Те же, которые уходят корнями в радикальную традицию, как правило, называются теориями “конфликта”.
Среди ведущих функционалистских теоретиков современности можно выделить американского исследователя Парсонс, который подходит к проблеме неравенства с точки зрения общества, рассматривая неравенство как необходимую черту любого нормально функционирующего человеческого общества -“Социальное неравенство является, таким образом, бессознательно созданным средством, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные позиции сознательно заполняются наиболее квалифицированными людьми”. Стратификация возникает прежде всего из потребностей общества, а не из потребностей и желаний индивидов.
Его последователь Дэвис утверждает, что системы стратификации возникают в ответ на две специфические потребности, присущие любому человеческому обществу.
Во-первых, есть потребность дать более способным членам мотивацию к занятию важных и трудных позиций, требующих способностей выше средних.
Во-вторых, общество должно мотивировать таких людей, который занимают такие позиции, выполнять свои обязанности. Следовательно, оно должно обеспечить их большим вознаграждением.
Дэвис перечисляет два фактора, являющихся детерминантами величины вознаграждения за занимаемые позиции:
1) их функциональная важность для общества;
2) относительная дефицитность квалифицированного персонала.
Позиции, которые очень важны и которые испытывают недостаток квалифицированного персонала получают наибольшее вознаграждение. Те, которые не являются важными и которые имеют избыток квалифицированного персонала, получают минимальное вознаграждение. Поскольку все позиции никогда не могут быть одинаково важными, а все люди не могут быть в равной мере квалифицированными для занятия более ответственных позиций, неравенство неизбежно.
Теоретики конфликта, как видно из их названия, рассматривают социальное неравенство как возникающее из борьбы за ценимые дефицитные товары и услуги.
Подчёркивают:
-интересы, которые разделяют.
- элемент господства и эксплуатации.
- принуждение.
- борьбу за власть и привилегии.
Исторические типы социальной стратификации
ДЕВЯТЬ ТИПОВ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ:
- Физико-генетическая
- Рабовладельческая
- Кастовая
- Сословная
- Этакратическая
- Социально-профессиональная
- Классовая
- Культурно-символическая
- Культурно-нормативная
ФИЗИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ стратификационная система, в основе которой лежит дифференциация социальных групп по "естественным", социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются здесь ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или путем его фактического применения, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система господствовала в первобытно-общинных обществах, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Наибольшим престижем здесь обладают те, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому же насилию - здоровый молодой мужчина - кормилец в крестьянской общине, пробивающейся плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства. Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, во многом - продукт милитаризма древних и современных обществ.
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ - также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы совершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, более того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем крайне разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан. И холопство на Руси времен "Русской правды". Это плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных Штатов до гражданской войны 1861-1865 гг. Это работа военнопленных и депортированных на немецких частных фермах в период Второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже достаточно разнообразны. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерным было долговое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство собственных детей при отсутствии сил на их прокормление существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников против режима. Эта практика воспроизводится много позднее - в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь разве что в скрытых внеюридических формах).
КАСТОВАЯ. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет из себя замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится четкое место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Высшее положение занимает каста "идеологов", обладающих неким сакральным знанием. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система отменена здесь лишь в 1950 г.). И сегодня в более сглаженном виде кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждаются в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя националистическая идеология.
СОСЛОВНАЯ стратификационная система. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обязанностями имеются в виду обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являют феодальные западно-европейские общества или средневековая Россия.
ЭТАКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - (от французского и греческого - "государственная власть"). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных рупп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же формальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные - играют производную роль. В древности этакратическая система нашла яркое выражение в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенных, впрочем, отнюдь не только в Азии (Перу, Египет). А в двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых "социалистических обществах" и, возможно, даже играет в них определяющую роль.
Далее следует шестая, СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ стратификационная система. В рамках этой системы группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессионально роли - обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипломов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем, сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории имеются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколько-либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, научных степеней и званий, открывающих дорогу к квалифицированным и престижным рабочим местам.
КЛАССОВАЯ система. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному подходу. Различия между группами здесь принимают экономический характер. Это прежде всего различия в размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал,но не сам статус).
Остались еще две менее изученные стратификационные системы.
Первую из них можно условно назвать КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась магам и шаманам, в средневековье - служителям Церкви, толкователям священных текстов и, возможно, всем сколь-либо грамотным людям, в Новое время - ученым и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, обладание научной истиной, выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто обладает возможностями манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных - смесь партократического и технократического манипулирования; а для постиндустриальных - технократическое манипулирование.
