Краткий обзор водных путей


 

В истории формирования Русского государства значение рек и озер трудно переоценить. Речные системы послужили основой расселения. славянских племен, образовавших древнерусскую народность.

Река играла важнейшую роль в хозяйстве славян: по ней добирались до сельскохозяйственных угодий и соседних общин, по ней сплавляли лес для стройки и на дрова, перевозили жито и сено, в ней ловили рыбу.

Речные системы русской равнины (Днепра, 3ападной Двины, Волхова и Волги) близко сходятся в верховьях, что способствовало раннему общению племен между собой. С появлением торгового обмена и разделения труда реки стали важными торговыми путями. Наиболее выгодно расположенные на них поселения обрастала ремесленными посадами, постепенно превращаясь в города.

Из многих сотен городов, возникших по берегам рек, можно назвать хотя бы такие исторические центры, как Киев, Москва, Ярославль, Нижний Новгород, о котором в летописи упомянуто, что «В лето 6729 (1221 г.) великий князь Юрий, сын Всеволодов, заложив град при впадении Оки в Волгу и нарече ему имя Новгород».

Говоря о раннем периоде развития речного судоходства, необходимо учитывать, что бассейны крупных рек по существу не были изолированными, поскольку малые размеры судов позволяли перетаскивать их через водоразделы по волокам. Да и сами реки, и в том числе относительно небольшие притоки, протекавшие среди дремучих лесных массивов, имели более благоприятный водный режим, нарушенный позднее бессистемной вырубкой лесов по берегам рек, что привело к их обмелению.

Внутренними водными путями наши предки поддерживали мирные отношения и вели военные действия с Причерноморьем и Византией, Балтийским побережьем, владениями волжских булгар и Прикаспием. По рекам совершалось продвижение русских землепроходцев на восток.

Водные пути определяли направление торговых связей Русского государства с соседними племенами, а затем странами.

Оживленную торговлю русские вели со странами Балтийского побережья и с Причерноморьем. В обмен на русские кожи, мед, воск и другие товары из Греции ввозили парчовые и шелковые ткани, золото, предметы роскоши, масла, вина, фрукты, а из 6алтийских стран фряжские сукна и полотно, янтарь, медь, железо, олово и др. В развитии этой торговли важнейшее значение имел знаменитый путь «из варяг в греки». Этот путь проходил из Балтийского моря по Неве в Ладожское озеро, затем по Волхову через оз. Ильмень в Ловать, откуда суда волоком перетаскивались на Днепр и спускались по нему в Черное море.

На участке между верховьями Днепра и Ловати, отделенными по прямой примерно на 116 км, были два волока. Один из них длиной около 30 км проходил между правым притоком Ловати небольшой речкой Сережь и рекой Торопой - притоком 3ападной Двины. Дальнейший путь шел по 3ападной Двине до ее притока Каспли (или Косопли), по которой суда поднимались до Касплинского озера, а оттуда второй волок длиной также около 30 км вел прямо к Смоленску, стоявшему на Днепре.

Существовал и другой путь, связывающий Балтийское море с Черным, по которому позднее, в конце XVIII - начале XIX вв. была создана Березинская система. Торговые караваны судов, пользовавшиеся этим путем, поднимались по Днепру до Березины и шли до ее верховьев, где в Березину впадает р.Сергут. Пройдя небольшое расстояние по этой реке, суда по волоку длиной около -15 км перетаскивали в оз.Лепель, откуда по вытекавшей из него р.Улле следовали до впадения ее в 3ападную Двину и по ней достигали Балтийского моря.

Рис.1 Водные пути и волоки в X-XIII вв.

Важный торговый путь в средние века проходил по Волге с ее притоками, соединяя Северную Европу и восточных славян с Булгарией Волжско-Камской, государствами Средней Азии и Ближнего Востока.

Для того чтобы оценить значение и роль водных путей сообщения в развитии экономики и формировании Русского государства, достаточно взглянуть на карту и хотя бы в общих чертах представить существовавшую ранее транспортную сеть. Не считая возможным дать ее полное описание, остановимся лишь на отдельных направлениях.

Из 6ассейна Днепра в бассейн Вислы древний путь предположительно проходил по притокам рек Припяти и Буга, или по трассе существующего ныне Днепро-Бугского канала.

Речной путь из Азовского моря к Каспийскому шел вверх по Дону до волгодонского волока, по которому торговые и военные караваны переходили на Волгу и спускались до ее устья.

