Тема 3.10.4. Архитектура Русского государства XV — начала XVIII вв.
Объединение русских земель, вызванное необходимостью самообороны, и последующее освобождение от татаро-монгольс- кого ига способствовали политическому, экономическому и культурному росту русского государства. В это время развернулось строительство крепостей, кремлей и укрепленных монастырей в центральной части русского государства, а также на западных
границах (Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри) и со стороны Казанского и Сибирского ханств. Вокруг Москвы образовалось кольцо монастырей-крепостей — Новодевичий, Донской, Андроников, Новоспасский, Симонов и др. Вторая укрепленная линия монастырей и кремлей была сооружена на стратегических подступах к Москве: Троице-Сергиев, Звенигородский монастыри, Коломенский, Серпуховской кремли и др.
Ведущая роль в архитектуре той эпохи принадлежала Москве. Хотя правители Москвы все еще носили титул великих князей, но по своему положению они сделались крупнейшими государями Восточной Европы, деятельно стремившимися завершить процесс объединения страны и придать Москве столичное величие, построив «Третий» Рим. В конце XV — начале XVI века начинается бурная строительная деятельность. Укрепленное Московское государство стремится собрать все лучшие черты русских архитектурных школ различных княжеств. Необходимо было позаботиться о новых военно-оборонительных сооружениях Москвы, возведении новых грандиозных по масштабу соборов и великокняжеского дворца. В Москве и ее округе не было достаточного количества зодчих и инженеров-архитекторов. Поэтому московские дипломаты в поисках архитекторов обратились в страны Западной Европы, в основном в Италию, где в это время царит стиль Высокого Ренессанса. Итальянские мастера, проработавшие в Москве с конца 70-х годов XV и до 30-х годов XVI века стремятся привнести в архитектуру Москвы свои и применить местные архитектурные традиции.
Одновременно продолжает развиваться раннемосковская архитектура, тесно связанная с владимирской. Ее характерными чертами являются: силуэтность застройки; простота планов 4-столпных, почти квадратных одноглавых храмов, обычно имевших 3 апсиды, килевидные очертания порталов и закомар.
Высокого расцвета достигает иконопись, народное декоративное искусство.
Значительный прогресс произошел в русской архитектуре при кардинальной перестройке Московского Кремля, предпринятой Иваном III и Василием III в период завершения процесса образования централизованного Русского государства.
Работы по перестройке Кремля начинаются с 70-х годов
15века.
• Первые деревянные стены Кремля были построены еще в 1156 году.
• При Иване Калите в 1339—1340 гг. границы Кремля были значительно расширены и стены выполнены из дубовых бревен, которые сгорели во время пожара.
• В 1367— 1368 годах при внуке Ивана Калиты — князе Дмит- рии Ивановиче (Донском) были построены белокаменные стены и несколько башен Кремля. В 1464—1466 гг. стены были частично обновлены зодчим Ермолиным. Но и они недошли до нас, т. к. были известняковыми, осталась лишь внутренняя забутовка и часть фундаментов.
• При Иване III параллельно со строительством культовых и гражданских сооружений началась новая, третья перестройка стен и башен Кремля, дошедшая в основном до наших дней (рис. 94).
Кирпичные стены Кремля на белокаменном цоколе с забутовкой из булыжника и каменного лома на известковом растворе с внутренней стороны имеют глухую аркаду с боевой площадкой вверху. Завершением стен с самого начала являлись двухгорбые зубцы, «ласточкины хвосты». Высота стен без зубцов от 5 до 17 м, толщина — от 3 до 6 м. Выдвинутые вперед башни «контролировали» стены: где больше опасность, там башни стоят теснее.
Каждая башня-крепость внутри разделена сводами и деревянными настилами на ярусы. В башнях имелись амбразуры для орудий, а в стенах — для стрелков. Для лучшего обзора угловые башни были круглыми и многогранными, а промежуточные — прямоугольными. Площадь Кремля составляет — 27,5 га, протяженность стен с башнями — 2235 м. Всего в Кремле 20 башен — 19 по периметру стен и Кутафья — предмостная.
Кремлевские соборы
Успенский собор (1475 — 1479 гг.) (архитектор Аристотель Фиораванти)
Реконструкция Кремля началась с перестройки главного храма Москвы Успенского собора (рис. 95).
Для сторительства собора был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиорованти. Он создал монументальный белокаменный собор, близкий по своим традициям архитектуре Владимира и Новгорода.
В плане это шестистолпный 5-главый храм с 5 абсидами из кирпича, облицованного белым камнем. Кровля выполнена по сводам равной высоты. Поэтому в отличие от владимирского, внутреннее пространство носит зальный (в летописи «палатный») характер. Внутренние круглые столбы увеличивают впечатление просторности.
Фасад собора равномерно расчленен на 4 части пилястрами изавершениями закомар. Высота собора 38 м. Посередине высоты стен — горизонтальная тяга, ниже которой проходит декоративный аркатурный пояс, характерный для архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Боковые входы оформлены романскими перспективными порталами.
В архитектуре собора Фиораванти применил новые строительные приемы:
• глубокое заложение фундаментов (в виде 4-метровых дубовых столбов);
• план собора состоит из 12 равных квадратов без выделения центрального подкупольного пространства;
• применяются крестовые своды, в основе которых — модуль, более прочная ячейка, не требующая массивных опор;
• используются пропорции золотого сечения, вводятся ордерные формы;
• вместо дубовых впервые используются более легкие металлические связи;
• при строительстве храма были применены подъемные механизмы.
В интерьерах хорошо сохранились фрески Рублева, Дионисия (35 святых и акафист Богоматери). В 80-х гг. появилась алтарная преграда и иконостас.
Строгий, величественный характер собора отвечал идее главного государственного сооружения — храма, где следуя традициям Киевской и Владимиро-Суздальской школы, Фиораванти смог создать новый, более просторный и светлый храм.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3618;