Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице (1374 г.)
Церковь Спаса Преображения, в отличие от более ранних храмов, была перекрыта на 8 скатов. В этом проявился, с одной стороны, рациональный подход к перекрытию, более соответствующему климатическим условиям Севера, а с другой стороны, влияние западной готической архитектуры со щипцовыми крышами. Церковь увенчана одной слегка вытянутой главой на высоком, богато декорированном барабане. Фасады расчленены
лопатками на 3 части. Тройные окна, накрытые «бровками», образуют живописные пятна над входами. В декоре храма — тяга к узорочью народного характера: применены декоративные элементы — бегунок, сухарики. Однако традиционные культовые мотивы сохраняют свою ведущую роль, что проявляется обилием выложенных в кирпиче крестов. В 1378 году интерьер церкви был расписан Феофаном Греком, часть росписей сохранилась до сих пор, несмотря на повреждения во время войны. Это единственная новгородская постройка, имеющая документальные свидетельства росписи Ф. Грека.
Наилучшей сохранностью отличаются фрески купола (Пан- тократор с Архангелами и Серафимами.) Несколько однообразный коричневатый колорит остальных фресок объясняется многочисленными пожарами и химическими воздействиями среды.
В архитектуре церкви Спаса Преображения на Ильиной улице прослеживается путь развития культовой архитектуры Новгорода от строгих массивных сооружений крепостного характера к более нарядным изящным сооружениям конца XIV века.
Вторым по величине центром Северо-Западной Руси периода феодальной раздробленности являлся «младший брат» Новгорода — Псков.
Архитектура Пскова в XIII—XV веках проходила примерно тот же путь, что и архитектура Новгорода. Однако приобретение Псковом в 1348 году независимости от Новгорода не замедлило сказаться на своеобразии местного архитектурного творчества. Именно здесь в XIV веке был создан особый тип звонницы — в виде стены с пролетами.
Древнепсковское зодчество приобретает свои наиболее характерные черты к XV—XVI вв. Здесь был создан замечательный комплекс оборонительных сооружений — Детинец. Прекрасно сохранились гражданские сооружения — комплекс каменных жилых домов богатых горожан XV—XVII вв. Это дома Яковлева, Лапина, торговых людей Поганкиных.
Погапкины Палатывозведены, как и многие жилые дома того времени, из серого сланца, имеющего грубую «рваную» поверхность. Поэтому в дальнейшем стены штукатурились и белились. Над каменным подклетом (хозяйственным этажом) возвышались 1—2 каменных или деревянных жилых этажа. Наверху устраивалось летнее жилое помещение — терем.
Отличительной чертой псковского зодчества являлось очень скромное применение декора на фасадах как гражданских, так и культовых построек. Церкви во Пскове строились небольших размеров, они были проще, «уютнее». Это было связано с небольшими размерами города и с нехваткой средств для строительства.
Церкви Пскова имели сильное расширение стен и даже барабана книзу. Обычно главный объем псковских церквей обстраивался дополнительными приделами и ставился на высокий гюдклет. Волнообразным кровлям здесь предпочитали прямолинейные. Все это придавало общей композиции церкви распластанный ступенчатый силуэт. При входе устраивалось широкое крыльцо с массивными столбами и мощеной площадкой — папе ре шью.
Еще одной отличительной чертой псковской архитектуры является применение в интерьерах круглых в плане столбов, зрительно увеличивающих внутреннее пространство — прием, перенятый в дальнейшем древнемосковской школой зодчества. В небольших храмах вводятся ступенчато-перекрещиваюшиеся арки, позволяющие вообще освободиться от подкупольных столбов (церковь Николы Каменноградского). Переход от стен к барабану осуществлялся при помощи тромпов или ступенчато, но последний прием не получает в дальнейшем широкого распространения.
Примерами ранней псковской культовой архитектуры являются Преображенский собор Мирожского монастыря, церковь Успения «с пароменея», Воскресения «со стадища» (рис. 86).
Наиболее полно зодчество древнего Пскова характеризует
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3037;