Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—87 гг.)
Это один из самых знаменитых памятников ярославской архитектуры. В подражании Успенскому собору в Москве, а также церкви Иоанна Златоуста в Ярославле (рис. 101), храм пятиглавый, симметричный. С востока композиция храма представляет собой уникальную картину: над пятиапсидным низом (они одинаковой высоты) разворачивается вширь декоративная стена храма и приделов, над которой возвышаются 15 глав, собранных в 3 пятиглавые группы.
Стены храма, галерей и крыльца обильно декорированы ширинками, цепочками кубышек и изразцов. Восточная стена служит фоном для далеко выступающих вперед апсид, стены которых ярко расписаны по кирпичу под «бриллиантовый» руст. Темно-крас- ные тона кирпича всех остальных фасадов прекрасно сочетаются с голубовато-зелеными изразцами. Красочна и радостна фресковая роспись интерьеров.
Рядом находится 45-метровая колокольня из 7 ярусов. Она была возведена позже в виде последовательно уменьшающихся вверх восьмериков.
Под влиянием расширения культурных связей с Украиной и Белоруссией усиливаются декоративные тенденции в архитектуре. Типичным примером русского узорочья является
Троицкая церковь в Останкино (1678—92 гг.)
(архитектор — Павел Потехин — крепостной графа
Шереметьева)
Это бесстолпный пятикупольный храм с двумя приделами, стоящий на высоком подклете и завершенный крупными луковичными главами на тонких вытянутых барабанах, к которым подводят яруса кокошников.
В пышном до чрезмерности убранстве церкви использованы все приемы и формы русского узорочья: тщательно выполненные из кирпича детали декора, белокаменная резьба, поливные изразцы. Колокольня церкви (более поздняя) и крыльцо перекрыты шатрами.
В конце XVII века завершающим этапом развития архитектуры этого времени стало появление богато декорированных, живописных объемно-пространственных композиций ярусных церквей. Ярусные храмы XVII века ставятся на высокий подклет с гульбищем, основной объем часто завершается колокольней.
В Московском зодчестве XVII века складывается стиль, оказавший большое влияние на архитектуру других русских городов. Это стиль «нарышкинское барокко». Образцом этого стиля может служить
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3141;