Проект перестройки Кремлевского дворца (1767-1775 гг.).
В это время в Кремле были лишь разрозненные палаты, по- | этому требовалась полная перепланировка всего Кремля. По проекту основу всего ансамбля составляли заново спроектиро-
• ванные здания дворца и правительственных учреждений. Внутри громадного треугольника Кремля, образуемого этими здани- : ями, формировалась система парадных площадей с триумфальной колонной в центре, и городских магистралей.
Главный фасад дворца выходил на набережную и связывался с ней лестницами и террасами. Нижние этажи с подсобными , помещениями трактовались как цоколь. Два верхних этажа объединялись ионическими капителями и портиками. Площадь дворца должна была быть около 4,5 га, длина фасада по набережной Москва-реки — 1200 м, а высота от 30 до 40 м. Дворец мог затмить все прославленные сооружения мира.
В 1773 г. состоялась торжественная закладка Екатериной II мраморного кирпича в фундамент дворца, была разобрана часть кремлевской стены, но на этом дело и закончилось. Стоимость дворца составляла более 50 млн. рублей, что было нереально в момент подготовки и ведения войны. Строительство приостановили, выдвинув причиной возможность оползней.
О грандиозности проекта Кремлевского дворца говорит деревянная модель, сохранившаяся в музее архитектуры им. Шу- сева в Москве. Для его создания были использованы детали дворца в Коломенском.
Другим крупным произведением В.И. Баженова, является ансамбль загородной резиденции Екатерины II под Москвой, (названной Царицыно.
К Царицыно (1775—1785 гг.)
В 1755 г. во время прогулки Екатерина обратила внимание на «прелестные виды» имения Черные грязи, принадлежавшего князю С. Д. Кантемиру. Купив имение, Екатерина назвала его Царицыным и решила возвести там свою подмосковную рези- денцию в «мавритано-готическом стиле».
Екатерине, немке по происхождению, понравился псевдоготический стиль баженовской «Панорамы Царицына», на кото
рой она многое переправила, —- убавила ширину лестниц и окон, пожелала, чтобы все строения были покрыты привычной по родным германским постройкам черепицей. Но Баженов создал не традиционную «классическую» готику Западной Европы, а синхронную ей русскую средневековую архитектуру с сочетанием красного кирпича и бело-сахарными деталями, цветов вятичей — предков москвичей. Он творчески переработал все своим самобытным русским сознанием и дал свое, баженовское прочтение и понимание «готики», совсем не такое, которое ожидала увидеть Екатерина. Поэтому Баженов был отстранен от завершения строительства сиятельной заказчицей, приказавшей разрушить созданное им красно-белое узорочье «русской сказки».
В целом ансамбль решался Баженовым в характерном для московского зодчества XVI—XVII веков стиле, особое внимание обращалось на гармоничное сочетание построек с ландшафтом Царицынского пруда и реки Городенки. Из царицынского ансамбля до нас дошли Малый (фигурный) мост, Интимный (Малый) дворец, Оперный дом, Хлебный дом и Хлебные ворота с галереей.
В 1875 г. Екатерина, недовольная строительством, приказала разрушить дворец. Царица велела строить новый дворец давнишнему соратнику Баженова — Матвею Казакову.
Казаков возвел на месте разрушенных дворцовых корпусов свой Большой дворец, в котором пытался сочетать каприз «маврита- но-готического замысла» Екатерины и идею Баженова. Завершению строительства помешала очередная русско-турецкая война, а затем и смерть Екатерины.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2594;