Ранние связи Киевской Руси с верхней и средней Волгой в IX-XI вв. осуществлялись в основном через реки Вязьму (приток Днепра) и Вазузу (приток Волги) с волоком между ними длиной около 18 км.

Великий Новгород, имея обширную территорию и разветвленную сеть водных путей, торговал с балтийскими племенами, волжскими булгарами и хазарами, с византийцами и северо-восточными финскими племенами. Эти направления торговли определялись и направлениями идущих от Новгорода водных путей, из которых можно выделить следующие:

южные пути в Приднепровье совпадали с путем «из варяг в греки»;

западные пути осуществлялись главным образом по Волхову и Ладожскому озеру (тогда оно называлось озеро Нево), из которого по Неве суда выходили в Балтийское море;

пути на Волгу проходили из оз.Ильмень по р.Поле и ее притоку р.Шеберихе до волоков в верховья Волги и оз.Селигер, или по р.Свири в Онежское озеро и р.Вытегру, откуда, преодолев волок длиной около 8 км, суда попадали в р.Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу;

пути, соединявшие Новгород с Белым морем, проходили по двум основным направлениям:

население земель, прилегающих к Онежскому озеру, пользовалось реками Водлой и Онегой или водными путями, позднее вошедшими в Беломорско-Балтийский канал;

жители большей части Новгородской земли попадали в Белое море по рекам и озерам, которыми позднее прошла Северо-Двинская система.

Войдя в Сухону, караваны судов могли идти не только к Белому морю по Северной Двине, но двигаясь по Вычегде, оказывались и на пути в 3аволочье (т.е. за волоками, соединяющими 6ассейны рек Северной Двины, Мезени и Печоры с новгородскими водными путями). Совместно Сухона и Вычегда представляли собой огромную водную магистраль, пересекающую русский северо-восток.

Связь Вычегды с Печорой осуществлялась между притоками этих рек четырьмя короткими волоками (5-8 км). Таким образом, существовал почти сплошной водный путь протяженностью около 3 тыс.км, начинавшийся у Шексны и заканчивавшийся у полярного взморья.

Пермская земля с бассейном Северной Двины соединялась двумя путями. Один из них шел по рекам Вычегде и Сысоле, а затем волоком до р.Порыша - левого притока Камы. Другой проходил по Северной Кельтме (приток Вычегды) и волоку протяженностью 8-10 км в Южную Кельтму (приток Камы).

В Закамье и бассейне Оби существовал, естественно, другой, более удобный путь по Волге и Каме. Однако до второй половины XVI в. среднее и нижнее течения Волги и Камы находились во владении не всегда мирно и дружественно настроенных сначала волжских булгар, а затем татар. Этим объясняется стремление найти другие пути на Восток, хотя проходили они севернее и были более трудными. Северными путями издавна пользовались и новгородцы, пока транспортные связи Московского государства с Сибирью не переключились на Камское направление.

Татаро-монгольское нашествие на Русь в середине XIII в. более чем на двести лет затормозило ее экономическое развитие. В XIV в. образуется сильное Московское княжество, поставившее цель консолидации русских 3емель. В 1478 г. в его состав вошел Великий Нов1ород, в 1485 г. - Тверь, в 1510 г. - Псков, в 1514 г. - Смоленск и в 1521 г. - Рязань.

Свержение татаро-монгольского ига и образование в конце XV - начале XVI вв. русского централизованного государства отразились на характере и направлении русской торговли и, следовательно, на использовании системы водных путей сообщения.

Централизация политической и экономической жизни с укреплением Московского княжества повлекли за собой и переориентацию торговых путей в соответствии с московскими интересами. Москва становится важнейшим узлом русских водных путей сообщения. Происходил процесс формирования новых направлений водных путей, изменялось экономическое значение отдельных бассейнов. Но в целом реки приобретали все большее значение. Ф.Энгельс, говоря об обширной торговле России наряду с другими европейскими странами с Черноморским побережьем, подчеркивал, что водные перевозки были «основным видом транспорта».

Важнейшим водным путем стала Волга с ее притоками. Постепенно приобретал значение и Дон, соединявший Московскую землю с Причерноморьем, Крымом и Кубанью.

Связь Московского государства с 3ападом осуществлялась по западному пути через Смоленск, занимавший выгодное положение в центре русских водных путей сообщения.

Двинско-Беломорский путь приобрел особо важное, значение для русской торговли после 1553 г., когда английский мореплаватель Ричард Ченслер в поисках северного пути в Китай и Индию, пройдя вокруг Скандинавии, первым из иностранцев вошел в устье Северной Двины.