Наконец, последний, девятый тип стратификационной системы следует назвать КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНЫМ типом. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (терминология, жаргон, сленг) - все это ложится в основу социального деления. Причем, происходит не только разграничивание "своих" и "чужих", но и ранжирование групп ("благородные - не благородные", "порядочные - не порядочные", "элита - обычные люди
- дно"). Благородные манеры джентльмена, праздное потребление аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя - не только становятся знаками высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений. Впрочем, это касается не только обособления элиты, но дифференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют "исправные хозяева", живущие "по обычаю" и по "совести", а есть лодыри, отщепенцы, "перекати-поле". И на самом "дне" внутри преступного мира тоже есть своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя "аристократия". Появление контркультур и так называемого "антиобщественного поведения", кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе. Основные черты девяти стратификационных систем сведены в табл.1.
Таблица 1. ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Тип системы | Основа различия | Способ закрепления различий | |
Физико-генетическая | Пол, возраст, физические данные | Физическое принуждение, обычай | |
Рабовладельческая | Права гражданства и собственности | Военное принуждение, кабальное право | |
Кастовая | Религиозное и этническое разделение труда | Религиозный ритуал, этническая замкнутость | |
Сословная | Обязанности перед государством | Правовое оформление | |
Этакратическая | Ранги во властной иерархии | Военно-политическое господство | |
Социально-профессиональная | Род занятий и квалификация | Образовательные сертификаты | |
Классовая | Размеры собственности и доходов | Рыночный обмен | |
Культурно-символическая | Сакральное знание | Религиозное, научное и идеологическое манипулирование | |
Культурно-нормативная | Нормы поведения, стиль жизни | Моральное регулирование, подражание |
Рабовладельческая, сословная и кастовая системы включают в себя элементы пожизненности и формально-юридического наследования. Прочие же системы формально пожизненного характера статусов и их наследования не предусматривают.
Основные понятия социальной стратификации
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществве, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привелегий. В первоботном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти, престижу. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений ( мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым.
Термин "стратификация" пришел из геологии, где он обозначает расположение пластооов земли по-вертикали. Социология уподобила строение общества строению земли и разместила социальные слои (страты)также по вертикали. Основанием служит лестница доходов:бедняки занимают низшую ступень, зажиточные группы населени - среднюю, а богатые - верхнюю.
Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно равные доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами -основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки или оси координат. Все они расположены вертикально и последовательно:доход, власть, образование, престиж..
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарпллаты, пенсий, пособий, алиментов, ганораров, отчислений от прибыли.Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т.е. наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведение искусства) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получить как работающие, так и неработающие наследники, а доход - только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования является доход, так как в первом случае, если и есть богатство, то оно незначительно, а во втором его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Богатства и доходы распределяются неравномерно и означаютэкономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т. д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой ОТд дых и т. д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т. д.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе - 4 года, неполной средней - 9 лет, полной средней - 11. колледже - 4 года, университете - 5 лет, аспирантуре - 3 года, докторантуре - 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.
Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения Президента России распространяются на 148 миллионов человек (выполняются ли они - другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира - на 7-10 человек.
Сутьвласти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, то есть охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной,- составляют институционализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.
Три шкалы стратификации - доход, образование и власть- имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он - субъективный показатель.
Престиж- уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его специальными методами. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.
Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали, что под влиянием таких глобальных процессов как индустриализация, урбанизация, информатизация общества растет и качественно усложняется социальная дифференциация.
Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются и являются более престижными. Как следствие, образование и подготовка становятся все более важными факторами, определяющими положение человека в начале его профессиональной карьеры, да и сказываются на всем жизненном пути человека. Кроме того, индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами, для индивидов и групп образование становится самостоятельным фактором их позиции в ранжированной стратификационной иерархии.
Преобладающая часть моделей стратификации раскрывает отношения групп людей по поводу распределения власти, собственности и, как будет показано дальше, знания, в сфере трудовой деятельности. Можно признать эту сферу проявления неравенства доминирующей в индустриальных и постиндустриальных обществах. Но значительная часть членов общества (во многих странах - большинство населения) не может быть отнесена к социальным группам по признакам занятости (пенсионеры, учащиеся, неработающие женщины и многие другие категории людей). Проблема определения социальной принадлежности всех этих членов общества - одна из сложных задач стратификационной теории.
Создано множество моделей стратификации, в которых используются в качестве главных иные критерии ранжирования социальных позиций. Речь идет о двух моментах.
Во-первых, в современном мире и сегодня ощутимо присутствие нескольких основных типов стратификации, существующих многие столетия на базе различий в культурах и экономических отношениях: кастовой, сословной, классовой (слоевой). При этом во многих современных обществах эти стратификационные системы сосуществуют и взаимодействуют.
В постиндустриальных и информационных обществах приобретает самостоятельное значение культурно-статусная стратификация. Если властной и собственнической стратификации, связанной со стремлением властных групп к исключительному обладанию властью и престижем, соответствует вертикальное соотношение социальных позиций, то культурно-статусному порядку, смысл которого заключается в сохранении статусными группами своих разнородных (количественно не соизмеримых) ценностных представлений, адекватна неиерархическая модель.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 446;