Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
Неподалеку от Боголюбова, среди заливных лугов стоит храм Покрова, вошедший в историю мирового искусства как памятник необычайного совершенства архитектурных форм (рис. 83). Церковь восхищает безукоризненной соразмерностью всех соотношений, чистотой и ясностью очертаний.
Церковь сооружена в 1165 году по воле князя А. Боголюбс- кого на месте слияния рек Нерли и Клязьмы — важных торговых и военных путей.
Предположительно храм посвящен:
• Победоносному походу владимирских полков в 1164 г. на булгар, которые в качестве дани возили сюда камень.
• Празднику Покрова Богородицы, введенному князем без согласия Киева, что означало особое покровительство Царицы небесной.
• Сыну князя Андрея —- Изяславу, погибшему в походе.
Место, выбранное для возведения храма, было мало пригодно для строительства, т. к. вода, поднимаясь до 3,5 м, доходила до подножья храма.
Фундаменты храма выполнены из булыжного камня на глубине 1,6 м и опираются на слой тугоплавкой глины. Над фун-
даментом — основание из тесаного камня в виде стен высотой 3,7 м. Снаружи эти стены засыпаны искусственным холмом и утрамбованы, т.е. основание находится на глубине 5,3 м. Для отвода воды внутри проложены каменные желоба.
Церковь построена из белого, тщательно обработанного камня. План очень строг и гармоничен. Основные опорные столбы, поддерживающие барабан купола, не квадратного, а крестчатого сечения и поэтому выглядят очень стройными. Входы обработаны романскими порталами, окна обрамлены уступчатым профилем и как бы раскрываются наружу, показывая одновременно толщину и надежность стен.
Посередине высоты стен проходит аркатурный поясок из изящных тонких колонок, опирающихся на выпущенные из стен консоли в виде масок. Наружные поверхности стен расчленены, вертикально на 3 части по каждому фасаду при помощи тонких полуколонок, завершающихся изящными капителями.
Завершение стен закомарами отвечает очертанию полуцилин- дрических сводов.
Во всей композиции преобладает вертикальность, устремленность вверх, к золоченному куполу, имевшему первоначально шеломообразную форму. Декоративная обработка барабана под куполом создана орнаментальными поясами из зубчатых треугольников — мережки, похожих на висячие кружева, и поясом из полукруглых кокошников. Окна и барабаны окаймлены аркатурами на тонких полуколоиках.
В системе декора сочетаются традиционно русские и некоторые декоративные элементы романского стиля — аркатурный пояс посередине здания, перспективный портал. Заметны и восточные мотивы — рельефы на камне сходны с рельефами Армении, с которыми у Руси имелись торговые и культурные связи. Повторяющиеся элементы арок создают ощущение живой пульсации здания.
Скульптурные украшения здания немногочисленные, но удивительно тактично расположенные в полукружиях закомар, лишь в центре опускаются чуть ниже. Здесь повторяется композиция с царем Давидом, связанная с прославлением девы Марии.
В 1954 г. при археологических раскопках были обнаружены фундаменты не сохранившейся арочной ограды — галереи, огибающей церковь с трех сторон на расстоянии 2,5 м. В 1803 году шлемовидную главу заменили луковичной, а еще полвека спустя к северу от храма выстроили кирпичные ворота с колокольней.
Характерные черты церкви:
• один купол;
• сочетание византийских, армянских, романских и русских традиций;
• элементы русской вышивки и деревянной резьбы в камне;
• расширение храма книзу;
• простота форм;
• устремленность вверх;
• щелевидные окна;
• связывание воедино огромного окружающего пространства.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3419;