Дмитриевский собор во Владимире (1194—1197 гг.)
Сказочным богатством резьбы выделяется бывший дворцовый храм князя Всеволода Большое Гнездо — Дмитриевский собор во Владимире. К моменту его сооружения Владимиро-Суздаль- ское зодчество вступило в пятое десятилетие своего развития. Оно прошло путь от суровых, лишенных всякого декора построек, возведенных в пору Ю. Долгорукого, к стройным храмам времени А. Боголюбского с их изысканными фасадами, и к царственной пышности архитектуры эпохи Всеволода.
Дмитриевский собор служил цели прославления государя и его державы и входил в состав ансамбля великокняжеского дворца.
В его основе все тот же тип однокупольного 4-столпного храма, как и у собора Покрова на Нерли. Однако все его пропорции совершенно иные: он более просторен и широк в своих частях и поэтому у него нет такого порыва ввысь. Хотя декор по своему характеру аналогичен более ранним храмам, но гораздо богаче их.
Все верхние части стен снаружи, закомары и даже межокон- ные поверхности барабана покрыты скульптурным рельефом, в котором немногочисленные библейские сюжеты переплетаются с обильными изображениями сказочного характера.
Подолгу можно рассматривать покрывающие стены рельефы львов, барсов, фантастических птиц, затейливый орнамент, образующий сложные композиции. В центральной части всех трех фасадов среди птиц и зверей помещен библейский царь Давид с гуслями — композиция, связанная в древнерусском искусстве с прославлением красоты и совершенства мироздания.
Группа рельефов над правым окном южного фасада образует композицию «Вознесение Александра Македонского на небо», которая воспринималась как символ могущества верховной власти. Не случайно симметрично ей на северном фасаде помещен скульптурный портрет Всеволода III в окружении сыновей. Очень интересны изображения подвигов Геракла.
Внутри собора сохранились остатки фресок XII в. — «Страшный суд».
Храм отличается монументальностью, спокойными пропорциями. Все «романские» декоративные детали получают самое полное развитие: широкие пилястры с полуколонками фасадов подчеркивают вертикальный ритм сооружения, что находит свое продолжение в тонких колонках барабана купола, обрамляющих узкие щелевидные окна. Но этот вертикальный ритм гасится плавными дугами закомар, тяжелым шлемом купола и аркатур- ным поясом.
По своему характеру это уже не «интимный» (как Покрова), а «дворцовый» храм.
Недолгое (около 80 лет), но блистательное развитие архитектуры Владимиро-Суздальского княжества, создавшее великолепные памятники мирового зодчества было прервано татарским нашествием.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2642;