В интересах развития торговли Иван Грозный разрешил образовать «Компанию для торговли с Россией» и в 1555 г. предоставил этой компании право не только свободной, но и беспошлинной торговли. В 1598 г. в Архангельске имелось 29 иностранных торговых контор, и порт посетило не менее 40 иноземных судов.

Из Москвы в Архангельск доставка грузов шла сухопутьем на Ярославль и Вологду шли к устью Шексны, затем по Шексне и далее Кубинским волоком к Вологде. В Вологде оба пути - водный и сухопутный - соединялись и отсюда караваны судов шли по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине до Архангельска.

Перечисленные здесь основные направления водных путей дополнялись сотнями других рек, в целом составлявших обширную воднотранспортную сеть Русского государства.

Присоединение Казани в 1552 г. и Астрахани в 1556 г. к Московскому государству открыло свободный путь в 3акаспийский край, в Приуралье и Си6ирь. В освоении Сибири и включении ее в состав Русского государства исключительно важная роль принадлежит водным путям.

Между бассейнами Камы и О6и существует обширный водораздел, где располагаются камские притоки: Вишера, Чусовая и притоки Тобола: Тавда, Тур, Исеть. 3ти реки давали возможность перехода с Камы на Обь по нескольким направлениям:

вверх по Вишере в .Лозьву, а из Лозьвы в Тавду до Тобола и далее Иртышом до Оби;

от Соли Камской через Усолку на Сосьву, затем реками Лялей и Мостовой на верховья Туры и далее Тоболом и Иртышом в Обь;

по Чусовой до Серебрянки, откуда волоком в р.Жеравлю, а затем в реки Баранчу, Тагил и Туру.

Достоверных данных о первенствующем значении того или иного направления древнего водного пути между бассейнами Камы и Тобола не существует, однако хорошо известен путь, которым во второй половине XVI в. Ермак прошел на покорение Сибирского ханства. Надо полагать, что этот путь был хорошо известен предшественникам Ермака. Кроме того, был, конечно, известен и морской путь на Обь.

Выступив в поход 1 сентября 1531 г., дружина Ермака поднялась на стругах вверх по Чусовой и ее притоку Серебрянке до волока к Жеравле, впадающей в Баранчу - приток Тагила. Весной Ермак спустился Тагйлом в Туру, а затем Тоболом прошёл до Иртыша.

После похода дружины Ермака освоёние Сибири пошло быстрыми темпами. В 1586 г. в низовьях Туры на месте бывшего городка Чинги-Тура основывается Тюмень, а в 1587 г. при слиянии То6ола и Иртыша - Тобольск. В 1593 г. основываются города Березов и Сургут, в 1596 г. - Нарым, в 1596 г. – Верхотурье в верховьях Туры и в 1604 г. - Томск.

В 1598 г. по государеву указу казак Федор Дьяков обследовал р.Таз. Три года спустя, в 1601 на правом ее берегу, примерно в 210 км выше устья, был основан город Мангазея, послуживший 6азой дальнейшего продвижения на восток и юг.

От Мангазеи к Енисею шли транспортные связи по рекам Таз, Турухан, так как морской путь с запада к устью Енисея, покрытый льдами большую часть года, был крайне трудный для легких деревянных судов.

Достигнув этим путем низовьев Енисея и продвигаясь далее на юг, русские отряды основывают Туруханский острожек (1607), Енисейск (1619), Красноярск и Канск (1628).

В 1627-1628 гг. казак Максим Перфильев и сотник Петр Бекетов, а в 1630 г. атаман Иван Галкин, направившись с Енисея на восток, достигли верховьев Лены. Путь этот был трудным и опасным. Главным препятствием на пути с Енисея на Лену, зянимавшем три месяца были ангарские и илимские пороги. В результате этих походов были основаны Усть-Кутский (1631) и Якутский (1632) остроги.

В след за установлением волокового пути из Енисея на Лену из Енисейска начались регулярные походы служилых и промышленных людей на реки Восточной Сибири.

В 1643 г. якутский воевода Петр Головин послал на разведку Амура отряд из 132 человек во главе с Василием Поярковым, экспедиция которого длилась три года. Выступив из Якутска в начале июля, Поярков по Лене спустился до устья Алдана, поднялся по нему и его притоку Учуру в р.Гонам. После зимовки Поярков перевалил Становой хребет, спустился в р.Брянду, по ней в Зею и затем в Амур, где и зазимовал во второй раз. Весной 1645 г., закончив путь по Амуру, он прошел морем на север вдоль западного побережья Охотского моря и, спустя три месяца, достиг устья р. Ульи (примерно в 100 км южнее Охотска). Оставив здесь часть изрядно поредевшего отряда на зимовку, сам Поярков с небольшим числом казаков и богатым ясаком на санях отправился к верховьям притока Алдана р. Мае, где построил судно и с вскрытием рек Май и Алдана спустился на Лену и вернулся в Якутск.

