Церковь Спаса на Нередице (1198 г.)
Эта небольшая четырехстолпная одноглавая церковь (рис. 84) отличается гармоничностью пропорций, строгостью и лаконизмом. Церковь имеет сильное расширение книзу, что придает сооружению особую тектоническую устойчивость.
Сложенная из местного камня с кирпичными прослойками и покрытая толстым слоем штукатурки, церковь поражает строгой геометричностью форм и живописностью поверхностей. В известковый раствор штукатурки добавляли толченый кирпич, придававший постройкам «теплый» оттенок, так необходимый на
севере. Фасады церкви делились простыми выступающими лопатками на три поля, завершающиеся полукруглыми закомарами. Боковые апсиды у церкви ниже и меньше выступают.
Интерьеры церкви были известны своими великолепными древними фресками, которые были почти полностью уничтожены во время Второй мировой войны. Поистине чудом мировой реставрации стало их частичное восстановление русскими мастерами.
В XIV — XV веке Новгород достигает своего расцвета, строительство ведут цеховые организации на средства города, богатых горожан, вскладчину от приходов и улиц. Примерами являются церкви: Параскевы Пятницы (1207 г.), Николы на Лип- не (1292 г.), Федора Стратилата на ручью (1361 г.), Власия на Волосовой улице (1365 г.), Спаса Преображения на Ильиной улице (1374 г.). В Пскове — церковь Богоявления в Запсковье, Василия на Горке (1413 г.).
В начале XIII века в Новгородском княжестве намечаются своеобразные тенденции развития зодчества. За счет боковых нефов планировочно укрупняется центральное пространство соборов. В свою очередь конструктивный прием перекрытия боковых нефов четвертными сводами создал предпосылки для объединения на фасадах линии закомар под общей восьмискатной кровлей. Позже лопасти стен объединяются единым фронтоном. Таким образом, в XIII—XV вв. в Новгороде осуществляется строительство церквей с тремя видами завершения стен:
• позакомарным,
• трехлопастным,
• фронтонным.
С конца XIII века в Новгороде строятся, в основном, четы- рехстолпные одноглавые приходские и «уличанские» церкви. Примерами являются однокупольная трехлопастная Церковь Власия на Волосовой улице (1365 г. — конец XIV в.)(интересно сочетание поклонения христианскому святому Власию и языческому богу Волосу; а также Церковь Федора (Феодора) Стратилата на ручью (/361 г.).
Это одноглавая церковь (рис. 85) местного святого была построена вскладчину всей улицей. В отдалении находится шатровая колокольня. В церкви применено цельное трехлопастное перекрытие с пониженными в углах полусводами, благодаря чему объем внутри стал свободнее, потолки выше. Творческая пере-
работка византийского типа крестово-купольного храма привела к новой архитектурной композиции, не похожей на свои прототипы.
Храм имеет одну большую апсиду, которая своей декоративной обработкой напоминает апсиды французских романских церквей. Глава храма великолепно гармонирует с обшим силуэтом здания. Барабан главы своеобразно декорирован аркатурным пояском и «мережкой». Над окнами барабана применены небольшие арочки.
В целом на фасадах использован очень сдержанный декор. В интерьерах сохранились фрески XIV века.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3180;