны на общей сильной этико-философской базе и сакрализации императора как первосвященника. И все они включили в себя древнюю китайскую геомантию - фэншуй.
Этические заповеди конфуцианства органично вошли в древний даосизм и в новые буддийские храмы. Удивительно, но первыми переводчиками и распространителями буддийских сутр были даосские монахи. Это взаимное проникновение органично вошло и в архитектуру. Буддизм, пришедший из Индии, принес ступу, но она была переработана в китайскую пагоду и принята на вооружение всеми китайскими культовыми направлениями. И уже как пагода стала распространяться дальше на Восток.
Самыми крупными структурными единицами китайского города и его зоны влияния были ансамбли монастырей и заупокойные комплексы мавзолеев.
В отличие от мавзолеев храмы могли располагаться внутри дома, дворца, в структуре города или вне города. Наиболее распространенными были храмы, посвященные культам предков и природных сил, а также даосские, конфуцианские и буддийские храмы.
Самым древним культом в Китае является культ предков. Алтари предков стали составной частью жизни китайцев, они вошли в традиционное китайское жилище, заняв там центральное место в главном павильоне. Отдельно стоящие храмы предков были самыми древними и частично сохранились до сих пор, частично вошли в даосские, конфуцианские и буддийские храмы.
Даосские храмы, глубоко ушедшие своими корнями в древние языческие культы, чаще располагались за пределами городских стен, рядом или среди природных тотемов. Конфуцианские храмы, наоборот, были в основном городскими. Возникнув в городе Цюйфу, они сохраняли традиции городского храма и монастыря. Буддийские храмы на ранней стадии проникновения буддизма в Китай были чаще пещерными храмами. Они зачастую простирались на много километров в труднодоступные горы или пустынные места. Но уже с раннего средневековья они стали активно проникать в городскую структуру.
В любом мавзолее, в его наземной части создавались специальные пространства для проведения ритуала жертвоприношения предкам и иным силам и стихиям. Такие же места были и во всех храмах. Для всех храмов различных конфессий и мавзолеев появился определенный общий набор ритуальных элементов. К ним можно отнести курительницы для благовоний самых разных стилей, специальные сооружения для ритуального сжигания жертв и обрядового шелка, скульптурные изображения божеств и духов из общей мифологии, алтари или алтарные площадки и т.д.
Традиции приносить небольшие пожертвования в виде мелких монеток привели к тому, что появилось два особых вида, наряду с распространенными по всему миру ящиками. Одно - это чаши, которые могут стоять как на суше, так и в специальных бассейнах. Другой вид пожертвований заключается в том, что различные скульптурные изображения, чаще всего памятные стелы с черепахами забрасываются этими монетками. Наряду с императорскими дворцами в мавзолейных комплексах можно увидеть традиционные китайские колонны с круглым или граненым декорированным стволом и зверьком хуабяо, сидящим на вершине колонны.
Императорские мавзолеи и самые крупные храмы, наряду с главными дворцами, были наиболее почитаемыми комплексами в китайском городе. Часто перед главными входами в них ставились парные особые стелы, на которых были надписи о том, что в этом месте нужно сойти с коня или выйти из носилок или повозки. Начиная с этого места, всем посетителям, независимо от ранга, можно было двигаться дальше только пешком. С приходом к власти маньчжурской династии Цинь (1644-1912) эти надписи стали делать на нескольких языках, не только на китайском языке, но и на маньчжурском, а иногда и на третьем, монгольском языке, и на четвертом - санскрите.
Еще одной отличительной чертой таких храмов-монастырей, а также мавзолеев является подход к комплексу - дорога Духов. Ритуальный подход был протяженным, зачастую в несколько сот метров или даже несколько километров. Этот подход мог быть очень разнообразным, но главное, он должен был иметь длинную монументальную аллею с метрическим ритмом человеческих и различных мифических и животных фигур героизированного масштаба, монументальных арок, ворот или ряда ворот.
В мавзолеях помимо захоронений, ритуально оформленной дороги Духов и других элементов благоустройства дополнительно создавались храмы или алтари предков и природных сил, таких, как храмы поклонения горы, под которой находилось непосредственное захоронение.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 344;