В 1647 г. был найден и более удобный путь на Амур через приток Лены р. Олекму, затем по ее притоку р. Тунгир и волоку до притока Амура — р. Урка. Именно этим путем в 1649 г. Ерофей Хабаров отправился в свою знаменитую амурскую экспедицию для сооружения укрепленных острожков и заведения пашни в даурской земле.

Великие сибирские реки Обь, Енисей и Лена с их обширными бассейнами и разветвленной сетью притоков обеспечивали водный путь непосредственно от Урала до Охотского моря протяженностью более 8 тыс. км, прерываемый всего тремя междуречными волоками. Начинаясь от верховьев Туры, этот путь проходил по Тоболу и Иртышу в Обь, затем вверх по Оби и ее правобережному притоку Кети, откуда по волоку — к притоку Енисея — Большому Касу или прямо по сухопутью до Енисейска. Далее путь проходил вверх по Енисею, Ангаре и ее притоку Илиму, в верховьях которого в XVII в. возник город Илимск. Здесь находился ленский волок, соединявший Илим с р.Кутой — левобережным притоком Лены. Спустившись по Куте и Лене, суда шли вверх по ее правобережному притоку Алдану, затем по р. Мае и ее притоку р. Юдоме, в верховьях которой находился охотский волок. Через этот волок грузы доставлялись в Охоту, впадавшую в Охотское море, где в 1649 г. возникло поселение Косой Острожек (нынешний город Охотск). Преодоление водного пути от Верхотурья до устья Иртыша занимало 20 дней.

От устья Иртыша по Оби на переход до Сургута требовалось 9 дней, затем до Нарыма — 3 или 4 недели. Отсюда до устья Кети и вверх по ней до Кетского острога добирались дней 8 или 9, затем до Маковского зимовья также по Кети — 6 или 7 недель. К Енисейскому острогу шли сухим путем 2 дня, отсюда также за 2 дня достигали устья Ангары, по которой до Нижнего Братского острога плыли 12 недель и до Иркутского острога еще 4 недели. Спустя неделю, двигаясь вверх по Ангаре, достигали, наконец, Байкала. Таким образом, путь от Урала (Верхотурье) до Байкала занимал около 5 месяцев.

Условия плавания по этому пути хорошо характеризует наказ казачьему пятидесятнику Михаиле Колесову, отправленному в дощаниках из Якутска с «ясачной казною» (т.е. с мехами, полученными в виде ясака с населения). Наказ предписывал «ехать из Якутского острога вверх Леною рекою, днем и ночью, наспех, нигде не мешкая, с великим бережением». А по прибытии в Усть-Кут в тех же дощаниках реками Кутою и Купою идти до устья р. Муки, где «взять подводы под казну великого государя у ямщиков по подорожной и ехать через Ленский волок в Илимский острог. А приехав... в Илимский острог, у столника и у воеводы взять суда и подводы по подорожной и плыть в Енисейский острог и, приплыв в Енисейский острог, бить челом столнику и воеводе, чтоб по подорожной под ту казну великого государя велеть дать подводы и провожатых и ехать в Маковский острог, не мешкая нигде, и в Маковском острожке тое великого государя казну покладчи в дощаники, на чем бы поднять можно, и везти от воды надежно и бесстрашно плыть Кетыо рекою до Кецкого острога, а от Кецкого острога до Оби реки и Обью рекою до Нарыма, до Сургута, до Иртышского устья и вверх по Иртышу и в Тобольск, а из Тобольска до Тюмени, до Туринского острога, до Верхотурья, через Верхотурский волок и русскими городами до Москвы ехать наскоро, днем и ночью, безо всякой мешкоты».

В естественном состоянии далеко не всегда реки обеспечивали необходимые для судоходства условия. Препятствовали плаванию судов и мелководье, и пороги, и водоразделы между бассейнами соседних рек, преодолевать которые приходилось, перетаскивая волоком суда из одной реки в другую. Однако в средние века реки были единственными (если не считать гужевых дорог) путями сообщения, по которым обеспечивались торгово-экономические связи между племенами и странами, совершались военные походы, шла колонизация отсталых окраин и осуществлялось административное влияние в интересах консолидации разрозненных феодальных владений в единое Русское государство.

 



Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 699;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.