Храм Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного)
(1555-1560 гг.)
Собор (рис. 97) построен в честь взятия Казани Бармой и Постником. В плане это 9 отдельных столпообразных церквей, объединенных поднятым над землей основанием. Первоначально крытые галереи и богатые крыльца отсутствовали, а все здание было покрашено в красно-коричневый цвет, на фоне которого выделялись белые детали. Помимо 9 основных позолоченных глав, 8 главок возвышаются над кокошниками центрального столпа и несколько украшают западный столп. Шатровый объем высотой 42 м, возвышаясь над остальными, объединяет их. Восемь столпов, группируясь вокруг центрального, вписываются в плане в геометрическую фигуру близкую к 2 квадратам, пересекающимися под 45°. Целостные объемы органично сочетаются с богатой пластикой из кирпича и белого камня — кокошниками, декоративными гирьками и машикулями, взятыми из крепостного строительства, рельефными кругами узлов, заимствованными из деревянного строительства, поясками, керамическими поливными деталями и т. п.
В рисунке многих декоративных деталей, в силуэте здания праздничная торжественность образа сочетается с монументальностью здания — ансамбля, являющегося важнейшим градостроительным акцентом столичного центра.
Гражданская архитектура Кремля XV-XVII вв.
В конце XV — начале XVI века в Кремле разворачивается широкое дворцовое строительство: возводится здание для парадных приемов — Грановитая палата, а с 1499 года ведется строительство Каменных палат, составлявших архитектурный комплекс великокняжеского дворца в Москве.
Грановитая палата (1487—1491 гг.) (архитекторы: Марк Фрязин (Марко Руффо) и Пьетро Антонио Солари)
Палата входила в обширный комплекс дворцовых царских палат, возведенных в конце XV — начале XVI вв. на Соборной площади и служила парадным тронным залом. Ее главный фа
сад облицован граненным рустом — отсюда произошло и ее название. Здание покрыто 4-скатной высокой крышей.
До перестройки после пожара 1682 года окна второго этажа были со стрельчатым завершением, парными и меньшего размера. Вход в палату был со стороны южного фасада, к нему вела открытая Красная лестница, украшенная не сохранившимися фигурками золотых львов. Перед входом в просторный интерьер традиционного для Руси одностолпного зала площадью 495 м2, перекрытого 4 крестовыми сводами находились Святые сени с резными золочеными порталами. Стены и своды зала были расписаны, а позже обиты тканями, закрывшими обветшалые фрески. В 1882 г. палехские иконописцы повторили композиции древней стенописи.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3041;